Гронский А.В. Мифы о моногамии и полигамии в XXI веке

МИФЫ О МОНОГАМИИ И ПОЛИГАМИИ В XXI ВЕКЕ

Гронский А.В.
Канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии НГМУ,
г. Новосибирск

 

В традиционном понимании миф это возникшее в первобытном обществе сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях и первопредках. В эпоху Просвещения и Рационализма слово «миф» приобретает дополнительное значение «заблуждения» или «лжи». В 20 веке термин приобретает новые, дополнительные коннотации. Так представитель французской семиотической школы Ролан Барт писал: «Сущность мифа не определяется ни тем, о чем он повествует, ни его материальным носителем <…>. <…> поскольку миф это слово, то им может стать все, что достойно рассказа». (Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. Сс. 72–130). Барт подчеркивал, что миф — это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Он реализует себя в рекламе, кино, телевидении и т. д. Источником мифотворчества в 20 веке становится также наука. Тесную связь между наукой и мифологией подчеркивал А.Ф. Лосев: «Существующая реально наука всегда так или иначе мифологична». И далее: «Когда «наука» разрушает «миф», то это значит только то, что одна мифология борется с другой мифологией». (Лосев А.Ф. Диалектика мифа). Стали возникать такие словосочетания как «политический миф», «рекламный миф», «научный миф» и т.д. В психологии появились термины «миф о душевной болезни» (Szasz T., 1960), семейный миф» (Ferreira A. J., 1966).

Таким образом, в современном значении под словом «миф» можно подразумевать любое устойчивое представление индивида или социальной группы о реальности, не имеющее под собой достаточного эмпирического обоснования и не предполагающего оного. Наряду с новыми в постсовременном обществе продолжают действовать и архаичные мифы, почерпнутые из национального эпоса, сказок, религиозных и культурных традиций. Современная мифология, таким образом, является частью жизненного мира человека определяя, казалось бы, самоочевидный опыт.

Цель данной работы — изучить мифы, которые влияют на брачное и сексуальное поведение современных людей. В данной статье мы исследуем два распространенных мифа, влияющих на сексуальное и брачное поведение — «миф о моногамии человека» и миф, согласно которому моногамная семья является единственно возможной формой организации брачных отношений.

Нами было проведено пилотажное исследование с целью выявить распространенность расхожих в нашей культуре представлений о сексуальной жизни и предпочтительной форме брачных отношений. Было проанкетировано 80 студентов высших учебных заведений в возрасте от 18 до 32 лет, из них 64 женщины и 16 мужчин. Анкета включала вопросы, отражающие некоторые распространенные убеждения, касающиеся сексуальности и брачных отношений. Результаты анкетирования приведены в таблице.

  Вопросы Процентное распределение
ответов респондентов
1. По своей природе человек это моногамное или полигамное существо?  
  Моногамное 45,2%
  Полигамное

54,8%

2. Основная цель сексуальной жизни человека  
  Продолжение рода 81%
  Получение физиологического удовольствия 19%
  Получение максимально широкого опыта 1%
3.

Какая форма брачных отношений является наиболее естественной для человека?

 
  Моногамия 88%
  Полигиния 2%
  Полиандрия 0%
  Открытый брак 10%
4. Как Вы относитесь к внебрачным сексуальным связям?  
  Это совершенно недопустимо 59,5%
  Допустимо для обоих партнеров 23,5%
  Допустимо, но только для меня 17%

 

Хотя результаты опроса и нельзя считать репрезентативными из-за ограниченности выборки, тем не менее, они позволяют судить о существующих тенденциях в области представлений людей о сексуальной и брачной жизни. Как видно из таблицы, большинство опрошенных основной целью сексуальной жизни считают продолжение рода. О том, что эта распространенная точка зрения не выдерживает критического анализа нами обсуждалось ранее (Гронский А.В., 2010). Ее можно рассматривать как один из доминирующих в культуре мифов о сексуальности. Почти половина опрошенных считает, что человек является моногамным существом, и большая часть опрошенных считают природу человека полигамной. На этом фоне показатель 88%, относящийся к утверждению, что моногамный брак является наиболее естественным для человека, смотрится весьма контрастно.

Наша гипотеза состоит в том, что хотя каждое из приведенных утверждений может претендовать на истину лишь частично, полученные результаты иллюстрируют тот факт, что сознание современного человека становится ареной борьбы между конфликтующими друг с другом мифологиями. Причем корни этих мифологий произрастают из разных исторических эпох и областей знания. Ниже рассмотрим мифы о моногамной и полигамной формах взаимоотношений.

Исследователи полиамории Derek McCullough and David S. Hall (2003) пишут: «Одно из наиболее принятых в нашем обществе предположений, что только моногамные пары являются правильной структурой человеческих сексуальных взаимоотношений, будучи господствующей, не подвергается критическому анализу. Фактически, наша культура делает столько ударений на этом, через нормы культуры, современную литературу и фильмы, что серьезные дискуссии на эту тему редки». Они указывают, что аргументация той точки зрения, что моногамия является единственно дозволенной формой сексуальных взаимоотношений сводится, в общем, к двум положениям: 1) это естественное состояние человека, детерминированное его биологической природой, 2) это единственная моральная альтернатива, одобряемая богом, все остальные альтернативы греховны.

Derek McCullough and David S. Hall приводят следующие аргументы, ставящие под сомнение само собой разумеющуюся «естественность» моногамии:

Диадные структуры не являются в природе устойчивыми. Например, структура атома имеет три элемента – протон, электрон и нейтрон. Архитектурные структуры обычно основываются на пирамиде.

Увеличивающееся количество исследований животных показывают, что все меньшее и меньшее количество биологических видов является реально моногамными в живой природе. В царстве животных, менее 5% видов сейчас считаются моногамными.

Биологи-эволюционисты утверждают, что существует много веских причин для немоногамии, но их теории трудно, или невозможно проверить. Аргумент антропологов в пользу моногамии сводится к тому, что мужчина стал бы защищать своего ребенка, только если бы был уверен в своем отцовстве. Но в последних исследованиях было показано, что дети женщин, которые имели множественные сексуальные связи, имели более высокий уровень выживания, т.к. «возможное» отцовство делало их менее уязвимыми.

Возможно, две первые группы аргументов не являются достаточно убедительными. Так, можно возразить, что третьим элементом в моногамной паре должен быть ребенок. А наблюдения над поведением животных некорректно экстраполировать на человека, т.к. человек является не только биологическим существом. Единственно, что они могут доказывать, так это то, что с большой долей вероятности у человека нет биологической предрасположенности к моногамии. Более убедительными представляются ссылки на этнографические и статистические исследования. В этнографическом атласе Мердока, указывают авторы, упоминается, что из 1270 человеческих сообществ около 85% имели какие-либо формы мульти-супружеских отношений. Напротив, кажется, что большим доказательством того, что западные люди не выполняют моногамию хорошо, является высокий уровень разводов, высокий уровень супружеской неверности, высочайший уровень подростковой беременности в Западном мире, большое количество родителей-одиночек и другие показатели. Мы часто видим, что люди покидают хороший брак, потому что они влюбились в кого-нибудь нового, и что может быть названо серийной моногамией. «Вкратце говоря, аргументы о том, что люди «крепко связаны» для моногамии трудно поддержать», – резюмируют Derek McCullough and David S. Hall.

Что касается религиозной аргументации, то авторы указывают, что, во-первых, во многих древних религиозных текстах упоминается полигамия, во-вторых, большинство основанных на религии правил, скорее исходят из предположения, что женщина является собственностью мужа, нежели из предположения, что отношения являются результатом свободного обещания равных людей. Кроме того, независимо от строгости религиозного учения и тяжести наказания, человеческие существа продолжают упорствовать в попытках удовлетворения своих сексуальных желаний.

Несмотря на то, что аргументация McCullough & Hall выглядит вполне логичной и обоснованной научными данными, мы также можем вспомнить о том, что человек является самоопределяющимся бытием, что было показано Ж.-П. Сартром, В. Франклом, П. Тиллихом и др. С этой точки зрения, полигамию и моногамию можно рассмотреть как стиль отношений, выбранный индивидом, несмотря на его биологическую предрасположенность.

Наше предположение заключается в том, что в 20 – начале 21 века формируется новая мифология, касающаяся брачно-сексуальных отношений. В этот ряд встает «теория стакана воды», концепция «открытого брака», последовательная моногамия.

Представляется, что исследование может представлять как минимум два интереса:

Теоретический – эволюция дальнейшего развития представлений о брачной и семейной жизни.

Практический – каждому консультанту, имеющему дело с супружескими парами очевидно, что огромная часть супружеских проблем связана с фиксированными представлениями о верности, моногамии и т.п.

 

Литература

  1. Гронский А.В. Смыслы сексуального поведения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2010. –Т. 4, вып. 1. – С. 96–99.
  2. Ferreira, A.J. (1965) Family myth: The covert rules of the relationship. Confina Psychyatrica, 8 (1), 15–20.
  3. Derek McCullough and David S. Hall. Polyamory – What it is and what it isn't Electronic Journal of Human Sexuality, Volume 6, Feb. 27, 2003.
  4. Szasz T. The Myth of menal Illness,” American Psychologist, 15: 113–118 (February), 1960.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30