Прозорова И. О. К вопросу о безопасности образовательной среды: выявление деприваций для профилактики суицидов

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕПРИВАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ

 

Прозорова И. О.

 

Практически все учащиеся средне-специальных учебных заведений напрямую или косвенно сталкиваются с суицидом. Кто-то лично знает суицидента, потому что учился с ним в одной группе или на одном потоке, кто-то слышал о произошедшем от приятелей или знакомых. В любом случае суицид оказывает влияние на несколько десятков человек. Столкнувшись с проблемой суицида и реакции на него студентов, я поняла необходимость более подробного изучения данного вопроса, а также выявления возможных причин и методов профилактики суицида.

 Исследуя данные различных статистических служб и организаций по проблеме суицида, мы видим следующее:

 – по данным ЮНИСЕФ, 45% русских девочек и 27% русских мальчиков хотя бы раз в жизни серьезно обдумывали возможность самоубийства;

 – в статье A Spate of Teenage Suicides Alarms Russians, The NewYork Times говорится о том, что на каждые 100 тысяч детей 10—14 лет приходится 2,5 самоубийства, среди подростков 15—19 лет — 16,3. Среднемировой показатель почти в три раза ниже;

– по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в 2013—2014 в России на 100 тысяч жителей приходилось 19,5 случаев самоубийств;

– по данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году причиной 28 779 из 1 871 809 (1,54 %) смертей в России оказался суицид.

В нашей стране частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14—24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% случаев суицидальное поведение подростка — это привлечение к себе внимания.

Столкнувшись с двумя случаями суицида среди студентов СПО в одной группе с разницей в 4 месяца, мы решили проанализировать студенческий коллектив с целью выявления причин суицида, а также профилактики девиантного поведения, вызванного шоком в связи с психологической и эмоциональной неготовностью студентов к ситуациям подобного рода, а также отсутствием опыта в переживании и принятии подобных поступков своих одногруппников.

Целью данной работы является выявлений деприваций, как возможных причин суицидального поведения.

Задачи:

 – анализ студенческого коллектива СПО для выявления возможных причин депрессии и причин суицида;

 – профилактика девиантного поведения, вызванного шоком в связи с психологической эмоциональной неготовностью студентов и отсутствием опыта в переживании и принятии подобных поступков своих одногруппников.

Мной отмечено, что на ежегодном тестировании на «склонность к противоправному поведению» ни один из суицидентов не проявил подобных тенденций и не был отмечен психологами. Говорить о конкретных причинах подобного поступка не представляется возможным и это не является целью моего исследования.

Анализируя в целом студенческий коллектив СПО, можно говорить о следующих тенденциях:

  1. Низкая мотивация к учебе, как следствие низкий уровень успеваемости уже при зачислении, что выражается в низком проходном бале от 3,6 до 3,1 в зависимости от специальности.
  2. Отрицание авторитета взрослого, общая нервозность, иногда желание «сделать назло». Это является результатом далеко не идеальных взаимоотношений в семье. Из 24 студентов 1 является полной сиротой, больше половины (16) воспитываются в неполных семьях, из них 12 пережили развод родителей, 4 имеют конфликтные отношения с «новым» мужем мамы.
  3. Несовершеннолетние дети оказываются «предоставлены сами себе», и далеко не каждый ребенок готов справиться с таким грузом ответственности, так как большинство студентов являются иногородними. Из них 15 % живут в съемных квартирах, остальные в общежитии.
  4. Наблюдается низкая степень самоконтроля: они не могут самостоятельно организовать свой день. Это сильно влияет на успеваемость, посещаемость и как результат обостряет многие противоречия между студентом и окружающей средой.
  5. Не выработана критическая оценка своих действий и действий других. Они не всегда в состоянии адекватно оценить собственные поступки.

Все вышеперечисленное говорит о нестабильности нервной системы и возможной склонности к девиантному и суицидальному поведению.

В частном порядке, акцентируя внимание на конкретных случаях проявления суицида, моей задачейбыло проследить реакцию группы, проработать ситуацию, помочь детям пережить данный стресс и способствовать безопасному выходу из состояния шока, в которое многие из них попали в связи с неумением «выходить из ситуации» и отсутствием опыта в рефлексии.

Прежде всего, следует отметить, что студенты реагировали на суицид через призму собственного мироощущения. Что помогло мне выявить наличие психологических деприваций.

В частности, дети, чьи родители выказывали некую отстраненность в общении, были заняты работой или «новой» семьей показывали опыт эмоциональной депривации и единогласно списывали причины суицида именно на эту проблему — проблему недостатка внимания, ласки, заботы, нежности.

Ребята, имеющие признаки опыта социальной депривации: опасающиеся отношений со сверстниками, одиночки, признающие только ограниченное число людей, имеющие проблемы с общением; говорили о причинах суицида в непринятии мира и указывали больше на социальные факторы.

Конечно, не стоит говорить о проявлении той или иной депривации в чистом виде, в жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении.

Согласно исследованиям Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. в работе «Диагностика суицидального поведения» отмечается, что к группе риска по суициду относятся подростки с выраженным проявлением деприваций:

– дети с нарушением межличностных отношений, «одиночки»; с затяжным депрессивным состоянием;

– страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

– покинутые окружением подростки;

– из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

– из семей, в которых были случаи суицидов.

Методология:

Переходя к методам работы с группой, следует отметить, что ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека.

Профилактика депрессий и выявление связанных с ней деприваций у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители и окружающая среда. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, апатия, возможно резкие перепады настроения, ребенок критически смотрит на себя и действительность, оценивая происходящее лишь с негативной стороны — подобные признаки депрессивного состояния следует своевременно выявлять и немедленно принимать меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из депрессивного или преддепресивного состояния.

Работа со студентами велась в нескольких направлениях:

Во-первых, проводились индивидуальные беседы с ребятами. Мы обсуждали их планы на будущее. Беседы обязательно имели позитивный характер, конечной целью было внушение оптимистического настроя, вселение уверенности. Необходимо было показать ребенку, что он способен добиваться поставленных целей, не сравнивать его с другими.

Во-вторых, был составлен план еженедельных мероприятий, экскурсий, различных форм работы с данной группой. Ребята каждый день узнавали что-то новое, получали новые впечатления и эмоции.

В-третьих, особое внимание было уделено режиму студентов. Комендант общежития следила, чтобы ребята вовремя ложились спать, вовремя просыпались. Куратор ежедневными звонками отслеживала распорядок дня учащихся.

Был проведен ряд тренингов различной направленности. Тренинги по командообразованию, тренинги на повышение самооценки, где для каждого студента индивидуально разрабатывалось задание согласно его уникальным возможностям. Также был проведен веревочный курс.

Разрабатывая тренинги, я постаралась максимальное внимание уделить именно работе с выявленными депривациями. По мере возможности оказать поддержку ребятам, которые в ней нуждаются, создать ситуацию, в которой бы учащийся чувствовал свою социальную значимость и понимал свою роль в команде.

Также со студентами работал психолог, проводил индивидуальные и групповые консультации.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что ситуация суицида влияет не только на все окружение суицидента, но и оказывает воздействие на всех, так или иначе причастных лиц, даже тех, кто просто узнал о случившимся. Более того, каждый в своих оценках ситуации рассматривает ее через призму собственных проблем и сложностей, в том числе выявляя присущий ему опыт депривации. Следствием этого является необходимость работать как со всей учебной группой, так и с каждым студентом отдельно, по мере возможности снимая негативные последствия случившегося и недопуская погружения в депрессию. Использовать необходимо весь арсенал имеющихся психолого-педагогических резервов, оказывая влияния на все стороны жизни ребенка:

  • создавать психологический комфорт;
  • отслеживать биологические ритмы;
  • воздействовать на ребенка посредством нормализации режима;
  • заполнять каждый день студента новыми впечатлениями и знаниями,;
  • способствовать подконтрольной рефлексии посредством бесед, тренингов и общения учащегося с психологом.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31