Фомин Г. Ю., Лях И. В. Простая терапия

ПРОСТАЯ ТЕРАПИЯ

 

Фомин Г. Ю., Лях И. В.

 

В данной статье представлен метод диалогической поддержки восстановления ресурсного состояния партнера, разработнный на основе многолетнего опыта обучения Транзактному Анализу (ТА) психологов, студентов и неспециалистов.

Важно отметить, что определяя ТА как систематическую терапию [2], Берн и последователи крайне скупо описывают инструментарий терапевта, что особенно остро ощущается в начале практики. По сути, озвучены лишь условия — открытая коммуникация и контрактный метод.

В работах Эрика Берна (Э. Б.) и его последователей можно встретить описание «Техники резиновых лент» [1, 2], заимствованной из психоанализа. Изучая многочисленные публикации последователей, часто можно видеть продуктивное использование приемов, заимствованных из психодрамы, гештальт-терапии, сказкотерапии и т. д. Действительно, довольно часто в консультативной работе ощущается потребность в инструментарии, позволяющем структурировать процесс и экономить психическую энергию.

Двигаясь путем обогащения ТА практическими приемами, мы обратили внимание на взаимосвязанный набор чувств, мыслей и действий — содержание каждого Эго-состояния. Точнее — на то, что каждый из этих элементов отражается в речи. И предположили, что переключение внимания на эти аспекты функционирования личности может позитивно влиять на состояние клиента, что, впоследствии, подтвердилось на практике. Видимо, не обошлось и без влияния NLP, в части его внимания к речевым предикатам.

Находя в речи клиента признаки активности той или иной части психики, консультант комментарием или вопросом способствует перенаправлению психической энергии в дефицитарную зону. Что постепенно приводит клиента к более равномерному распределению психической энергии. И, как следствие, к более ресурсному состоянию.

Так же как Э. Б. и исследователи, предполагавшие неодинаковое количество психической энергии в разных Эго-состояниях [2,3] (структурная патология), мы заметили, что в рассказе о своих затруднениях клиент редко использует все три элемента — чувства, мысли, действия (ЧМД) — сбалансировано. Мы предполагаем определенную последовательность прохождения психического импульса от чувств к мыслям и к действиям (поведение) — циклически. Подобное обозначение психической реальности встречается в ТА [2]. В состоянии стресса использование всех трех составляющих (ЧМД) изменяется. Менее развитые структуры психики перестают выполнять функцию утилизации возбуждения, что усугубляет декомпенсацию и снижение адаптации. Поддерживая «отключившиеся» способности с помощью комментариев и вопросов, терапевт помогает восстановиться ресурсному состоянию быстрее.

В состоянии стресса, как правило, ярко доминирует один элемент, остальные «находятся в тени». Как будто человек забывает об остальных возможностях. Такой дисбаланс может провоцироваться определенным типом воспитания и усугубляется стрессом. Переизбыток напряжения как будто пытается выбраться из организма через одну дверь, забыв о наличии других.

Консультант, определив дисбаланс, с помощью вопросов и комментариев направляет внимание (психическую активность, возбуждение) к недостающим элементам психики. Например, клиента, «утонувшего» в чувствах, можно спросить, что он думает об этом, у погрязшего в размышлениях поинтересоваться, что можно предпринять в такой ситуации. Зациклившиеся на описании событий и действий, смогут полнее понять и пережить свою проблему, если спросить, что они чувствуют.

В процессе использования, нами были выявлены следующие особенностипростой терапии:

Безопасность. Этот фактор во многих терапевтических направлениях достоин особого внимания. Так как активность консультанта не является содержательной, а лишь способствует переключению внимания собеседника на недостающие аспекты его психической активности, то только сам клиент определяет направление и глубину самотерапевтического процесса.

Невидимость.Можно утверждать, что терапевтические приемы не очевидны, и при сохранении естественного темпа и баланса беседы незаметны для клиента. Невидимость обеспечивает и еще одну интересную особенность — формальный контракт не требуется, достаточно обычной коммуникативной готовности.

Результативность. Более 80% студентов, проходивших обучение на практике, подтвердили улучшение самочувствия, восстановление ресурсного состояния.

Простота. В психотерапевтической практике нередко возникают ситуации нересурсного состояния консультанта. Сознавая свою ответственность за терапевтический процесс, он может перейти на «базовый» простой уровень терапии, так как классифицирование речи клиента по трем составляющим (ЧМД) не требует большого объема внимания, а формирование направляющих фраз не является сложной задачей. В психотерапевтической практике переход на простую терапию обычно достаточно быстро восстанавливает ресурсное состояние не только клиента, но и терапевта.

 

Литература

  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998.
  2. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985
  3. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д. Д. Ленинград, 1987.
  4. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте». - М., 1984.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30