Балацкая Н. Я. Соматизация детей в ситуации учебного процесса

СОМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Балацкая Н. Я.

 

Понятие «психосоматика», используемое для обозначения болезней, вызванных психологическими причинами, и ставшее в последнее время очень популярным, на самом деле не является модным нововведением, а имеет давнюю историю. Все мы слышали от своих близких старшего поколения: «Все болезни от нервов». Еще древнегреческие философы были убеждены, что душа влияет на тело. И в начале развития медицины к лечению заболевания подходили с позиции единения «души» и «тела». «Психосоматика» дословно: «психо» — «душа», «сомато» — «тело».

Cоматизация — образование телесных симптомов или «бег- ство в болезнь». Говоря простым языком, «соматизация» это «отелеснивание». «Психосоматика» это «отелеснивание» невысказанных эмоций, сдержанных чувств страха, обид и др.

Соматизация представляет собой трансформацию психологического напряжения в физический дискомфорт, недомогание или заболевание — то или иное изменение состояния тела.

Проявления соматизации очень разнообразны. В зависимости от причин, приводящих к формированию и закреплению соматизации как одной из ведущих форм защиты, можно выделить несколько ее разновидностей.

Один из вариантов соматизации, основан на врожденной повышенной восприимчивости к потоку ощущений от органов чувств или внутренних органов, а также ее модификацию — «сенсорную изоляцию».

Другой вариант соматизации, как ведущий механизм психологической защиты — приобретенный в раннем детстве навык установления отношений с близкими, на основе болезни.

«Психосоматика» школьников достаточно серьезный вопрос. Чаще всего психосоматическими проявлениями страдают ученики младших классов, включая 5класс. Это связано с адаптацией в 1-м классе:

  • трудности, связанные с новым режимом дня (особенно для детей неорганизованных в дошкольный период);
  • трудности в общении с новым коллективом (классом);
  • трудности взаимоотношений ученик-учитель;
  • трудности с выполнением новой роли в семье — ученик (связанная с новыми требованиями со стороны родителей) и т. д.

Когда в семье появляется ученик, для родителей тоже начинается новая жизнь, порой возникают проблемы, которые ребенок переносит на себя как вину (кто из родителей будет провожать в школу, кто забирать, кто будет с ним заниматься уроками и т. д.) Некоторые родители одновременно с началом учебного года записывают ребенка на какое-либо дополнительное занятие (кружок, секцию, и т. п.)

При переходе в среднюю школу — 5 класс:

  • трудности взаимоотношений ученик — учитель (несколько преподавателей);
  • трудности, связанные с вступлением в новую большую группу (среднее звено школы);
  • трудности, связанные с физиологическими изменениями организма и т. д.

Здесь же реакция на контрольные работы, проверочные (ситуации связанные с оцениванием ребенка, его знаний, навыков, умений). Кроме того, сейчас родители зачастую переводят своих детей из школы в школу, выбирая престижнее, элитнее. Иногда переход из школы в школу связан с переездом родителей на новое место жительства, это также может привести к соматизации.

Детям бывает сложно принять и «переварить» быстро меняющуюся обстановку, адаптироваться в новом классе, школе. Пройти «проверку», оценивание своими сверстниками. Дети, переживающие волнения, стрессы чаще болеют ангиной, насморком, аллергией, диареей и более серьезными заболеваниями, такими как сахарный диабет, гипертония, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Психологическая помощь. Важно провести тщательную диагностику. Установить истинную проблему, причину возникновения: проблема ребенка; детско-родительские отношения; родительские отношения; проблемы, связанные с учебным процессом и т. д. И только затем выбрать направление оказания психологической помощи. При необходимости вовлекать других специалистов (психоневрологов, социологов, логопедов, дефектологов), все зависит от ситуации.

Профилактика. Чтобы избежать таких ситуаций, важно научить детей выражать свои чувства и эмоции. Современный человек научился быть сдержанным, подавлять свою агрессию, скрывать страх — что и приводит порой к серьезным последствиям.

Ребенок — самый незащищенный член семьи, который нуждается в понимании и поддержке. А помочь детям могут в первую очередь сами родители, а значит с родителями нужно проводить семинары, круглые столы, другими словами проводить «ликбез» по защите ребенка, его безопасной жизнедеятельности.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31