Ким В. О важности развития чувственной сферы

О ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

 

Ким В.

 

Кто розу нежную любви привил,

К порезам сердца, - не напрасно жил.

И тот, кто сердцем чутко слышал Бога,

И тот, кто хмель земной услады пил!

Омар Хайям

В одной из статей мне встретилась мысль о том, что «голова хорошо, а с телом — лучше». Рассмотрим смысл, скрытый в этой фразе. «Голова» — это ум, разум, мысли. «Тело» — это ощущения, переживания, чувства, эмоции. Здесь сконцентрирована чувственная сфера. О пользе соединения «головы и тела», разума и сердца, их гармоничного взаимодействия пойдет речь в этой статье. Идея написания возникла в ходе бесед с клиентами. Недоумение, удивление, раздражение, непонимание причин «вроде бы благополучной жизни, когда все есть, а счастья нет»... Одна из причин — отсутствие полноценной чувственной и эмоциональной стороны жизни.

В нашем быстро изменяющемся мире, с огромным количеством информации, у нас возникает необходимость оперативно ее обрабатывать. Интеллектуальная всеядность, взращиваемая и одобряемая обществом, выступает как необходимое требование времени. А простые человеческие добродетели, повседневные радости жизни, человеческие отношения, проявления чувств, к сожалению, отодвигаются в сторону. С раннего детства родители воспитывают и стараются развить в большей степени умственные способности ребенка, его интеллект. Безусловно, необходимо развивать мышление ребенка, но необходимо помнить и про чувственную сторону развития, проявлять внимание к телесным переживаниям и ощущениям. Гипертрофированное воспитание, как в родительской семье, так и в образовательных учреждениях, требования современного общества усиливают тенденцию к стремительному обеднению эмоциональной сферы, ее оскуднению. Это приводит к возникновению чувства одиночества, депрессиям, чувствам отчаяния и безысходности, ощущению ненужности, собственной никчемности (потеря смысла жизни), обособленности от внешнего мира и его непринятию, не говоря уже о возникновении психических и психосоматических заболеваний, онкологии, проблем алкоголизма и других.

 Неограниченное «проглатывание» информации аналогично обжорству, беспорядочному поеданию, вызывает похожие болезненные реакции, а впоследствии — состояния и болезни.

В качестве аналогии приведем два примера приёма пищи.

Пример 1

Человеку безразлично, какую пищу он ест. Он ест быстро, много, не разжевывая пищу, заглатывая кусками, часто не помня, что съел, просто «закидывает и заливает» что-то в свой желудок. Понятно, что это приводит к несварению, болям в животе, к заболеваниям ЖКТ, ожирению и т. д. Нарушены: процесс поедания – процесс пищеварения – вывод из кишечника (диарея – запоры – нестабильный стул).

Пример 2

Человек осознанно выбирает еду. Тщательно разжевывает пищу. Ест столько, сколько ему необходимо, прислушиваясь к себе. Наслаждается эстетическим видом приготовленной пищи. Смакует ее, думает о ней, ощущает и обоняет ее. В общем, испытывает палитру вкусовых и эстетических переживаний, наслаждается процессом приема пищи.

Ответ на вопрос о том, в каком случае пища будет полезна для организма, очевиден — во втором. Человек ее полностью усвоил, насладился видом, вкусом, желанием ее съесть, тщательно прожевал ее.

Психика человека устроена таким образом, что любая «информационная пища» должна быть тщательно отобрана, «прожевана и усвоена». Только в этом случае она будет работать нормально, без сбоев. Но количество информации, несущейся на нас с разных сторон — будь то учеба, работа, с экранов телевизоров, компьютеров, из средств массовой информации, внешнего мира, — буквально обрушивается на наше сознание. Наша психика неспособна одномоментно и одновременно принять, переварить и усвоить такой объем информации. А «переварить и усвоить» — это значит эмоционально отреагировать, проявить свое отношение к происходящему, понять собственные чувства и эмоции в этот момент, отразить их соответствующим образом обратно во внешний мир (например: испугаться, обрадоваться, ударить, поддержать, закричать, сказать и т. д.). Если этого не происходит, то результатом будет «ее несварение». Первоначальные симптомы у человека, который находится в контакте со своим с телом, будут похожими: тошнота, боли в животе, головные боли и т. д. А последствия более широкомасштабны.

Зная тот факт, что многие эмоции, чувства не одобряемы обществом (злость, страхи, сильная радость и т. п.), а иногда и осуждаемы (например — мальчикам плакать нельзя) получаем следующую картину. Ребенок вырастает каким-то «однобоким», с хорошо развитым «головным мускулом» и «атрофированными мышцами» чувственной и эмоциональной сферы. Такая парадоксальная ситуация. Нужно реагировать, а … нечем — «не развит или не разработан этот орган». А речь идет о сердце, оно кладезь наших чувствований, это главный «орган и вместилище нашей души». Когда мы питаем душу положительными чувствами, эмоциями, переживаниями, ощущениями, то она обязательно «подрастает». Когда «душа трудится», то и личность творит и умножает саму себя.

 

«… свершив добро, душа сильна, когда не ищет воздаянья…»

«По капле пей немую влагу жизни! И жизнь по капле высохнет, как сон…»

Омар Хайям

 

Есть ли выход из этой ситуации? Можно предложить конкретные шаги в данном направлении (особенно, в отношении детей):

– ограничить вход любой информации, выбрать полезную и интересную для себя и для детей;

– меньше смотреть телевизор;

– заменить общение с компьютером, телевизором на «живое» общение с людьми, со своими друзьями;

– заменить малоподвижный образ жизни на спортивный, трезвый и т. п.;

– повышать качество общения;

– заняться интересным делом, хобби, освоить новую профессию;

– переключать свое внимание на приятные вещи, явления, события, факты;

– посещать культурные мероприятия: выставки, театр, филармонию;

– почаще испытывать положительные эмоции от чтения книг, прослушивания приятной музыки, процесса еды, просмотра любимого или выбранного самостоятельно фильма, от общения с природой, приятными людьми.

Соединить «голову с телом» и значит научиться жить полноценно, чувственно проживая каждый момент своей жизни.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30