Осьмук Л.А. Глобализация как фактор роста конфликтов в межэтнических семьях

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РОСТА КОНФЛИКТОВ
В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ

Осьмук Л.А.
Зав.кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ,
директор учебно–методического центра «Семья», член совета при Губернаторе НСО по проблемам социально–гуманитарных наук, д.социол.наук, профессор, г. Новосибирск

 

В эпоху глобализации количество межэтнических браков неизбежно увеличивается, однако даже нивелирование этнического разнообразия в результате культурной унификации не снимает проблему конфликтов в семьях, где супруги относятся к разным культурам. Проблема межэтнических конфликтов особо актуальна для таких мультикультуралистических государств как Россия. Так, по данным последней российской переписи населения на территории Российской Федерации проживает 142 различные народности и ежегодно пребывает более 150 тысяч человек: (Российский статистический ежегодник, 2007), из неофициальных источников известно, что в настоящее время около четверти населения России живут в межэтнических браках, при этом национальный состав смешанных браков за последние пятьдесят лет довольно сильно изменился. Во времена СССР на первом месте был союз русской и украинца, за ним шли русская – еврей, русская – белорус, русская – армянин, русская – татарин. В настоящее время количество русско-украинских браков уменьшилось в два раза, с ними практически сравнялись союзы русских девушек с армянами. Русско-еврейских союзов стало гораздо меньше, зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (рост таких союзов увеличился соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа и Средней Азии (дагестанцами, чеченцами, ингушами, осетинами, казахами, узбеками, таджиками), возросло количество браков русских девушек с европейцами, турками и представителями других зарубежных государств. Актуальность проблемы проявляется, в том числе, через количество брачных агентств, ориентированных на межкультурные союзы.

Поскольку современная семья вообще оказалась под угрозой разрушения как социальный институт, межэтничность оказалась дополнительным и существенным риском. Ученые предлагают выделять следующие типы межэтнических семей: 1) семьи с партнерами, близкими по этнокультурным характеристикам и национальным признакам; 2) семьи с партнерами, далекими по этнокультурным характеристикам и национальному менталитету: разная религия, разные культура и система ценностей, разные цивилизационные особенности; 3) семьи с партнерами, близкими по культурным характеристикам, но разные по национальности (этничности): одинаковая религия, близкая ценностная система, но разные национальности (Самойлова И.И., 2004). Даже минимальные культурные различия могут создать проблемы во взаимоотношении, при этом риск непонимания, несоответствия и провокации конфликтной ситуации увеличивается от первого к третьему типу межэтнической семьи.

Каждая семья – это не статическое образование, динамика семейных отношений строится вокруг взаимодействий между супругами, детьми и родственниками. Правильнее было бы говорить о конструировании не только отношений, но и целого мира, имеющего интерсубъективный характер. Несмотря на то, что интерсубъективный мир семьи строится чаще с учетом отношений аттракции, уже на момент заключения брачных отношений у супругов есть некая установка (представления) на то, как выстраивать отношения. В зависимости от особенностей формирования культуры межэтнического общения в межнациональных семьях выделяют гибкий, или демократический, и жесткий, или авторитарный, типы внутрисемейных отношений: гибкий строится на обмене, или на основе выборочного усвоения обычаев, традиций, норм, ценностей супругов; жесткий предполагает поглощение обычаев, традиций, норм, ценностей одной национальности другой. С одной стороны, процесс глобализации в целом смягчает авторитарный тип и усиливает тенденцию демократизации отношений в межэтнической семье, с другой – реэтнизация в Европе, а также включение азиатских и африканских стран в процесс глобализации провоцируют тенденцию возвращения к авторитарным отношениям. Столь противоречивые тенденции ставят множество семей перед выбором, какого типа придерживаться, и усложняют ситуацию в обществе.

Можно выделить целый ряд особенностей, которые отличают межэтническую семью от семьи, где оба супруга принадлежат к одной этнической общности. При заключении межэтнического брака на развитие семейных отношений начинают влиять внешние и внутренние факторы, имеющие этнический окрас. Внешние факторы здесь – это этнические стереотипы, рождающие нездоровый интерес и даже конфликтную напряженность вокруг «странной» для общества семьи. К внешним факторам можно отнести и отношение родственников с их семейными ролями, прописанными более или менее жестко. Во многих традиционных культурах эти роли часто несут функцию социального контроля. Что касается внутренних факторов, то каждый супруг привносит то особенное видение семьи, которое у него существует в соответствии с принадлежностью его к определенному этносу, определенной культуре. Влияние на отношения оказывают и этническая картина мира и образ жизни, который определяет повседневную жизнь семьи.

Межэтнические браки – это столкновение разных моделей поведения, которые проявляются ситуативно. Столкновение несовпадающих моделей происходит на фоне ситуации. Не случайно семья должна «прожить» такие ситуации, для того, чтобы адаптировать свои поведенческие модели к единому сконструированному своему миру. Для этого супруги должны сформировать собственные конвенциональные нормы и схемы поведения в каждой из типичных ситуаций. Например, посещение родственников, друзей и др. Конвенциональные отношения в межэтнической семье выстраиваются постепенно от ситуации к ситуации.

Разница в моделях и установках в межкультурных семьях обнаруживается всегда, однако противоречия не обязательно перерастают в конфликт и конфликты, в зависимости от культурных традиций и «интеллигентности», не всегда происходят открыто. Часто конфликты имеют затяжной и латентный характер, поскольку глобализация сталкивается с традиционными моделями, которые не могут проявляться открыто. Супруги в современной семье, как правило, во всяком случае на первом этапе, обнаруживают интерес к «чужой» культуре, а иногда и желание повторить, реже – заимствовать традиции, ритуалы, обряды. Этничность – в моде. Это то, что понимается как индивидуальность, традиционность и противопоставляется обезличиванию. Но те же традиции, ритуалы, обряды, стереотипы поведения могут выступать поводом для постоянного раздражения, отчуждения и, даже, депрессии. Это связано и с личностными особенностями: неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе и др.

Причинами конфликтов в межэтнических семьях чаще всего становятся те самые различия, которые делают межэтническую семью отличной от других. Конфликты на этнической почве чаще всего возникают в семьях  с партнерами, далекими по этнокультурным характеристикам и национальному менталитету, то есть с разной религией, культурой, системами ценностей, а также разными цивилизационными особенностями. И все же причины конфликтов в межэтнических семьях очень похожи на причины конфликтов в моноэтничных семьях, но со своими особенностями. Межэтнический характер усугубляет, наверное, все причины: 1) неправильную интерпретацию поведения; 2) распределение и понимание семейных ролей; 3) вмешательство родственников и отношения между ними; 4) представления о воспитании и социализации детей; 5) религиозную принадлежность; 6) представления о семейном укладе; 7) разногласия о месте проживания и др. В свою очередь, обострение причин этническим фактором приводит к повышению эмоционального фона, в связи с чем, конфликты в межэтнических семьях разрешаются с трудом. В различных ситуациях они могут несколько раз проходить эмоциональную точку развития, т.е. семья несколько раз находится в ситуации разрыва. Если этнические традиции не предусматривают разрыв брачных отношений, то напряженные отношения могут длиться годами, разрушать личность и негативно влиять на воспитание детей. Возникает вопрос, а готовы ли общества (и государства) к разрешению таких конфликтных ситуаций. Ответ неутешителен: большинство не готово. Процесс глобализации не успевает за проблемой, которая создается им же самим. Между тем, система возможных мер очевидна:1) прежде всего, это информирование молодых людей об этнических культурах, принадлежащих их мультикультурному пространству (семейных традициях); 2) формирование системы посредничества (медиации), ориентированной на разрешение конфликтов в межэтнических семьях; 3) нормативная система; 4) формирование мультикультурного толерантного пространства в обществе с соответствующей системой ценностей.

Что касается медиации, то она должна быть предусмотрена как для «демократических», так и для «авторитарных» семей. В первом случае медиатором (центром медиации) выступают специалисты вне зависимости от их этнической принадлежности, во втором случае – медиаторов необходимо готовить в этнической среде. Только в этом случае можно достичь ситуации доверия и повлиять на конфликтную ситуацию. В то же время основным и профилактическим условием, конечно же, является мультикультурный контекст, что требует конвенциональных усилий общества и достаточно длительного времени.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30