Данишевская К. А. Ранний подростковый возраст: опыт работы

РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ОПЫТ РАБОТЫ

 

Данишевская К. А.

 

В прошлом году мне удалось принять участие в конференции и опубликовать статью о формировании психологической готовности детей к обучению. Неожиданно, но моя история имеет продолжение [1]. Настояв на выходе из отпуска по уходу за ребенком, я столкнулась с тем, что на прежней работе все хорошо и без меня. Предложение о переходе из детского сада в начальную школу я встретила настороженно. К сентябрю мне с большим трудом удалось разработать программу краеведческого курса для учащихся 1—4 классов, включающего историю и традиции НГПЛ, данные по основанию и развитию города Новосибирска и пр.

Вместе с завучем, составили расписание, устранили недопонимание со стороны коллег и родителей. За первые месяцы работы мы сделали многое, но больше всего мне запомнилась встреча с моими воспитанниками (уже третьеклассниками), их объятия и восторженные глаза. Через два месяца их первая учительница, которая вела их больше двух лет, была вынуждена уволиться. Возможно, причина была в отсутствии контакта с родителями.

Тогда мне не оставалось иного, как «подхватить» класс. 12 учащихся из 19-ти — мои воспитанники, четверо пришли в класс год назад. По образованию я — учитель истории, поэтому продолжая ведение краеведческого курса в большинстве начальных классов, стала освобожденным классным руководителем (в лицее существует практика предметных классов в начальной школе).

В предыдущей статье я описывала проблемы готовности детей к школе. Отмечаю, что большинство проблем наблюдается и в третьем классе: трудности в общении с учителями и одноклассниками, затруднение в самостоятельном выполнении домашнего задания, девиации поведения.

Как классный руководитель все свои силы в первую очередь я направила на налаживание контакта с родителями и диагностику классного коллектива. Анкетирование дало следующие результаты:

Родители хотят, чтобы их дети были:

  • успешными, интеллектуально развитыми, грамотными, внимательными, мотивированными на учебу и чтение книг;
  • ответственными, аккуратными, воспитанными, уравновешенными;
  • творческими, раскрепощенными;
  • дружелюбными, честными, общительными, жизнерадостными;
  • умели слушать и слышать учителя, спокойно реагировать на замечания, планировать день и расставлять приоритеты.

Пожелания родителей совпадают с портретом выпускника начальной школы. Однако диагностика классного коллектива показала негативные проявления младшего подросткового возраста: излишняя самоуверенность, беспардонность, перепады настроения, обостренное самолюбие, негативизм к взрослым, «бесстрашие» (не задумывается о последствиях). Помимо этого класс разделен на мальчиков и девочек, стареньких и новеньких.

Моей целью на этот учебный год стало налаживание взаимопонимания с родителями и формирование детского коллектива, помимо этого необходимо было помочь детям адаптироваться к введению предметного обучения в классе.

Хочу отметить, что конфликтные ситуации с родителями к концу года почти прекратились, у детей в классе появились новые социальные связи, выпады мальчиков против девочек и наоборот стали очень редки.

Несмотря на тот стресс, который пережили дети в связи с уходом первой учительницы, в конце года отличников стало больше — теперь их трое; и всего два ученика имеют тройки.

В то же время, не удалось полностью скорректировать потерю мотивации к обучению, выход в неконтролируемую агрессию, кражу.

Дети очень любят спорить и ссориться, иногда дело доходит даже до драки. От любой искры возгорается пламя. Боюсь, что такая агрессивная вспыльчивость вряд ли быстро исправима.

У меня есть большое желание помочь всем этим детям, однако я понимаю, что сделать это не просто. В классе нет детей с тяжелыми отклонениями, просто с ними необходимо заниматься, воспитывать и хорошо бы начать с семьи. Зачастую родители хотят, чтобы у ребенка были только отличные отметки, но не понимают, что для этого у ребенка должна быть мотивация и появятся глубокие знания по предмету.

Мы с родителями не раз говорили об особенностях подросткового возраста, о необходимости подружить детей, увлечь их, создать дополнительные возможности развития, но пока они соглашаются только на выезды, экскурсии и развлечения. Только один родитель пришел в класс поделиться своим хобби, я очень ему благодарна, он понял насколько сложно организовать этот класс во внеурочной деятельности. К концу года мы добились того, что можем сидеть в кругу и вести обсуждение, высказывать мнения и слушать друг друга.

На одно из собраний я пригласила психолога, родители согласились на необходимость диагностики детей и класса. На следующем собрании мы слушали его вердикт, но речь психолога была такой позитивной! Он говорил только о хорошем: об активности ребят и их способности самоорганизовываться и т. д. Родители подходили, чтобы уточнить мнение насчет их детей и были те, кто хотел бы продолжать сотрудничество, однако никто из них не пошел на личную консультацию, хотя понимают, что у ребенка есть проблемы.

Профессиональный стандарт педагога описывает портрет современного учителя. На мой взгляд, учителю и воспитателю в первую очередь необходим запас терпения, дружелюбности, оптимизма и умения работать не только с детьми, но и с родителями.

Литература

  1. Данишевская, К. Актуальность работы психолога в формировании психологической готовности детей к обучению/ К. А. Данишевская // Профессионализм специалиста помогающих профессий: супервизия, личная терапия, теория и навыки: материалы международного форума специалистов помогающих профессий (23—28 апреля 2014 г.) – Новосибирск: Манускрипт, 2014. – 279с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) / Минобрнауки.рф
  3. Профессиональный стандарт педагога / Минобрнауки.рф

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30