РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ОПЫТ РАБОТЫ
Данишевская К. А.
В прошлом году мне удалось принять участие в конференции и опубликовать статью о формировании психологической готовности детей к обучению. Неожиданно, но моя история имеет продолжение [1]. Настояв на выходе из отпуска по уходу за ребенком, я столкнулась с тем, что на прежней работе все хорошо и без меня. Предложение о переходе из детского сада в начальную школу я встретила настороженно. К сентябрю мне с большим трудом удалось разработать программу краеведческого курса для учащихся 1—4 классов, включающего историю и традиции НГПЛ, данные по основанию и развитию города Новосибирска и пр.
Вместе с завучем, составили расписание, устранили недопонимание со стороны коллег и родителей. За первые месяцы работы мы сделали многое, но больше всего мне запомнилась встреча с моими воспитанниками (уже третьеклассниками), их объятия и восторженные глаза. Через два месяца их первая учительница, которая вела их больше двух лет, была вынуждена уволиться. Возможно, причина была в отсутствии контакта с родителями.
Тогда мне не оставалось иного, как «подхватить» класс. 12 учащихся из 19-ти — мои воспитанники, четверо пришли в класс год назад. По образованию я — учитель истории, поэтому продолжая ведение краеведческого курса в большинстве начальных классов, стала освобожденным классным руководителем (в лицее существует практика предметных классов в начальной школе).
В предыдущей статье я описывала проблемы готовности детей к школе. Отмечаю, что большинство проблем наблюдается и в третьем классе: трудности в общении с учителями и одноклассниками, затруднение в самостоятельном выполнении домашнего задания, девиации поведения.
Как классный руководитель все свои силы в первую очередь я направила на налаживание контакта с родителями и диагностику классного коллектива. Анкетирование дало следующие результаты:
Родители хотят, чтобы их дети были:
- успешными, интеллектуально развитыми, грамотными, внимательными, мотивированными на учебу и чтение книг;
- ответственными, аккуратными, воспитанными, уравновешенными;
- творческими, раскрепощенными;
- дружелюбными, честными, общительными, жизнерадостными;
- умели слушать и слышать учителя, спокойно реагировать на замечания, планировать день и расставлять приоритеты.
Пожелания родителей совпадают с портретом выпускника начальной школы. Однако диагностика классного коллектива показала негативные проявления младшего подросткового возраста: излишняя самоуверенность, беспардонность, перепады настроения, обостренное самолюбие, негативизм к взрослым, «бесстрашие» (не задумывается о последствиях). Помимо этого класс разделен на мальчиков и девочек, стареньких и новеньких.
Моей целью на этот учебный год стало налаживание взаимопонимания с родителями и формирование детского коллектива, помимо этого необходимо было помочь детям адаптироваться к введению предметного обучения в классе.
Хочу отметить, что конфликтные ситуации с родителями к концу года почти прекратились, у детей в классе появились новые социальные связи, выпады мальчиков против девочек и наоборот стали очень редки.
Несмотря на тот стресс, который пережили дети в связи с уходом первой учительницы, в конце года отличников стало больше — теперь их трое; и всего два ученика имеют тройки.
В то же время, не удалось полностью скорректировать потерю мотивации к обучению, выход в неконтролируемую агрессию, кражу.
Дети очень любят спорить и ссориться, иногда дело доходит даже до драки. От любой искры возгорается пламя. Боюсь, что такая агрессивная вспыльчивость вряд ли быстро исправима.
У меня есть большое желание помочь всем этим детям, однако я понимаю, что сделать это не просто. В классе нет детей с тяжелыми отклонениями, просто с ними необходимо заниматься, воспитывать и хорошо бы начать с семьи. Зачастую родители хотят, чтобы у ребенка были только отличные отметки, но не понимают, что для этого у ребенка должна быть мотивация и появятся глубокие знания по предмету.
Мы с родителями не раз говорили об особенностях подросткового возраста, о необходимости подружить детей, увлечь их, создать дополнительные возможности развития, но пока они соглашаются только на выезды, экскурсии и развлечения. Только один родитель пришел в класс поделиться своим хобби, я очень ему благодарна, он понял насколько сложно организовать этот класс во внеурочной деятельности. К концу года мы добились того, что можем сидеть в кругу и вести обсуждение, высказывать мнения и слушать друг друга.
На одно из собраний я пригласила психолога, родители согласились на необходимость диагностики детей и класса. На следующем собрании мы слушали его вердикт, но речь психолога была такой позитивной! Он говорил только о хорошем: об активности ребят и их способности самоорганизовываться и т. д. Родители подходили, чтобы уточнить мнение насчет их детей и были те, кто хотел бы продолжать сотрудничество, однако никто из них не пошел на личную консультацию, хотя понимают, что у ребенка есть проблемы.
Профессиональный стандарт педагога описывает портрет современного учителя. На мой взгляд, учителю и воспитателю в первую очередь необходим запас терпения, дружелюбности, оптимизма и умения работать не только с детьми, но и с родителями.
Литература
- Данишевская, К. Актуальность работы психолога в формировании психологической готовности детей к обучению/ К. А. Данишевская // Профессионализм специалиста помогающих профессий: супервизия, личная терапия, теория и навыки: материалы международного форума специалистов помогающих профессий (23—28 апреля 2014 г.) – Новосибирск: Манускрипт, 2014. – 279с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) / Минобрнауки.рф
- Профессиональный стандарт педагога / Минобрнауки.рф