Гусева Н.С. Опыт работы молодого специалиста с со-зависимыми клиентами в практике системного семейного подхода

ОПЫТ РАБОТЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

С СО-ЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ

В ПРАКТИКЕ СИСТЕМНОГО СЕМЕЙНОГО ПОДХОДА

Гусева Н.С.

Психолог МКУ Центр «Родник», структурное подразделение Центр «Пеликан», г. Новосибирск

 

Тема созависимых отношений выбрана не случайно. Подавляющее число клиентов, обращающихся за помощью для решения личностных проблем, сталкиваются с различными проявлениями со-зависимого поведения, которые мешают клиентам развиваться и достигать своих жизненных целей, проще говоря – быть счастливыми и получать удовольствие от своей жизни. Алкоголизм в России – культурно одобряемая норма поведения, т.к. выпивка – это способ отдыха, способ расслабления, способ утешения. Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков. Созависимые отношения могут развиваться и в отсутствие зависимости у членов семьи. В случае развития коалиции между ребенком и родителем, привычные эмоционально значимые связи между родителем и ребенком, приобретают сверхценность и начинают выполнять определенную функцию в семейной системе, затрудняя этим его сепарацию.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее. Семьи с зависимыми и созависимыми членами семьи характеризуются следующими ярко выраженными проблемами:

  1. Границы личности, а также границы между родительской и детской подсистемами размыты или совсем отсутствуют.  Это проявляется в сильной запутанности ролей. Дети частично выполняют функции взрослых, в отношениях с родителями.
  2. Безответственное отношение к себе и своей жизни. Каждый из членов семьи ждет, что ответственность за решение его проблем, которые у него существуют должен решить другой член семьи, а не он. Например: мама очень рьяно переживает за школьную успеваемость своего ребенка, беспокоится за то, как он делает уроки, готова ходить в школу и сидеть «учиться» на уроках вместе с ребенком; ребенок же – очень сильно переживает за эмоциональное состояние и физическое здоровье своей мамы и за ее конфликты на работе.
  3. Близость и эмоциональное общение подменяются стремлением контролировать поведение и  чувства других.
  4. Страх обращаться с просьбой о помощи напрямую без манипуляций и намеков.

Терапевтическая стратегия работы с созависимым клиентом направлена главным образом на установление четких границ между родительской и детской подсистемами, а также формирование четких правил взаимодействия в семье и четкое распределение ответственности. Таким образом, работа терапевта на первом этапе с созависимым клиентом основывается на  использовании собственных личностных и профессиональных границ терапевта, побуждая, таким образом, клиента брать на себя ответственность за свое поведение. На данном этапе используется метод циркулярного интервью – непрямые вопросы, задаваемые в определенной последовательности разным членам семьи на определенные темы, с тем, чтобы выявить понимает ли клиент, почему происходит то, что происходит и как проблема включена в цикл семейного взаимодействия. Широко используется метод домашних заданий по перераспределению обязанностей в организации жизнедеятельности семьи. Терапевт поддерживает созависимого, чтобы он выполнял только свою долю, не беря на себя лишнее. Таким образом, созависимый начинает все больше стремиться к организации своих внесемейных отношений, направленных на самореализацию. В этот период члены семьи принимают изменившуюся позицию созависимого и начинают постепенно меняться сами, реорганизуя собственную жизнь и свое поведение внутри семьи. Заключительный этап такой терапии отличается тем, что структура семьи становится максимально способствующей продвижению в развитии как семейной системы в целом, так и каждого ее члена, т.е. семья становится функциональной, а значит и саморегулирующейся системой.

 

Литература

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб: Речь, 2001
  2. Манухина Н. Созависимость глазами системного терапевта. – М.: Класс, 2009 – 280 с.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31