Большунова Н.Я., Шкитюк И.П., Чулимова К.В. Возможности актуализации способности к прощению в условиях детского сада

ВОЗМОЖНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ СПОСОБНОСТИ К ПРОЩЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

 

Большунова Н. Я., Шкитюк И. П., Чулимова К. В.

Способность к прощению все более востребована в современном мире, поскольку, отзываясь на требования времени человек выбирает ригоричность, успешность, самодостаточность, что не оставляет места для чувствительности, рефлексивности, эмпатийности. Социологи, психологи отмечают рост таких явлений как аномия, агрессивность, манипулятивность, ресентимент (Ф. Ницше в работе «К генеалогии морали» пишет, что человеку, охваченному ресентиментом, не свойственно чувство прощения — христианская «любовь к врагам своим»).

Эти явления разрушительны для общества в целом и психики человека. Ф. Фукуяма считает, что именно доверие — ключевая характеристика развитого человеческого общества, проявляющаяся как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом). Причем, именно в семье человек обретает культуру и навыки, которые позволяют ему нормально существовать в обществе и через которые ценности и опыт этого общества передаются от поколения к поколению [9].

Близкой точки зрения придерживался в свое время князь Петр Алексеевич Кропоткин — теоретик анархизма (идеолог анархо-коммунизма), литератор, философ, географ, который считал, что не закон «взаимной борьбы» (в социал-дарвинизме), а «закон взаимопомощи» является главным двигателем прогресса [5].

Таким образом, многие философы, культурологи, психологи исходят из того, что развитие и существование человека и общества основаны на солидарности, согласии, доверии, любви. Несомненно, важнейшим переживанием, нравственным чувством, которым обеспечивается солидарность, доверие, взаимопонимание, является прощение.

В целом исследования феномена прощения в большей мере характерны для зарубежной психологии (Р. Энрайт, Э. Гассин и др.) [4], причем, в работах представлены не только определения этого феномена, но и программы развития способности к прощению.

Однако и в отечественной психологии имеются интересные идеи, которые могут помочь разработать иные модели и подходы к пониманию прощения [6; 8].

В том числе, это идеи А. А. Ухтомского о доминанте на другом, М. М. Бахтина о диалоге, Г. С. Батищева о глубинном общении и новом типе педагогического мышления, Т. А. Флоренской о диалоге как особой психологической «технике» консультирования и пр. Все они, дополняя друг друга, составляют единство подхода к духовно-нравственному развитию человека, на них можно опираться при разработке программ и методик развития способности к прощению в педагогической практике.

Обобщая позиции упомянутых авторов в отношении феномена прощения можно говорить о том, что речь идет о:

  1. Признании Другого Другим и праве другого на «другость»: подлинное прощение возможно лишь при признании «другости» Другого.
  2. Такое признание открывает возможность не только простить, но и сочувствовать обидчику.
  3. Признание Другого Другим открывает возможность диалога и вненаходимости, т.е возможность выйти из ситуации обиды, встать над ней, осуществить ее рефлексию.

Таким образом, воспитание способности к прощению должно начинаться с воспитания доминанты на другом. С точки зрения известного детского психолога А. В. Запорожца и других исследователей социальные эмоции (сочувствие, эмоциональная отзывчивость, сорадование и сострадание) начинают оформляться именно в раннем и дошкольном детстве [1; 7].

Нами были осуществлены первые пробы развития способности к прощению у старших дошкольников в МКДОУ № 362 Новосибирска, которые включены в реализуемую в этом детском саду «Программу социокультурного развития дошкольников» в контексте концепции организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки [3].

Работа начиналась с чтения и обсуждения сказки М. А. Андрианова «Болезнь непрощения» [2]. («Непрощение — это такая заразная болезнь»; «Это, когда все начинают драться» и т. д.). Далее детям предлагалось нарисовать героев и события сказки, что позволило доступными им средствами осуществить рефлексию ситуации непрощения, пережить ее, о чем свидетельствует эмоциональная насыщенность детских рисунков. Сопереживание героям сказки актуализировало поиск способов примирения и прощения. Вместе с родителями дошкольники собирали детские фольклорные «Прощалки — Мирилки», придумывали и шили символические «Мирилки» (руковички, муфточки и пр.), которые позволяютна кинестетическом уровне (прикосновение) осуществить единение, символизирующее взаимное принятие и прощение).

Важно отметить, что дошкольники обнаружили эмоциональную ответчивость ситуации прощения и достаточно высокий уровень понимания смысла прощения и примирения.

 

Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО МОДЭК, 2000.
  2. Андрианов М. А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Литера Гранд; Книжный Дом, 2016.
  3. Большунова Н. Я., Инчина М. В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры: учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013.
  4. Гассин Э. Православие и проблема прощения // Московский психотерапевтический журнал. 2003. №3
  5. Кропоткин П. А. Этика. М.: Издательство политической литературы, 1991. 496 с.
  6. Печин Ю. В. Прощение как терапия культурной травмы // Сибирский педагогический журнал. 2014. №1.
  7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / психологические исследования; под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович М. : Педагогика, 1986. 176 с.
  8. Чукова А. С. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения. Автореферат дисс…канд. психол. н. Саратов, 2011. 22 с.
  9. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. 730 с.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30