Милашина О. Г. Работа с детской травмой посредством пластических материалов

РАБОТА С ДЕТСКОЙ ТРАВМОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

Милашина О. Г.

 

В настоящее время в практике психологической помощи в связи с распространенностью травмирующих ситуаций большая роль отводится преодолению травмы и ее последствий. Множество известных базовых психотерапевтических подходов разрабатывают тему травмы методы преодоления травматических переживаний.

Настоящая статья посвящена рассмотрению возможностей арт-терапевтического подхода, а именно — работе с детской травмой посредством пластических материалов.

Психическая травма означает, что существует огромное различие между угрожающими факторами и индивидуальными возможностями личности справиться с данным воздействием [4,5]. В результате могут измениться представления человека о себе и об окружающем мире. З. Фрейд в работе «Исследование истерии» писал: «Травматическое воздействие может оказать любое событие, которое вызывает чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли; и, разумеется, от восприимчивости пострадавшего зависит вероятность того, что это происшествие приобретет характер травмы» [6, с.20]. Чтобы понять последствия травмы, необходимо учитывать возраст, в котором произошла травма, и размер этой травмы. Очень важна реакция социального окружения, т. е. какую поддержку, помощь получает ребенок в самой травмирующей ситуации. Есть ли в его окружении хорошие любящие люди. Для коррекции, во-первых, нам нужно обратиться к травматическому событию, обратить внимание на реакции, на то, как ребенок непосредственно отреагировал на происшедшее, на его попытки справиться с этим, на последствия долгие и средней продолжительности, обратить внимание на повторение травматического сценария. Степень травматичности зависит от множества факторов: от того, как складываются события после травмы, какие дополнительные последствия она несет, от защитных факторов, которые есть в самом ребенке, его психического здоровья, когнитивного, эмоционального и социального развития.

Упоминая о ранних вмешательствах, нужно еще уделить внимание тому, чтобы травматическое событие было, как можно точнее реконструировано.

Широко известны возможности безболезненного доступа к глубинному бессознательному клиента с помощью различных техник арт-терапии (рисунки, музыка, работа с гримом, работа с углем, рисование пальцами и т. д.). При работе с детскими травмами в арт-терапии (травмы развития, насилие и пр.) применяются техники «ведомого рисования»: рисование проформ, работа с цветом, рисование двумя руками, рисование пальцами (finger paints). Получить доступ к бессознательному можно через техники ведомого рисования. Также можно применять техники психоаналитической арт-терапии для выявления и осознавания вытесненного аффекта: «каракули» Д.Винникотта, «монотипии», ассоциативный рисунок.

  1. Часто применяются следующие техники: лепка своего состояния, своего внутреннего мира; лепка своей проблемы, чувств.
  2. Пластилиновый диалог.

Использование пластических материалов в терапии особенно важно для тех клиентов, которым трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях. В ситуациях неопределенности: «мятье» глины, «вылепливание» снижает или убирает сопротивление и дает возможность «увидеть» решение [1,2,3]. Работа с пластелином, глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Проецируя на внешние объекты свои эмоциональные проблемы, человек может поведать о них психологу в символическом виде. А у ребенка, чаще всего, просто нет другого способа рассказать об этих проблемах, так как, с одной стороны, они носят глубинный подсознательный характер, а с другой стороны — вербальные возможности ребенка и его способность адекватно воспринять и оценить ситуацию в рациональном виде еще недостаточно развиты. Кроме того, работа с пластилином, как с упругим материалом, позволяет реализовать физические импульсы, зажатые и неотреагированные в стрессовой ситуации. «Происходит контакт пластилина (или глины) с чувствительными ладонями, биологически активными точками на них, что делает лепку (и особенно сминание глины) эффективным самомассажем. Он способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека темпа и спокойствия» [2]. В ходе сеанса арт-терапии у психолога возникает возможность, оперируя созданными клиентом образами, в игровой форме помочь ему найти новые позитивные сценарии разрешения его внутренних конфликтов, последствий травматического события. Таким образом, работа с пластическими материалами является механизмом вхождения в глубинные сферы подсознания, механизмом, способным выборочно усилить наиболее релевантный эмоциональный материал и обозначить его выход на уровень осознания в символической ассоциативной форме. В результате проецирования бессознательных состояний на внешний объект и дальнейшей работе, направленной на нахождение позитивных выходов из характерных для человека конфликтов, у него появляется возможность успешно адаптироваться к жизни.

Можно выделить следующую схему работы с эмоциональными травмами с применением пластических материалов:

  1. Определение проблемы. Цель этапа определения проблемы — психологическая диагностика. На этом этапе у психолога и клиента устанавливается эмоционально-личностный контакт, без которого дальнейшая работа не принесет ожидаемого эффекта. Психолог предлагает изготовить фигурку из имеющихся брусочков пластилина, c которым ему хотелось бы поработать. Цвет пластилина также несет информацию об актуальном состоянии клиента.
  2. Символическое изображение проблемы. При этом эмоциональная проблема выводится из сферы подсознательного на осознание. Эмоции, которые испытывает клиент, вспоминая снова травматическую ситуацию, опять приводят его в состояние переживания этой ситуации и причиняют боль. Стараясь защититься от этих чувств, он неосознанно использует механизм вытеснения. Но неотреагированные эмоции провоцируют возникновение эмоционального напряжения, комплексов, акцентуаций личности, лишают сил для общения, развития, для полноценной жизни. Проговоренная история позволяет клиенту посмотреть на ситуацию с некоторого расстояния, абстрагироваться от нее, диссоциироваться, освободиться.
  3. Поиск нового поведения в травматической ситуации. Одно из отрицательных последствий влияния травматического события на все стороны жизни заключается в том, что, чувствуя себя в ловушке, человек резко сужает репертуар возможных вариантов действия в таких ситуациях. Его действия и ощущения в таком случае напоминают заезженную пластинку. Часто своих собственных сил человеку бывает недостаточно, тут неоценима помощь. Помощь могут оказывать реальные люди, воображаемые, мифические персонажи или сам клиент, находящийся в другом, ресурсном состоянии, обладающий такими знаниями и возможностями, которых не было в травматической ситуации. «В результате озвучивания эмоций, чувств, ассоциаций, идей, метафор, связанных с творением, а также осмысления переживания процесса творения может произойти его переосмысление. В этом случае возможно трансформация форм и позиций. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Это может происходить как по собственной инициативе творца, так и с предложения (а то и провокации) свидетеля. Чаще всего подвергаются трансформации фигуры, вызывающие негативные переживания: таким образом, их изменение оказывается актом взаимодействия с переживанием, его контейнированием и превращением в форму «зоны ближайшего развития»»[2].
  4. Оценка результатов терапии.

На раннюю психологическую травму можно выйти, работая с проблемой, мешающей человеку в настоящем.

Пример. О., 35 лет, разведена, обратилась за помощью в связи с разделением влечений. К одним мужчинам она испытывает исключительно теплое эмоциональное влечение, а к другим — сексуальное. Запрос клиентки — соединить оба влечения в одном мужчине.

О. было предложено дать название каждому влечению и вылепить их. Душевностью было названо эмоциональное влечение и Сексуальностью — физическое. Душевность получилась похожая на солнышко — желтая и круглая, а сексуальность на фаллос оранжевого цвета.

- Подержи в руках Душевность, что ты чувствуешь к этой фигуре?

- Она мне очень нравится, напоминает солнышко (продолжает мять фигурку в руках, все более выравнивая и округляя ее)

- А теперь пообщайся с Сексуальностью, что ты чувствуешь к этой фигуре?

- Она мне тоже очень нравится, эта фигурка даже получилась крупнее Душевности.

- Что хочет твоя Сексуальность?

- Она хочет соединиться с Душевностью (пытается соединить две фигурки и с детским обиженным выражением лица сообщает: «Они не соединяются»).

- На сколько лет ты себя сейчас ощущаешь?

- На 8 (с округлившимися от страха глазами тихо говорит: «В восемь лет у меня была ситуация насилия»).

- Расскажи об этом.

- Я и мои две подружки, мы играли в гаражах. Вдруг появился мужчина и схватил меня, подружки отбежали на безопасное расстояние и наблюдали со стороны, а он, достав нож и приставив его к моей груди, заставил меня встать на колени и сделать ему минет. Потом я осталась стоять, а он ушел. Дома я пожаловалась маме, а она сказала: «Сама виновата, не нужно было шариться по гаражам».

- Вылепи себя и насильника. (После того, как О. вылепила фигуры). Давай поисследуем, что О. могла сделать по-другому. (Клиентка диссоциируется от себя самой в состоянии жертвы, чтобы снизить ее накал чувств).

- Она могла закричать. (Но когда фигура О. начинает кричать, насильник бьет ее по лицу).

- Значит, этот вариант не подходит. Какие есть еще?

- Она могла вцепиться ногтями в его причинное место. (После проигрывания ситуации фигурами становится понятно, что и этот вариант не подходит, насильник ударяет О. ножом).

- Что еще могла сделать О.?

- Не ходить в гаражи, но там было интересно, мы лазили по трубам. Девочки могли сбегать за помощью, но, пока бы они бегали, все бы закончилось, а к О. было бы привлечено еще больше внимания. Все бы знали, что с ней произошло. А она и так не знала, куда деться от стыда. Пожалуй, ей больше всего нужна материнская поддержка.

- Вылепи фигуру мамы. (После того, как появилась фигура мамы). Что ты хочешь от мамы? (На данном этапе, когда мы обращаемся к ресурсам, переходим к ассоциированию).

- Хочу, чтобы мама обняла, пожалела и сказала, что я хорошая девочка.

- Что маме мешает сделать это?

- Она боится быть плохой мамой, боится того, что люди скажут.

- Что изменилось бы, если бы она осознавала, что для тебя она лучшая мама, потому что без нее тебя бы не было?

- Ее гнев бы уменьшился.

- Ты можешь вылепить мамино понимание того, что для тебя она достаточно хорошая мама.

- Да, это понимание похоже на маленькое плоское солнышко (добавляет его к фигуре мамы) Но, даже с этим солнышком она не знает как вести себя в данной ситуации.

- Чего ей не хватает?

- Она сама никогда не получала любви от своей мамы.

- Как выглядит материнская любовь? Вылепи ее. (О. лепит маленькое сердечко). Ты можешь добавить материнскую любовь маме? (Добавляет).

- Что бы изменилось в маме, когда у нее появился опыт материнской любви?

- Она начинает жалеть и обнимать свою дочь, меня (фигуры начинают взаимодействовать).

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Мне легче. Успокоение.

Известно, что выраженная социальная поддержка в ситуации травмы может уменьшить ее последствия, а недостаток социальной поддержки при кажущейся незначительности травмы, например, пренебрежительное отношение в семье, постоянное напоминание о происшедшем, может привести к очень большим последствиям в дальнейшей жизни. Поэтому в нашей работе был сделан акцент на получение материнской поддержки. Работа с пластическими материалами связана с творчеством и реализацией креативных, игровых аспектов личности специалиста, использующего этот метод. Экологичность в работе психолога — важная составляющая, о которой должен помнить каждый специалист.

 

Литература

  1. Дзенис C. Ф. Пластелиновый ежик. Методика коррекции эмоциональных проблем учащихся с помощью игры пластилиновыми фигурками. Центр социально-психологической адаптации подростков и молодежи «Пеликан» г. Новосибирска
  2. Бедненко Г. Б., Владимирова-Крюкова М. Ю. Психотерапевтическая работа с глиной. — http://www.gazeta.ru/science/2007/10/06_a_2219851.shtml
  3. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  4. Мазур Е. С. Экзистенциально-соматический подход в работе с психологической травмой // Психология телесности / Под ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: АСТ, 2005. С. 674‑700.
  5. Работа с психической травмой. Спец. выпуск: Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.
  6. Фрейд З. Исследование истерии / / Фрейд З. Собр.соч.: В 26 т., Т.1 – Спб: Восточно - Европейский Институт Психоанализа, 2005. – 464 с.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30