Павловец А. С. Анализ символов в психоаналитической работе. На примере анализа символа медведя

АНАЛИЗ СИМВОЛОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СИМВОЛА МЕДВЕДЯ

 

Павловец А. С.

 

Работа психолога, использующего метод Sandplay, или юнгианского психоаналитика, сопряжена с анализом символов. Символ это язык бессознательного, его способ общения с сознанием. И успешность терапии во многом зависит от умения терапевта понимать этот язык. В данной статье я хотела бы поделиться своим опытом освоения этого навыка. В качестве иллюстрации я хочу привести пример работы с символом медведя. Почему именно этот пример? Он был наиболее ярким в моем опыте работы. Он как бы подытожил, объединил, схематизировал мой опыт работы с символами. И благодаря ему я сформулировала для себя основные этапы и принципы работы с символами и образами.

Этот символ возник в ходе работы с одной из моих клиенток. Одной из причин ее конфликтов с близкими была неинтегрированная, отщепленная агрессия. Спустя примерно год нашей работы она сильно заболела. У нее была высокая температура и сильная боль в руках. По ее словам, ломило руки, было ощущение, что болят кости. На сессиях мы несколько раз использовали технику активного воображения, она решила применить ее в этот раз. Возник следующий образ. Зима. Заснеженное поле. Ее везут на крытых санях. Она больна и очень плохо себя чувствует. Сани останавливаются возле юрты. Ее вносят внутрь. Она видит в центре огонь, на стенах развешаны травы и корешки. Мою клиентку положили на пол на настил из соломы. И тут она увидела старую якутку–знахарку. Моя клиентка обратилась к ней: «Что со мной? Почему мои руки так болят?» Знахарка ничего не ответила, она стала гладить ее руки. А потом взяла сначала одну руку, потом другую и сказала: «У тебя есть правая рука и левая рука». Потом она взяла лапы умершего белого медведя и одела их на руки моей клиентки. Затем она взяла кусок дерьма и вымазала голову клиентки. По словам моей клиентки, ей было это жутко неприятно и противно, но голос внутри ей сказал: «Наверное, так надо!» И возникло чувство доверия к знахарке и ко всему происходящему. Далее якутка взяла шкуру белого медведя и надела ее на мою клиентку, сказав при этом: «Будешь носить, пока не сносишь. Ступай».

На сессии она описывала свой образ эмоционально: она плакала, периодами ее трясло. Было ощущение, что чувства и эмоции заполнили все пространство кабинета. Не было ни малейшего желания говорить что–либо. У меня не было сомнений, что это — архетипический образ. Первое, что мне пришло на ум — отключить разум и обратиться к чувствам. И теперь это для меня — первый шаг в работе с любым символом и образом. Я попросила ее описать, какие чувства наполняют ее сейчас, в данный момент; что она чувствовала, находясь внутри юрты; как она себя чувствовала и ощущала под шкурой медведя. Когда мы заговорили про чувства, напряжение стало уходить. И тогда возник рациональный вопрос: «Что наиболее яркое было в образе?» И это теперь второй шаг моей работы. Это оказалась шкура белого медведя. «Почему именно белого?» — спросила меня клиентка. И тогда мы обратились к ее опыту «общения» с белыми медведями. Выяснилось, что для нее белый медведь — символ материнства, символ любящей, хорошей и принимающей матери. И тогда, ей было необходимо исследовать внутри себя живую, спонтанную, естественную мать. Таким образом, шкура медведя в образе была символом интериоризации и принятия роли материнства. Но, по моим ощущениям, это было не все. Символ хотел нам сказать еще что-то. И тогда я попросила клиентку поискать в литературе, в интернете описание обрядов с участием белых медведей. И это стало важным принципом моей работы — не давать готовые ответы и информацию, даже, если я знаю и владею ею. Как мне кажется, это позволяет разделить с клиентом ответственность за процесс терапии и укрепить таким образом его Эго. Наше совместное исследование теории показало нам следующее:

  1. В одном из мифов Древней Греции рассказывается, что спутница Артемиды нимфа Каллисто была превращена Зевсом в медведицу, после чего Зевсперенес ее на небо в виде созвездия Большой Медведицы (Арктос). Зевс спас Каллисто. Он даровал ей бессмертие, взял на небо, превратив в созвездие Большая Медведица.

    Кроме того, спутником и символом богини Артемиды был белый медведь. Девушки–девственницы, служившие при храме Артемиды, весной совершали обряд: облачались в шкуры белого медведя. Таким образом, белый медведь символизировал девственность, чистоту и непорочность.

    Эта информация навела нас на мысль о том, что в своем образе она прошла обряд инициации. Это послужило поводом исследовать путь становления ее как женщины. Таким образом, шкура медведя в образе символизировала собой кокон, надежную защиту созревания женственности.

  2. У многих народов белый медведь — символ выносливости, силы и смелости.

    Существует множество народных сказок и легенд, повествующих о том, что Медведь прежде был небесным существом, наделенным божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), чтобы карать грешников (в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек — грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его). Нередко бог и сам мог принимать образ Медведя, когда хотел показаться людям на земле (поволжские легенды о Керемете).

    С белым медведем связано много эскимосских легенд, в которых «нанук» пользуется заслуженным уважением. Не исключено, что и виртуозное умение охотиться на тюленя, подкарауливая его у лунки, и искусство строить снежные хижины «иглу», сохраняющие тепло, эскимосы заимствовали у полярного хищника. Помимо магического значения, белый медведь представлял для северных народов существенную материальную ценность. Мясо и жир его употреблялись в пищу и для корма ездовых собак, а из шкур шили обувь и одежду.

Эта информация позволила нам обратиться к ее интуиции, внутреннему знанию и умению доверять себе, умению видеть силы в себе самой и принятию ответственности за себя, свои действия и свою жизнь.

Вследствие проделанной работы, на одной из встреч она проговорила: «Белый медведь — хищник. И может быть очень агрессивным». Это послужило поводом поговорить и проанализировать ее агрессию. После чего она призналась, что теперь в конфликтных ситуациях представляет, как мысленно надевает шкуру белого медведя и это ей позволяет не отыгрывать агрессию, а конструктивно ее выражать и адекватно действовать.

Примерно спустя еще полгода, когда мы работали с теневыми аспектами личности, используя метод Sandplay, возник символ бурого медведя. Он пришел в роли защитника леса и зверей. Используя ту же схему работы, мы пришли к выводу, что бурый медведь для моей клиентки — символ мужского начала; силы, направленной во внешний мир. Таким образом, появление бурого медведя достроило целый внутренний образ Я. Мы как будто получили символ Инь-Янь. Таким образом, работа с символом медведя позволила моей клиентке интегрировать ее отщепленную агрессию, укрепить Эго. И сегодня она активно осваивает социальный мир и строит карьеру.

Таким образом, работа с символом медведя позволила сделать мне следующие выводы и сформулировать принципы и этапы работы:

    1. Символ несет не только когнитивную информацию, но и мощный эмоциональный и чувственный заряд. И очень важно учиться переживать и принимать эти чувства. Поэтому первый этап работы — исследование чувств.
    2. Бессознательное хочет быть понятым, поэтому оно дарит нам символ, который удивит нас, обескуражит или поставит в тупик. Значит второй этап работы — поиск «необычных» элементов.
    3. Символ очень многогранен. Поэтому, третий этап — анализ символики, исследование литературных источников. Это значит, что я, как юнгианский психоаналитик, должна расширять свои знания о культуре, обрядах, ритуалах и традициях народов мира, изучать их сказки, мифы и легенды.
    4. Символ полярен. Если мы видим одну его сторону, важно задать вопрос: «А что остается в тени?». Поэтому, очень важно в работе с символами не очаровываться найденными уже ответами. Важно сохранять критический взгляд на свою работу.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30