Зимакова А.А. Анализ формирования и развития супервизионной группы, проводимой в г. Челябинске

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУПЕРВИЗИОННОЙ ГРУППЫ,

ПРОВОДИМОЙ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ

Зимакова А.А. 

Врач-психотерапевт,ООО «Консультативный центр Челябинский институт психоаналитической психотерапии», г. Челябинск

Киселёва Н.А.

Врач-психотерапевт, МУЗ Челябинский областной противотуберкулёзный диспансер, г. Челябинск

 

«То, что происходит с психотерапевтом, очень напоминает феномены, описанные в исследованиях сенсорной депривации. Он находится в особой изоляции. Терапевт одинок. Он не получает тепла от пациентов; их чувства направлены на символ, который он представляет. Терапевт пребывает в изоляции большую часть рабочего дня. А свои собственные чувства вынужден контролировать. Он дозирует свое участие, чтобы оно было приемлемым для пациента, занятого своим переносом. Преодолеть это помогает групповая терапия.  Это «прорыв», выход из символического одиночества».

К. Витакер

 

Супервизия, наряду с обучением, включает элемент психологического развития специалистов. А развитие предполагает личностную трансформацию, которой способствует «взгляд», предлагаемый обучаемому и  позволяющий ему вновь увидеть процесс, в который он вовлечен. Супервизия это прежде всего терапия терапии, а не терапевта, это «лечение» процесса лечения а не процесс лечения терапевта. «Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом, но работа с этими проблемами должна быть отнесена к другому пространству» (Соловейчик М.Я, 2002). Если супервизируемый имеет проблемы, мешающие обучению или работе, то такие блокады или контрпереносные явления это как раз и есть «зерно для мельницы супервизора» (Abroms, G.M., 1977). «Цель супервизии — сделать начинающих терапевтов опытными терапевтами, а не опытными клиентами…» (Mead, E. (1990). Практика показывает, что лучше  отведенное на супервизию время разбивать на две-три части — на работу с разными людьми (супервизорами). Одним из вариантов, где могут быть представлены разные стили супервизорства, является супервизорская группа, в т.ч. и мультимодальная. Вашему вниманию мы хотим предоставить опыт работы супервизорской группы в г. Челябинске с ее динамикой, ошибками, их осознанием и выводами. С 2001г. в Челябинске  стал активно развиваться метод психодинамической психотерапии симолдрама. В это же время стало формироваться символдраматическое сообщество  из практикующих психотерапевтов и клинических психологов, проходящих обучение в институте кататимно-имагинативной психотерапии. С увеличением практики работы в методе у специалистов неизбежно появилась потребность разделять полученный опыт и собственные переживания с коллегами, получить поддержку, обратную связь, пережить чувство сопричастности, ощущение того, что ты не одинок. Так в 2002 г. образовалась интервизорская группа, которая работала в постоянном режиме один раз в неделю. Супервизии терапевтических случаев проводились доцентами международного общества кататимного переживания образов (МОКПО) на обучающих семинарах. По мере обучения и увеличения количества специалистов, работающих в методе символрамы группа расширялась, и выделилось «ядро» терапевтов, которые были постоянными участниками группы. С появлением обучающего терапевта МОКПО, группа трансформировалась в супервизорскую. В начале 2003 г. окончательно был сформулирован алгоритм проведения супервизии, который в течение этих лет совершенствовался. В 2006 году группа расширилась до второго круга, состоявшего из практикующих специалистов и студентов. В 20062007 гг. обучающий терапевт МОКПО проводил открытые супервизии. В течение этого времени состоялось 92 часа супервизорской работы, и нас посетили 78 человек. С 2008 г. по 03.2012 группа работала в закрытом режиме. Участниками  группы (10 чел.) являлись практикующие психотерапевты и клинические психологи, прошедшие все обязательные ступени обучения симолдрамы, а также являющиеся дипломированными психотерапевтами  в методах  клиент-центрированной психотерапии, аналитической психодрамы, системной семейной психотерапии, игровой и песочной психотерапии,  интегративного коучинга.  С этого времени работа в супервизорской группе стала бесплатной. Индивидуальную супервизию в контексте психодинамического направления психотерапии можно было получить у обучающих терапевтов МОКПО или подав заявку в закрытую супервизорскую группу. Учитывая то, что 4 года группа была закрытой и бесплатной, со временем, в ней произошло размывание личностных и профессиональных границ, накопились скрытые противоречия. Это привело к разделению ее на две супервизорские группы. В 2012 г. работали 2 открытых супервизорских группы в мультимодальной парадигме. Основной фокус внимания супервизии был направлен на исследование переносных и контрпереносных отношений и сопротивления в терапии, т.е. группы являлись психодинамическими по своей сути. С 2013 г. по настоящее время в постоянном режиме работает одна супервизорская группа, в состав которой вошли несколько участников прежде закрытой группы, и присоединились новые члены, практикующие классический психоанализ и психоанализ Ж. Лакана. Группа работает еженедельно в открытом формате, с назначенным супервизором и заранее заявленным случаем. Между собой негласно специалисты называют её: «Доживём до понедельника».

Таким образом, нам представляется возможность лонгитюдного исследования работы супервизорской группы. На стадии формирования решающую роль сыграла первый обучающий терапевт, которая была назначена правлением МОКПО. Члены группы присматривались друг к другу, показывали свои возможности и потребности. На стадии «Экспериментирование» – потенциал группы вырос, отношения стали более сплочённые. Появился интерес к поиску новых методов и средств работы, ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в группе. В процесс супервизии привносились новые технологии, которые члены группы изучали в процессе собственного обучения и на Международных конференциях. Например: использование аналитической психодрамы в супервизорском процессе. Большое влияние на работу супервизорской группы оказала презентация полимодальной супервизии А.С. Жуковым во время мастер-класса в рамках международной научно-практической конференции по Символдраме в 2009 г. в Пятигорске,  в 2010 г. в алгоритм супервизии были введены критерии диагностики по ОПД2. 2009–2011гг. стали стадией наивысшей сплоченности и производительности. Группа была полностью функциональна. Энергия членов группы была направлена на достижение результатов. Функции лидера переходили от одного члена команды к другому. Однако, в результате этих процессов, произошло размывание границ группы как супервизорской, что отодвинуло супервизию на 2-ой план. Произошел регресс группы, она перестала развиваться как супервизорская. Поменялся смысл, и объединяющим звеном стало личное развитие каждого члена группы при поддержке остальных. Иной взгляд на процесс стал восприниматься как личная несостоятельность, нарциссическая травма, активизировались процессы конфронтации, из-за размывания рамок было потеряно чувство безопасности.  В марте 2012 года группа разделилась на две. Несмотря на болезненность этого процесса, переход к платным супервизиям, открытому формату, разделение личных и профессиональных отношений позволили восстановить рамки супервизорского процесса и сохранить личностные, профессиональные и дружеские отношения членов обоих групп, выросших из 1-ой группы, появился новый стимул для развития. Актуализировалась потребность осознания процессов развития группы, происходивших в течение 10 лет и учета их в дальнейшем развитии супервизии. Появилась потребность в структурированном понимании полимодальной супервизии.

Выводы:

Рабочая группа должна быть не более 10–12 человек, иначе теряется чувство безопасности в отношении конфиденциальности.

Супервизии должны быть платными, что позволяет удерживать профессиональные рамки.

 Необходимо строго придерживаться правил работы супервизорской группы, максимально «оставлять за дверью» личные отношения.

В группе необходима «смена ролей», т. е. еженедельно назначается, так называемый, дежурный супервизор. Им может быть любой сертифицироанный специалист МОКПО, обучающий терапевт или специалисты других аккредитованных профессиональных сообществ (ЕКРР, ЕАР). Это позволяет если не избежать, то замедлить деструктивную групповую динамику.

Группа должна быть равномерна по гендерному составу, что в большей мере помогает отслеживать и осознавать переносные и контрпереносные отношения (например, эротический перернос пациента и эротический контрперенос терапевта к клиенту одного с ним пола значительно чаще «видит» член группы противоположного пола).

Что дает каждому участие в групповой супервизии:

- позволяет разделить чувство одиночества в профессии;

- осознать и выдержать сложные для принятия переносные, контрпереносные чувства (эротические и негативные), осознать сопротивление клиента;

- увидеть собственные «слепые» места, тормозящие процессы в терапии с клиентом и иметь в дальнейшем возможность проработать их в личной терапии;

- получить обратную связь и поддержку от коллег;

- иметь возможность выйти в метапозицию по отношению к ситуации клиент-терапевт и выработать стиль и стратегию дальнейшего ведения терапии данного пациента в будущем;

- избежать профессиональной деструкции;

- продолжить личностный и профессиональный рост.

За период работы с 2001 по 2013 гг. было проведено 600 супервизий (!)

 

Литература

  1. Дж. Винер Супервизия супервизора: Практика в поиске теории/М.: Когито-Центр, 2006
  2. К. Витакер Полночные размышления семейного психотерапевта/М.: Класс, 2001
  3. Р. Смид Групповая психотерапия/ Генезис, 2000

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30