Гришанов А.Н., Пермяков М.Е. Труд как арена борьбы между мужчиной и женщиной

ТРУД КАК АРЕНА БОРЬБЫ

МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ

Гришанов А.Н.

Руководитель Психоаналитической мастерской, г. Новосибирск

Пермяков М.Е.

Участник Психоаналитической мастерской, к.т.н., г. Новосибирск

             

Традиционный подход к месту трудовой деятельности в человеческой культуре, а также специфике участия в этой деятельности мужчин и женщин изложен З.Фрейдом на основе его же классической теории влечений [1]. Суть этого подхода проста. Для формирования культуры человеку было необходимо обрести контроль над своими инстинктивными влечениями. В течение долгого периода формирования культуры были сформированы внешние по отношению к человеку и внутренние (в его психике) регуляторы, которые позволили энергетику желаний (в том числе сексуальных) направить в разные социально приемлемые формы деятельности. В результате значительная часть человеческой жизни теперь заполнена трудовой деятельностью, которая, с одной стороны, позволяет удовлетворять потребности выживания, а, с другой – позволяет культуре эксплуатировать энергию человека для своего развития. З. Фрейд упоминал, что по существу вся человеческая культура есть сублимация сексуальной энергии человека.  

Важный момент, который стоит при этом упомянуть, состоит в том, что эта сублимация касалась энергетики желаний только мужчины, поскольку женщина оставалась в области удовлетворения своих инстинктивных желаний, занимаясь домом, ребенком, удовлетворяя потребности мужчины. З.Фрейд считал, что женщина стремится удержать мужчину дома, рядом с собой, отвлекая его от общественных дел, и поэтому он считал, что женщина является «врагом» культуры [1].

Последние 100–150 лет привели к коренному изменению содержания процессов, происходящих в человеческой культуре. Одним из основных моментов, который повлиял на картину окружающей нас действительности, является процесс освоения женщиной пространства культуры, а также сексуальная революция, содержание которой во многом связано с ослаблением норм и запретов сексуального поведения (в первую очередь женского). Если раньше мы говорили о «женском» мире, в котором формируется ребенок и из которого он должен был уйти в мир «мужской», мир отцов, то теперь «мужской» мир культуры стал по сути бисексуальным.

Если раньше трудовая деятельность была важнейшим элементом мужской сублимации, в которую мужчина не только направлял энергию влечений, но и в творческой составляющей труда компенсировал свою бессознательную зависть к естественной продуктивности женщины, то теперь положение изменилось. Сферу трудовой деятельности во всех ее проявлениях освоили женщины. Однако для них труд несет другое, не сублимационное глубинно-психологическое содержание, а компенсаторное, и ниже мы это подробно обсудим. В дополнение к этому в трудовой деятельности в новых условиях явственно обозначилась проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной, в частности её негативная составляющая (ненависть), которая теперь получила новое социально одобряемое поле для своих проекций и отыгрываний.

 

1. Попробуем ответить на следующий вопрос: если занять психоаналитическую позицию, то как можно оценить то, что делают мужчины и женщины в своей профессиональной деятельности?

Как свидетельствует классический психоанализ, для мужчин трудовая деятельность – это сублимация энергетики влечений. Выскажем предположение, что для женщин труд выполняет компенсаторную функцию в отношении её традиционно пассивной, несколько отстраненной от культуры позиции.

При этом необходимо отметить, что успешная сублимация мужчины в труде ведет к укреплению его мужской идентичности, психологически подкрепляемой ощущением самореализации и повышением самооценки.

В случае женской компенсаторной трудовой деятельности труд формирует современные варианты женской идентичности, которые глубинно противоречат женскому архетипу. Представляется, что трудовая деятельность только тогда не формирует восприятие ущербности женщиной своей идентичности, когда успешно реализована ситуация семьи и ребенка. В этом случае трудовая деятельность в социуме – это место реализации тех сторон личности, которые не активизированы в прямом удовлетворении инстинктов.

В противном случае трудовая деятельность в социуме подпитывает отрыв женщины от её женственности со всеми вытекающими последствиями – фиксация позиции ребенка в отношениях с матерью, неуспешная конкуренция с матерью, а также чувство вины за неполноценную женственность, за реализацию себя в чуждой ей области (женщина, целиком погрузившаяся в трудовую деятельность, совершает акт эмоционального мазохизма). Все это снижает женскую самооценку из-за неспособности к полноценному освоению области сексуальности и материнства.

 

2. Трудовая деятельность – это поле разрядки не только сексуальной, но и агрессивной составляющей влечений. Остановимся более подробно на негативизме, агрессии в конкурентных отношениях между мужчиной и женщиной в труде и профессии. Попробуем рассмотреть ситуацию с позиции женщины, вступившей в конкурентно-трудовую деятельность: либо эта конкуренция успешна, либо нет.

О втором варианте конкуренции написано выше. Женщина завидует способности мужчин сублимировать, поскольку не может реализовать себя в женских вариантах трудовой деятельности (дом, материнство). Далее она переносит на мужчину эту обиду за свою женскую природу, но по сути это упрек, адресованный к матери: «Зачем ты родила меня такой!». Подобная ситуация реализуется в случаях, когда женщина пытается активизировать свои маскулинные стороны личности, в частности, выбирает мужские профессии.

Итак, с некоторым упрощением, мы можем принять это объяснение негативизма со стороны женщин. А какова реакция мужчин на женщин в трудовой деятельности? Её можно обозначить как снисходительную, с некоторым пренебрежением профессионала к дилетанту, который что-то пытается сделать. Причины этого, мы считаем, заключены в том, что изначально труд в большей степени был физическим, поэтому женщины естественно проигрывали мужчинам. Фиксация этого стереотипного отношения проявляется и сейчас, когда с точки зрения мужчины есть два варианта женской работы – то, что она делает, она не в состоянии сделать хорошо, и то, что она делает – серьезным занятием назвать нельзя («Ходит на работу чай попить, да поболтать»). Правда нельзя исключать и негативизм мужчин как результат переносных реакций, истоки которых сформированы травматическими компонентами инфантильных отношений со значимыми женскими фигурами.

 

3.  Однако возможен и другой вариант негативных отношений между мужчиной и женщиной. С позиции культуры его можно назвать успешным вариантом конкуренции, поскольку он способствует ее развитию. В этом случае, который мы назвали вариантом успешной конкуренции женщины, динамика сложнее, но природа мужской и женской ненависти более понятна и проста.

Женщина идентифицируется с мужчиной и старается превзойти мужчин «на их поле». Тем самым она ставит под сомнение идентификацию самих мужчин, «кастрирует» их (при этом, кстати, она принуждает мужчин переживать ту же травму, которой обладает и она – травму неполноценной идентификации). То есть происходит обесценивание мужской трудовой деятельности, той области культуры, в которой в значительной степени и формируется мужская идентичность. И это можно считать одной из причин мужской агрессии в трудовой деятельности, которая адресована женщинам.

Кроме этого, успешно конкурируя и навязывая компенсаторную модель труда, женщина обесценивает мужскую сублимационную модель трудовой деятельности. Т.е. лишает труд сакрального мужского смысла. А такая модель неприемлема для мужчин, т.к. компенсировать им, в отличие от женщин, просто нечего. Таким образом, ненависть мужчин к женщинам в профессии является спровоцированной.

 

4. Отдельно стоит обозначить «здоровый» вариант взаимодействия мужчин и женщин в профессии – вариант сотрудничества. Ситуация, когда женщины, в силу различных обстоятельств, не приходят к прямой конкуренции с мужчинами.  Они совместно могут работать над общим делом, продолжая при этом деятельно отыгрывать индивидуальные внутриличностные конфликты. По сути это модель семейных или сексуальных отношений. Только при сформированной способности взаимодействовать в таких отношениях возможно сотрудничество в трудовой деятельности, т.е. в смешанных коллективах.

 

Подведем итоги сказанного.

  1. Природа мужского и женского труда различна. Мужчины сублимируют, женщины компенсируют.
  2. Причины женской ненависти к мужчинам – обида к матери, перенесённая на мужчин и зависть к способности сублимировать.
  3. Мужская ненависть к женщинам имеет реакционную природу, т.е. она спровоцирована самими женщинами, которые разрушают саму природу мужественности.

 

Литература

1.  Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой / З.Фрейд // Вопросы общества и происхождения религии. – М.: ООО «Фирма СТД», 2008. –  С. 191 – 270.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30