Москвитин П. Н. Психогигиена как модель развития профилактической психотерапии

ПСИХОГИГИЕНА КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Москвитин П. Н.

 

Особенности переходного возраста подростков, а также сложные социокультуральные условия, в которых происходит взросление современной молодежи России, создают актуальность разработки профилактического направления психотерапии. Нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей часто уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности и диктуют необходимость использования специальных психогигиенических мер для развития и усиления Я-концепции детей и подростков, необходимых для формирования жизнеспособной личности, обладающей внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.

В условиях поэтапной реализации федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе является принципиально важным достижение социально желаемого результата личностного развития детей и подростков — формирование российской гражданской идентичности: осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире. В процессе становления гражданской идентичности, особое значение имеет формирование и развитие качеств, составляющих содержание гражданской культуры личности подростка: гражданственности, патриотизма, правовой культуры, развитие личностной ответственности за свои поступки, на основе представлений о морально-нравственных нормах и правовой ответственности.

Учитывая, что приоритетным направлением федеральных образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психогигиенической составляющей процесса образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психогигиеническо-педагогическое, означает необходимость такого научно-методического содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на реализацию базовой задачи психогигиены — сохранение и развитие психического здоровья учащихся, учет особенностей состояния их нервно-психического здоровья и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств школьников требует создания системы мониторинга на основе динамической психодиагностики результатов образовательного процесса, а психогигиенические технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога — психолога в этом направлении.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают вопросы психического здоровья учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной и семейной среды. Введение стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психогигиенических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса, наполненного психогигиенической парадигмой.

Разрабатываемая нами психогигиеническая модель основывается на методическом базисе «профилактической психодрамы» – нового группового метода, основанного на методических приемах групповой психогигиенической дискуссии, драматизации, социального партнерства и экзистенциально-гуманистическом тренинге навыков позитивного решения конфликтов.

Метод. Разработан метод «профилактической психодрамы», направленный на развитие навыков сотрудничества и коллективного принятия решений, включает элементы ролевой игры и предполагает создание проблемных коммуникативных ситуаций в психодраматической модальности. Особенным методическим инструментом метода является формат микродрамы, особый вид коммуникативного тренинга, структурированного как прием «Позитивное совещание», позволяющий провести групповую психопрофилактическую дискуссию с экзистенциально-гуманистических позиций убеждений и смыслов.

Отличие «профилактической психодрамы» от классической драмы Я. Морено, которая обычно представляет индивидуальную терапию в группе, составляют 5 элементов, в т.ч. наличие структурированной микродрамы, специального приема «Стоп-действие», что позволяет в последующей групповой психопрофилактической дискуссии провести обсуждение разыгрываемой психодраматической ситуации с экзистенциальных позиций. Особенностью основного акцента данной формы психогигиенического воспитания является перенос на всю тренинговую группу, а в групповой дискуссии каждый участник может найти оптимальные модели нового поведения. На такие тренинги могут приглашаться учащиеся школ совместно с родителями, которые испытывают проблемы в воспитании, обучении своих детей и т. п.

В основе реализации профилактической программы лежит системно-деятельностный подход: воспитание и развитие качеств личности родителей и детей, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава. Предлагаемая программа включает проведение совместных тренингов по методу профилактической психодрамы, тестирование подростков и их родителей (первичное и итоговое), индивидуальную работу психолога с родителями и их детьми.

Программа включает 20—25 тренингов в течение года, каждый длительностью до 55 минут, что сопоставимо со временем школьного урока. В конце каждого тренинга участникам дается домашнее задание подготовиться к следующей встрече, назначаются актеры, которые готовят психодраматический сюжет по заранее заготовленным сценариям. Проводят занятия в звукоизолированном помещении, где есть возможность быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психологических упражнений.

Темы занятий составлены согласно заявленным просьбам родителей, а также ситуациям, которые наиболее часто рассматриваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района. В тематический план могут вноситься изменения по просьбам родителей: часто поступает заказ на определенную ситуацию, с которой родители не могут справиться сами, после чего пишется сценарий «профилактической психодрамы» и на последующем занятии отыгрывается именно эта ситуация.

Результаты и обсуждение. В результате реализации программы психогигиенических тренингов в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» Куйбышевского района г. Новокузнецка с 10% до 45% увеличилось количество участников с высоким уровнем развития социальной и коммуникативной компетентности (р≤0,001). Количество участников со средним уровнем развития социальной и коммуникативной компетентности повысилось с 30% до 50% (р≤0,001). Отметим, что количество участников с признаками «аддиктивной аномии», недостаточными навыками совладания с кризисами психосоциального развития и способностями противостояния социальному стрессу, проблемными формами поведения и недостаточной способностью к проактивным формам мышления, прогнозирующим появление тех или иных проблем в актуальном будущем, низким уровнем развития социальной и коммуникативной компетентности уменьшилось с 60% до 5% (р≤0,001). На рисунке 1 представлена динамика гармонизации детско-родительских отношений.

 

Рисунок 1 - Динамика отношений между родителями и детьми в семье, %

 

Выводы. В результате реализации программы отмечена тенденция в установлении и развитии позитивных отношений между родителями и детьми, в частности, можно видеть, что у участников программы психогигиенических тренингов (родителей и детей) повышается коммуникативная и социальная компетентность, развиваются коммуникативные способности, повышается уровень знаний социокультурных норм, правил и культурных ограничений в общении, умение конструктивно решать конфликтные ситуации; развиваются позитивные отношения в семье; прививаются семейные ценности; формируются активные жизненные позиции, что в целом создает условия для самореализации личности ребенка и его творческого самовыражения. Возрастает «позитивный интерес» (на 30%) родителей к детям. Это выражается в повышении навыка безусловного восприятия родителями своих детей, обусловленного принятием, как их достоинств, так и их недостатков. Имеются гендерные различия в отношении позитивного интереса к детям матерей и отцов. У матерей в результате повышения позитивного интереса к детям возрастает доверие во взаимоотношениях; у отцов же при повышении позитивного интереса к детям снижаются жесткость и авторитарность, применение силового давления во взаимоотношениях. Полученные результаты подтверждают гипотезу о необходимости развития профилактического направления в психотерапии.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30