Шувалова Е.В. Возможности кинотерапевтического подхода в работе с группой

ВОЗМОЖНОСТИ КИНОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В РАБОТЕ С ГРУППОЙ

Шувалова Е.В.
Центр иностранных языков и психологии «Брайт Лайф»,
г. Новосибирск

 

Настоящая статья показывает возможности работы с группой с помощью кинотерапии, как одного из направлений арт-терапии, лечения души искусством, как возможности развлечься и одновременно глубоко себя проанализировать.

Начать хотелось бы с цитаты из книги Антонио Менегетти «Кино, театр, бессознательное»: «Если человек отталкивается от простого и очевидного факта своего существования и своей ценности, если всесторонне исследует себя, не пренебрегая никакими, пусть даже и кажущимися бессмысленными, мелочами своего существования, тогда он способен восстановить действие жизни, в котором он есть. О фильме можно сказать то же самое … Каждый образ – это таинство, несущее в себе реальность».

Фильм, как и любое эмоционально волнующее творение человека, можно использовать как основу для самоанализа и психотерапевтической работы. Всё, что вызывает эмоциональную реакцию, тревожит, шокирует, восхищает, всё это задевает в нас струнки, которые имеют значение. Анализируя, что именно «задевает», можно осознать причины своих поступков, реальные желания и стремления, которые не допускаются на сознательный уровень заложенными установками. Осознавание же даёт большую свободу действия.

Как мы знаем от З.Фрейда, сон – это королевская дорога в бессознательное. Если человек не видит снов, ему можно дать следующий совет: придумай, что бы ты хотел увидеть во сне; рождающийся нарратив даст также много информации о человеке, как и его сон. Можно сказать, что фильм – это придуманный сон.

Процесс просмотра фильма погружает нас в некое регрессивное состояние, схожее со сновидческим. Более всего этому способствует большой экран, затемнённость, всё внимание захвачено действием, собственные внутренние процессы, как и внешние события, отступают на второй план, реакции становятся более непосредственными. Скорость потока образов способствует тому, что большая их часть воспринимается бессознательно, добавьте ещё воздействие музыки или других звуков, которые также нелегко остановить сознательным анализом. Возникающее состояние может быть очень ресурсным для последующей работы. Поэтому перед просмотром фильма стоит попросить участников обращать внимание на чувства, эмоции, физиологические реакции, которые могут возникнуть во время просмотра, с какими эпизодами фильма, сюжетными линиями, героями они связаны, в какие моменты возникли. Нарратив, который рождается после просмотра фильма, помогает осознать то, что происходит внутри, что волнует и, самое главное, что и как можно изменить.

Наиболее сильно на бессознательное влияют классические европейские фильмы. Один из ярких примеров: «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене. Безусловно, фильмы Анжея Вайды («Структура кристалла», «Бесы» и др.), Занусси («Всё на продажу», «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путём» и др.), любой фильм Фассбиндера, фильмы Луиса Бунюэля («Дневная красавица», «Смутный объект желания» и др.), Ингмара Бергмана и пр. Несколько примеров фильмов последних лет: «Спящая красавица», режиссёр Джулия Ли, «Любовь», Михаэль Ханеке, «Любовное настроение», Вонг Кар-Вай, «Стыд», Стив МакКуин. Эффект, который производит фильм, может быть очень сильным, но он редко анализируется, оседая в глубинах бессознательного. Одна из задач кинотерапии – использовать этот эффект для осознавания скрытых мотивов, подсознательных установок, в итоге – для личностных изменений.

Использовать кинотерапию можно для достижения следующих целей:

  1. Эмоциональное отреагирование и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем.
  2. Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических затруднений.
  3. Развитие способности к самонаблюдению, управлению своей жизнью в позиции объективного наблюдения за ситуацией (ментализация).
  4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств, умения быть в контакте с чувствами других людей, способности к сопереживанию (эмпатия).
  5. Духовный рост.
  6. Формирование способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов других людей.

В заключение хотелось бы отметить, что ведущий обязательно должен обладать навыками групповой работы, то есть отслеживать регламент, стимулировать участников к высказываниям, прояснять высказывания, объективно анализировать поведение героев (подтверждать сценами из фильма), быть осторожным с интерпретациями (четко понимать, когда и как уместно делиться своими впечатлениями) и создавать психологическое напряжение, без которого невозможна никакая работа.

 

Литература

  1. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное.
    http://www.theatre-library.ru/files/m/menegetti/menegetti_1.html
  2. Маркин М. А., Психологический кинотренинг.
    http://gratio.ru/article/2057
  3. Мазин В.А., Кинотеатр психоанализа
    http://art1.ru/cinema/kinoteatr-psixoanaliza/
    или http://psyche.biznet.ru/topic27484.html

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30