Буцких А. А. Особенности семейной терапии в городе Новосибирске

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В НОВОСИБИРСКЕ

Буцких А. А.
Преподаватель Новосибирского института клинической психологии (НИКП),
г. Новосибирск

 

Семья в современном мире находится в кризисе. Изменения происходят непрерывно, они разнообразны, можно лишь констатировать, что представления о семейной жизни уже заметно отличаются от представлений предыдущих поколений, и семья прежней уже не будет никогда. Вероятны еще более радикальные эксперименты в семейной жизни.

Семейная жизнь в Новосибирске находится под влиянием двух основных факторов. Более ранний фактор – традиционные (ныне архаичные) представления, ритуалы, ценности и стратегии семьи. Более поздний – постсовременные представления, формы, ритуалы, ценности и стратегии семьи.

Понятно, что традиции находятся в современности и в том, что именуют постсовременностью (во многом – будущим), но в Новосибирске в силу разных причин традиционные ценности по-прежнему весьма значимы. Речь идет как о сознательных, формальных, общепринятых, так и о бессознательных, не артикулированных, только нарождающихся, слабо представленных идеях и практиках.

Традиционная семья. Брак заключается по достижению брачного возраста. В выборе брачного партнера так или иначе принимает участие вся семья (сватовство, согласие и благословение родителей и т. п.). Жених и невеста «входят» в качестве семьи в состав одной из «расширенных» семей (или жениха или невесты). Брачный союз освящен религиозными ритуалами. Религиозные ритуалы предполагаются на протяжении всей жизни семьи и осуществляются в кризисные моменты. Предполагается совместный союз на протяжении всей жизни мужа и жены. Лишь смерть разлучает супругов и освобождает от обязанностей и обязательств. Исключены разводы. Семья – это освященный Божьим Законом союз половозрелых мужчины (1 ед.) и женщины (1 ед.), без вариантов. Не предполагаются и репрессируются супружеские измены.

Нуклеарная (ядерная) семья существует лишь в виде части расширенной семьи. Не предполагается личная свобода индивида и связанный с ней комплекс экзистенциальных и социальных последствий. Индивид существует лишь как часть рода (расширенной семьи). Репрессируются различные отклонения от традиционных (весьма ограниченных) вариантов сексуальной жизни. Не принято выносить наружу проблемы семьи. Дети передаются на воспитание бабушкам или воспитываются совместно разными поколениями. Предполагаются весьма жестко закрепленные гендерные, семейные, детские роли (старший ребенок – суррогатный родитель для остальных, младший – баловник и дурачок и т. п.).

Другие.

Постсовременная семья. Брак заключается практически в любом возрасте, по достижении физиологического полового созревания. Не предполагается участие членов семьи в выборе брачного партнера. Как правило, родителей и других родственников «ставят перед фактом» брачного союза. Возможны самые разные варианты отношений с расширенными семьями, в т.ч. отдельное проживание от них. Брачный союз может быть освящен, может быть без освящения. Также он возможен вообще без формальных признаний посторонними (регистрации). Не предполагаются какие-либо ритуалы во время семейной жизни, они возможны, но не обязательны. Могут быть разными – религиозными, светскими, западными, восточными и пр. Разводы возможны, даже желательны. Предполагаются «серийные браки».

Возможны различные варианты семей – гетеро-, гомосексуальные, между двумя и иным количеством брачных партнеров разного пола и возраста. Изначально возможен опыт сексуальных отношений до брака, возможны, иногда и приветствуются супружеские измены, в том числе и в виде обмена партнерами и привлечения в сексуальные отношения сторонних лиц. Участие в оргиях. Предполагается, иногда и приветствуется субъективация – вычленение себя из «коллективного тела семьи». Возможны различные варианты суще6ствования индивида – коллективные, индивидуальные, смешанные. Приветствуются и всемерно развиваются самые разные варианты сексуальных отношений во время супружеской жизни.

Возможно обсуждение проблем семьи с представителями «внешнего мира» – семейными консультантами, психотерапевтами и психологами, юристами, врачами, педагогами и пр. Возможны различные формы воспитания детей, предполагается основная роль родителей в воспитании. Возможны и желательны различные роли для всех членов семьи – обмен ролями между родителями, делегирование родительских полномочий детям, обмен ролями между родителями и детьми и пр.

Другие, зачастую в виде экспериментов (трансконтинентальная семья, «старая» и «новая» семья у одного мужчины или одной женщины в одно время, браки с представителями экзотических культур и пр.).

Вероятно, основной особенностью семейной ситуации в Новосибирске и является это сочетание традиционного (во многом связанного с деревенским) уклада и даже не современного, а именно постсовременного влияния, исходящего из самых разных источников.

Этим и определяется сложность семейной терапии в нашем регионе. Какой язык использовать – архаический, современный, постсовременный? Каковы могут быть представления о «норме» у семьи, обратившейся за помощью, и у семейного консультанта? Стоит ли стремиться к этой «норме», даже при ее обнаружении и разделении всеми сторонами? Что считать «патологией» и как к этой «патологии» относиться, что с ней «делать»? Какой метод психотерапии выбрать, каковы должны быть теоретические и технические основания семейной терапии?

О семейной терапии граждане, как правило, не знают. И почти не бывает, чтобы пациенты искали именно семейного терапевта. Исключение – ситуации, связанные с супружескими изменами и разводами.

Как правило, семья ищет специализированной пси- помощи по поводу одного из своих членов – «идентифицированного пациента». Чаще всего это ребенок. И родители в большинстве случаев отказываются принимать участие в психотерапии, снимая с себя ответственность за психологическое состояние сына/дочери. Чаще всего речь идет о «нарушении поведения» - наличие химических зависимостей у ребенка, сложностях (у родителей) при учебе/работе ребенка. Похожая ситуация возникает и при обращении за специализированной (чаще, наркологической) помощью для взрослого. Члены семьи не понимают и не хотят понимать, что проблемы «идентифицированного пациента» манифестируют проблемы всей семьи, а также того, казалось бы, очевидного факта, что семья в состоянии серьезно помочь своему члену. Даже при подробном объяснении зачастую возникает протест и отказ от терапии семьи («лечите больного, мы – здоровы»).

Кроме очевидных причин этой ситуации (низкий культурный уровень, неграмотность населения в вопросах психологии вообще и семейной психологии, в частности, отсутствие традиций психотерапии в стране, явный недостаток специалистов во всех сферах психотерапии и психологии, склонность пациентов к подмене специализированной пси- помощи обращением в знахарям, целителям, а также к невропатологам, терапевтам и другим специалистам не «по адресу», есть еще одна причина, на которой следует остановиться.

Это представление, сформированное главным образом психиатрами, также советскими и продолжающими эти традиции российскими психологами, о статичности, неизменности, сформированности различных душевных состояний, а также психосоматических расстройств.

Современная медицина буквально настаивает на этом. Население, естественно, пребывает под впечатлением многочисленных выступлений, публикаций, консультаций и мнений соответствующих специалистов самых разных сфер медицины и психологии.

«Шизофрения неизлечима, если излечима, то это не шизофрения» (мнение психиатров).

«Ночной энурез сам пройдет (у мальчика 10 лет) к 16 годам. Или не пройдет» (консультация уролога).

«Вам нужно научиться жить с вегето-сосудистой дистонией. Это особенность вашего организма» (о приступах панических атак у женщины 27 лет, заключение невропатолога).

«Ваш муж будет употреблять алкоголь в неумеренных дозах всегда. У него безнадежно нарушена биохимия алкоголя» (о хроническом алкоголизме у мужчины 39 лет, заключение психиатра-нарколога).

Такого рода представления порождают уныние и безнадежность у членов семьи и самого пациента, неверие в возможности современной семейной терапии и психотерапии, ожидание чуда от экстрасенсов и пр.

Со временем благодаря добросовестной и эффективной практике специалистов различных сфер психологической помощи обозначенные выше представления преодолеваются и получившие должную помощь благодарные пациенты рекомендуют специалиста своим родным и знакомым. Это самое надежное средство преодоления заблуждений.

Но семейный терапевт, встречаясь с обратившейся на прием семьей, сталкивается не только с самыми сложными душевными расстройствами (аддикции, психосоматические, психотические состояния и др.), но и немедленно ощущает недостаток понимания семейных процессов и ограниченность своих знаний.

Учитывая традиционные (архаичные) представления о семейной жизни у всех членов современного общества (выраженные в большей или меньшей степени у конкретного индивида), желательно использовать традиционный метод психотерапии. Таковым является психоанализ. Также это наиболее теоретически оформленный, отрефлексированный и представленный многолетней обширной практикой соответствующих специалистов. Из недостатков могу отметить лишь определенную противоречивость теоретических и иных построений психоанализа, выражающуюся в наличии большого количества школ и направлений.

Я предпочел бы оставить в стороне вопрос о гипнозе в силу той простой причины, что  до сих пор не в состоянии понять принцип работы, обоснованность и эффективность этого признанного направления психотерапии.

Психоанализ позволяет представить не только генезис индивида, но и принципиальные схемы взаимоотношений между членами семьи. Представления о невротическом и психотическом уровнях функционирования индивида дают ориентиры в сложной динамике семейных отношений и позволяют выбрать адекватный этим уровням стиль проведения семейной терапии. Теоретические разработки представителей психоанализа психосоматических состояний позволяют понять соотношения телесного и психического, дают ориентиры терапии психосоматических нарушений.

Реформа психоанализа, проведенная Жаком Лаканом, позволила использовать в психоанализе язык современного гуманитарного знания – структуралистов, лингвистов, семиотиков, философов… Лакан предложил специалистам самый современный язык, язык будущего, т.е. постсовременности, которая разворачивается прямо перед нами.

Но в терапии семьи желательно использовать, кроме перечисленных, и специфические, относящиеся только к семье, теоретические подходы и особенности техники. На мой взгляд, наиболее привлекательными и перспективными выглядят методология Миланской школы семейной терапии (М. Сельвини-Палаццолли и сотр.). Интересно, что представители этой школы начинали с психоанализа и, не удовлетворившись результатами работы с крайне сложными психическими состояниями пациентов (шизофрения, анорексия), предложили более современный и эффективный метод работы с семьей – системный.

Особенности этого подхода в том, что основное внимание уделяется не фиксации определенных состояний, а процессам в семье. Важным моментом терапии считается освобождение связанной энергии членов семьи, стимулирование семейной динамики, помощь в отказе членов семьи от «застывших» ролей и психических состояний.

Достижения современных наук о человеке позволяют прогнозировать дальнейшее развитие семейной терапии не только в Новосибирске, но и в Сибирском регионе. А также повышение эффективности этого вида помощи семье.

 

Литература

  1. В.А. Мазин «Введение в Лакана». М., «Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004
  2. О.Ф. Кернберг. «Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии». М., «Независимая фирма «Класс», 2000.
    «Психология и лечение зависимого поведения», М., «Независимая фирма «Класс», 2000.
  3. М. Сельвини Палацолли, Л. Боско, Д. Чекин, Д. Прата «Парадокс и контрпарадокс». Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие». М., «Когито-Центр», 2002.
  4. «Системная семейная терапия: Классика и современность». М., «Независимая фирма «Класс», 2005.
  5. Х. Спотниц «Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория. Техники». СПб., ВЕИП, 2004.
  6. «Эра контрпереноса. Антология психоаналитических исследований (1949–1999 гг.)». М., «Академический проект», 2005.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30