Варламова А. Г., Иванова С. П. Особенности формирования предпосылок суицидального поведения в подростковом возрасте в XXI веке

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В XXI ВЕКЕ

Варламова А. Г.
Студентка IV курса факультета поведенческой медицины и менеджмента ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Томск

Иванова С. П.
Кандидат психол. наук, доцент кафедры общей и дифференциальной психологии факультета поведенческой медицины и менеджмента ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск

 

Согласно определению, которое было дано Эмилем Дюркгеймом, суицид есть не что иное, как действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни. Но само понятие смерти как категории, обозначающей прекращение жизни, окончательно формируется только у зрелой личности, и лишь начиная с подросткового возраста, человек полностью осознает неизбежность и окончательный характер смерти.

В последнее время мы достаточно часто сталкиваемся с подростковыми суицидами, что подтверждают и данные статистики, согласно которым частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У подростков до 13 лет суицидальные попытки встречаются редко, а с 14–15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16–19 годам [3].

Для подростков наиболее значимым фактором в развитии суицидального поведения является семья. Роль семьи для них более существенна и многогранна, чем для зрелой личности, т. к. именно в этом возрастном периоде происходят социализация личности и ее становление, также большое влияние оказывают и социальные факторы.  В это время у подростка формируются межличностные отношения, определяется место в обществе, вырабатываются морально-этические принципы, и ценностные ориентации.

Подростки с суицидальными тенденциями, как правило, в раннем возрасте, пережили трагические события, вследствие чего у них наблюдается повышенная чувствительность к стрессовым воздействиям, мешающая им адекватно справляться с текущими жизненными трудностями.

На сегодняшний день обозначился круг причин суицидального поведения подростков, связанных, в первую очередь, с семьей: переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания; действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность; переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации; чувство мести, злобы, протеста, по отношению к родителям; боязнь позора, нежелание извиниться; чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность [1,3].

Существуют также и отдельные точки зрения на причины возникновения суицидального поведения у подростков. Так, например, Мишина Т. М.[2] предложила свою классификацию семей с негармоничным типом семейных отношений:

  1. неполная семья (семья, где мать одна воспитывает ребенка с рождения),
  2. распавшаяся семья (семья с приходящим отцом),
  3. распадающаяся семья,
  4. ригидная (псевдосолидарная) семья (излишне регламентированная, с холодными, деспотичными отношениями родителей друг к другу и детям),
  5. деструктивная семья (характеризуется нравственной изолированностью членов семьи друг от друга, атмосферой на напряженности и конфликтности),
  6. семья с преобладающим отношением гиперпротекции,
  7. семья с преобладающим отношением гипопротекции.

Бочкарёва Г. П., в свою очередь, определяет три типа семей, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие и становление подростка как целостной личности (в основу классификации положено содержание переживаний ребёнка):

  1. Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
  2. Семьи, в которых нет эмоциональных контактов между членами семьи, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений;
  3. Семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [4].

Для людей подросткового возраста характерны такие особенности характера как: несоответствие между потребностями, желаниями и отсутствием умения найти способы их удовлетворения; отказ от поиска выхода из сложных ситуаций; низкий уровень самоконтроля; неспособность ослаблять нервно-психическое напряжение; эмоциональная нестабильность, импульсивность; повышенная внушаемость, бескомпромиссность; отсутствие жизненного опыта.

Опираясь на эти знания, можно прийти к выводу о том, что семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которая в значительной мере сохраняется в течение жизни, а также оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определённый период его жизни.

Таким образом, именно ближайшее окружение подростка, семья, близкие и значимые для него люди в период становления его как личности должны больше внимания уделять его жизни, чувствам и переживаниям, ведь зачастую он просто хочет быть услышанным, понятым и поддержанным со стороны своей семьи.

В заключение хотелось бы также отметить, что, на сегодняшний день социальные, культурные, экономические и многие другие требования социума к семье отнюдь не помогают ей, а порой даже наоборот ставят в безвыходную ситуацию всех её членов. Это происходит потому, что очень много сегодня говорится об идеальной семье и тех параметрах, которым она должна соответствовать, но как показывает статистика, зачастую, семейные конфликты возникают между супругами как раз в те периоды, когда они пытаются стать идеальной семьёй. Предположительно эти конфликты отдаляют семью от статуса идеальной и приближают к одному из тех типов семей, о которых говорила Г. П. Бочкарёва, а дети в таких семьях, как было сказано ранее, становятся подверженными риску возникновения суицидальных попыток. Вероятно, это может быть связано с тем, что дети являются не участниками, а лишь наблюдателями данных конфликтов, что может формировать чувство вины из-за невозможности помочь своим родителям, которые, в свою очередь, становятся настолько сосредоточенными на себе, что не замечают перемен в эмоциональном и поведенческом состоянии своего ребенка, который уже начал поиск возможных путей решения конфликта, причём выход из сложившейся ситуации ему видится только один.

 

Литература

  1. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте // Пер. с чешск. / И. Лангмейер З. Матейчик. – Прага : Авиценум, 1984. – 335 с.
  2. Мишина, Т.М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Т.М. Мишина. – Л., 1988. – С. 255-281.
  3. Сечко, А.В. Аттитюды в подростковых суицидах / А.В. Сечко // Вестник МГОУ. Психологические науки. – 2013.  – Т. 1, № 1. – С. 69-74.
  4. Таранова Е.Н. Семья как фактор, влияющий на формирование аутоагрессивного, суицидального поведения в подростковом возрасте / Е.Н. Таранова // Научные ведомости. – 2011. – Т. 10, № 14. – С. 44-50.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30