Волохова В. И. Взаимосвязь временной перспективы студентов-первокурсников с адаптированностью в вузе

Взаимосвязь временной перспективы студентов-первокурсников и адаптированности в вузе

 

Волохова В. И.

 

Адаптационная проблематика занимает центральное место в таких фундаментальных предметных полях, как общая психология и психология личности, социальная психология и психология развития, а также психология индивидуальных различий (дифференциальная психология). Реализованные в концепциях отечественных ученых Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Абульхановой-Славской К. А., Ломова Б. Ф., Петровского А. В. и других, эти положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон — человека и социальной среды, где в основе единства лежит как активность социальной среды, так и личности, ориентированная на познание окружающего мира и разработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости.

Основной задачей исследования явилось выявление взаимосвязи социально-психологической адаптации и временной ориентации личности [8, 9]. Как отмечает Ф. Зимбардо [4], люди, которые ориентированы только на настоящее, не планируют и наслаждаются импровизацией своих дел. Однако, будущее, как и прошлое, содержит в себе надежды, страхи, успехи в профессиональной деятельности, и, несомненно, одного таланта и интеллекта недостаточно для достижения успеха, требуются дисциплина и грамотное планирование своей деятельности. Исследование проводилось на момент обучения студентов на первом курсе в период адаптации к студенческой жизни (первое полугодие) на базе ФГБОУ ВПО «НГПУ» факультета психологии. Выборку составили 84 (61 девушек и 23 юношей) человека в возрасте от 17 до 21 года.

Для изучения социально-психологической адаптации были выбраны следующие методики. Опросник социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р.) в адаптации Т. В.Снегиревой, опросник социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (М. Гавлинова), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин) [7].Для изучения временной перспективы использовались методики: Опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой [6], Семантический дифференциал времени в адаптации Л. И. Вассермана, «Самоактуализационный тест» (САТ) Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской — «Шкала компетентности во времени».

Эмпирическое исследование позволило выявить, что личностный адаптивный потенциал (Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин)тесно связанс фактором «негативное прошлое» (r = 0,455, p > 0,001), с фактором «фаталистическое настоящее» (r = 0,424, p > 0,001). А так же обратные связи со шкалами методик сематинческого дифференциала времени: эмоциональная окрашенность прошлого (r = - 0,730, p > 0,001), структура времени прошлого (r = - 0,598, p > 0,001), активность прошлое (r = - 0,489, p > 0,05), эмоциональная окрашенность настоящего (r = - 0,484, p > 0,05). Опросник социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (М. Гавлинова) обнаружил значимую корреляционную связь шкалы «Вегетативная устойчивость» со шкалой семантического дифференциала времени «Негативное прошлое», (r = 0,515, p > 0,001) и со шкалой «Позитивное прошлое» (r = - 0,319, p > 0,05). Опросник социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р.) в адаптации Т. В.Снегиревой выявил значимую корреляционную связь с методикой САТ (r = 0,481, p > 0,05), с методикой Зимбардо «Негативное прошлое» (r = - 0,355, p > 0,05). Тем временем было выявлено, что эмоциональный комфорт (Опросник социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.) испытывают студенты, испытывающие эмоциональную окрашенность будущего (r = 0,527, p > 0,05) и ощущающие величину настоящего (r = 0,489, p > 0,05).

Таким образом, данное исследование адаптированности первокурсников и временной перспективы позволил сделать следующие выводы:

  1. Студенты-первокурсники, ориентированные на будущее и компетентные в настоящем, имеют большие адаптивные способности. У данной группы обнаруживается смысловая наполненность настоящего и способность удовлетворять актуальные потребности. В то же время обнаруженная отрицательная связь с негативным прошлым позволяет сделать выводы о том, что чем больше переживаются воспоминания о негативном прошлом, тем менее эффективными становятся адаптационные ресурсы личности.
  2. В случае переживания негативного прошлого уменьшается переносимость неприятных ощущений при стрессах и трудностях, тревожность.
  3. Исследование взаимосвязи личностного адаптивного потенциала и временной перспективы студентов-первокурсников, выявило, что в равной степени переживание негативного прошлого и фаталистического настоящего позволяют не блокировать адаптационные ресурсы личности. Обнаруживается тенденция — чем выше адаптационные ресурсы личности, тем меньше эмоционально окрашено прошлое и настоящее, что говорит о ориентированности данной группы студентов-первокурсников на будущее.
  4. Временная зона будущего является наиболее важной в рамках социально-адаптивного подхода, так как именно в будущем расположены цели, проекты, то есть мотивационные объекты, к которым стремится человек. Тем самым будущее оказывает важное регуляционное воздействие на деятельность и поведение человека в настоящем.

 

Литература

  1. Вассерман Л. И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Кроник, А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология знач. отнош. / А. А. Кроник, Е. А. Кроник – М: Мысль, 1989 – 204 с.
  3. Психология социальной работы / Под ред. М. А. Гулиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2010. - 382 с.
  4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
  5. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.
  6. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника по временной перспективе Ф. Зимбардо на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2008. №3. С.101—109.
  7. Фетискин Н. П., козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 490 с.
  8. Шамшикова Е. О., Архипова Т. С. Особенности временной перспективы личности с условно сохранными психологическими границами // Развитие человека в современном мире: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 17—19 апреля 2012 г.) / под ред. Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. С.280—289.
  9. Шамшикова О. А., Разумовская Е. С. Субъективное переживание времени в диапазоне нарциссической регуляции личности: условная норма и группа риска // Социокультурные проблемы современной молодежи материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой; Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет психологии. 2006. С. 206—223.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31