Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А. Психическая травма и её последствия в жизни человека

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Шамшикова Е.О.
Канд.психол.н., доцент кафедры общей психологии и истории психологии
ФП ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск

Шамшикова О.А.
Канд.психол.н., доцент кафедры общей психологии и истории психологии
ФП ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск

 

В современной научной литературе все чаще встает вопрос о последствиях психической травмы имевшей место в детском или подростковом возрасте и ее влиянии на физическое и психическое здоровье взрослого человека.

Травма – это оценка субъектом своих сил и принятие своей беспомощности в жизненной ситуации, капитуляция перед ней (З.Фрейд, 2001). Предвестником травмы, сигналом приближающейся опасности является страх, однако людям свойственно верить, что, как таковую, опасность всегда можно избежать, или с ней можно справиться. Сталкиваясь с неизбежной опасностью и не получая никакой помощи, он капитулирует. В этом случае аффект страха сменяется на кататоноидную реакцию (H.Krystal, 1997), и это становится началом травматического состояния, которое близко к гипнотическому, но является гораздо более сильным. В подобном состоянии человек полностью подчиняется приказам. Парадокс заключается в том, что чем больше он подчиняется приказам, тем глубже его затягивает, пока он не достигает каталептического состояния или состояния «робота».

Если травматическое состояние затягивается, то начинается прогрессирующее онемение боли и других аффектов, а также размывание чувства себя и собственной значимости. В это же время параллельно происходит прогрессирующая блокировка всех ментальных процессов (блокируется познавательные способности, нарушаются психические функции и обработка информации, меняются суждения, теряется способность к планированию, оценке и решению проблем и пр.). В конечном итоге удерживается только малое количество этих функций и очень слабая способность к самонаблюдению, обусловленная регрессом к магическому типу мышления (М.М.Решетников, 2006). В этом состоянии большинство нормальных нарциссических функций (самосохранение, забота о себе, самозащита, самоуважение) разрушается, и человек переживает массивное и опасное самообесценивание.

Психическая травма многими исследователями рассматривается как неизбежный результат жестокого обращения с детьми. Исследования последних десятилетий выявили существенную взаимосвязь между психологической дисфункцией во взрослой жизни и историей жестокого обращения или игнорирования и пренебрежения в детстве. Традиционно различают два вида психической травмы: младенческая (инфантильная) психическая травма и психическая травма в детском возрасте.

Инфантильная травма генерируются ранними нарушениями в коммуникации между младенцем и значимыми объектами, которые выражаются в плохой эмпатической на­стройке и эмоциональной эксплуатации, из-за на­рушений в «модулирующем и контейнирующем интерсубъ­ективном контексте» развития. Потенциально травматические ситуации не существуют сами по себе, они становятся болез­ненными, в том случае, если заботящееся окружение (мать) не в состоянии дать на них адекватный отклик, вследствие чего эти ситуации не смогут приобрести статус жизненного переживания.

Последствия младенческой психической травмы не производят быстрого разрушения, но отражаются в психосоматических нарушениях в период дальнейшего психического развития. Это проявляется в нарушениях сна и питания, появлении коликов, приступов экземы, астмы, неудач в эффективном приспособлении, которые в дальнейшем развиваются в аффективную неспособность адаптироваться к окружающей среде (R.J.Harmon, S.Wagonfeld, R.N.Emde, 1982). Травмированный ребенок переживает одиночество и предательство родителей; у него наличествует дефект самоуважения, проблемы в аффективной регуляции и неспособность удерживать адекватную самооценку.

Детскую психическую травму обычно связывают с такими основными типами жестокого обращения, оказывающими пролонгированное негативное воздействие на психическое функционирование как: сексуальное насилие (обычно связанное с вовлечением незрелых детей в сексуальную активность), физическое насилие (сопровождающееся нанесением ребенку физических травм и приводящим к повреждению тканей – от синяков и  рваных ран до сломанных костей и зубов, или в крайних случаях, смерти), психологическое насилие (например, постоянная критика ребенка со стороны взрослых, обесценивание или оскорбление), и пренебрежение нуждами (связанное с неспособностью родителей обеспечить необходимую заботу и удовлетворения основных потребностей ребенка).

Последствия жесткого обращения с детьми включают низкую самооценку, обвинение себя, безнадежность, ожидание неприятия или отказа, зацикленность на опасности. У таких детей наблюдаются соматические реакции: хроническая боль в области таза, мочеполовые проблемы, расстройства желудочно-кишечного тракта, подверженность инфекционным заболеваниям и в целом низкий иммунный ответ организма. Хотя более ранние работы свидетельствовали о том, что дети, подвергшиеся жестокому обращению или перенесшие младенческую травматизацию, испытали только одну форму насилия (например, физическое), современные исследования наглядно демонстрируют, что в анамнезе таких детей присутствует целый ряд случаев плохого обращения, что создает риск повторной виктимизации (J.Brier, 2009).

Травмированная личность универсально поворачивает агрессию против себя. Беспомощность и неспособность защищаться или защитить любимые объекты оставляют осадок стыда и вины за пережитое. В таких условиях применяются два способа защиты, но остается хроническое переживание собственной никчемности, пустоты, бессмысленности, наличествует депрессивный образ жизни даже во время периодов компенсации.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30