Г. Райт. Матрица в группанализе

МАТРИЦА В ГРУППАНАЛИЗЕ

 

Гарри Райт

Понятие матрицы является центральным для группаналиической теории. Боб Хиншельвуд (1989) описывает модель матрицы, в которой болезненный опыт травмирующих аффектов разряжается в сеть (матрицу) группы. Он предполагает, что изначально они передаются другим членам группы, но в итоге группа проецирует их на саму матрицу. Зинкин (1989) в отношении развития проводит параллель между матерью и группой: группа в качестве контейнера/груди трансформирует ее психическое содержание, т. е. дезавуированные аффекты, спроецированные в нее. Такие воззрения предполагают, что проективная идентификация является процессом, который обеспечивает формирование и функционирование матрицы, но это до конца не понятно.

Эти идеи развиваются на основе психоаналитической модели объектных отношений, которая предполагает исключительно диадный тип взаимодействия, в то время как группанализ очевидно работает с отношениями группы. В статье, написанной за несколько лет до смерти, Фоукс (1973) предлагает гипотезу о множественно-личностной психике как более соответствующую истине. Действительно, признавая, что последовательная теоретическая рамка еще не разработана, Эндрю Пауэлл (1994) предполагает, что психика и материя — близнецовые грани матрицы.

Фоукс (1964) определял психику и матрицу несколькими способами:

Матрица это гипотетическая сеть коммуникации и отношений в данной группе. Это общее разделяемое основание, которое в конечном итоге определяет значение и значимость всех событий, и на которую опираются все коммуникации и интерпретации, вербальные и невербальные.

В дальнейшей интерпретации наших наблюдений мы пришли к пониманию того, что они (коммуникации и отношения матрицы) не просто межличностные, но трансперсональные (Foulkes & Anthony 1957).

Мы можем рассматривать матрицу как гипотетический конструкт, хотя представление Фоукса о психике как множественно-личностной предполагает нечто большее, и Пауэлл (1994) заявляет, что это не только психологический концепт, но также может быть и физической реальностью.

Это понятие используется, чтобы описывать наблюдения группаналитиков о качестве взаимосвязанности и взаимности влияния. Также это является попыткой определить степень связанности, которая появляется без очевидного договора (взаимодействия). У группаналитиков есть согласие в отношении значения (ценности) конструкта, и он несет в себе сходство с другими конструктами, такими как «силовое поле», «потенциальное пространство», а также имеет сходство с характеристиками матки. Линтотт (1983) предлагает ряд определений слова «матрица» (matrix), отмечая его латинские корни и значение «матка», а также его значение в английском языке — то, в чем что-то растет и формируется. Он отмечает связь между концептом матрицы у Фоукса и его теорией психики, которая включает в себя идею о том, что психика «… это серия событий», и что она не принадлежит индивиду, а «… состоит из взаимодействующих процессов между рядом тесно связанных людей» (Foulkes 1973).

Это понимание значения матрицы в группанализе, его функция в качестве среды, в которой происходит формирование и развитие, содержит символизм матки, в которой формируется каждый из нас. Группа, которая производит, действует внутри, раскрывает или контейнирует матрицу, и которая благодаря своим действиям может рассматриваться как матрица, также становится средоточием переносов, идентификаций, проекций и других механизмов психических защит.

Идея матрицы дает форму концептуализации, гибкую и богатую значениями. Рассматривая индивидов в группе, в семье, в обществе как соединенных некими нитями, с узлами в месте пересечений нитей, идущих от разных индивидов, мы получаем картину формирующегося целого, которое подобно паутине, и в котором содержится сумма опыта всех. Опираясь на это представление, можно увидеть как много воздействий (влияний) привносится в группу; через единичные нити, соединенные с другими, умножаясь в сложную структуру, которая одновременно является потенциальным контейнером и полем исследования.

Фоукс описал различные аспекты матрицы:

Персональная (личная)матрица; психика индивида это комплекс взаимодействующих процессов(1975).

Групповая матрица; психические процессы взаимодействуют в «концерте» группы(1975) и

…операциональный базис всех психических процессов в группе таким же способом, как индивидуальная психика является операциональным базисом всех психических процессов индивида(Foulkes & Anthony 1957).

Динамическая матрица; театр действия постоянных изменений(1975)

Социальная матрица; может пониматься как сеть, практически в том же смысле, как мозг является сетью волокон и клеток, которые вместе образуют сложную систему(Foulkes & Anthony 1957).

Базовая матрица; основана на биологических свойствах вида, а также на культурально обусловленных твердо укорененных ценностях и реакциях(1975).

Джеймс (1982) определяет сходства между группаналитическим концептом матрицы и концептами Винникота(1974) — переходный объект и потенциальное пространство. Согласно Робертсу (1982):

Он сравнивает матрицу с иллюзорным пространством, предложенным Винникотом, которое формируется между матерью и ребенком и является посредником между фантазией и реальностью. В случае с группой … это пространство формируется между всеми членами группы.

Райт (1987) хотя и пишет об интуиции в то время, предполагает, что:

«… способность перемещаться между слиянием и отдельностью (сепарированностью) (как во взрослых отношениях) коренится в этом гипотетическом пространстве, характеристики которого подобны внутриутробному опыту взаимодействия младенца с матерью. Есть подобное чувство отдельности и в то же время контейнированности, таким образом, что можно безопасно экспериментировать с близостью и дистанцией в отношениях».

Райт (2000) предлагает понятие фундирующей матрицы, которую не следует путать с базовой матрицей Фоукса (.основанной на биологических свойствах вида, а также на культурально обусловленных твердо укорененных ценностях и реакциях).

Он предполагает, что основатели организаций, ассоциаций, учреждений, религий, политических групп и т. п. вкладывают:

… различные бессознательные элементы, чувства и импульсы в матрицу через процессы проективной идентификации во время основания (учреждения) организации, ассоциации или группы.

Он предполагает, что основатели организаций и групповые терапевты (дирижеры), которые собирают терапевтические группы, являются главными агентами в установлении фундирующей матрицы; т. е. их неразрешенные бессознательные проблемы (продукты их бессознательного) встраиваются в фундирующую матрицу и продолжают влиять на способности группы или организации до тех пор, пока они не будут распознаны, поняты и проработаны через какое-то время.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30