Котова М. К. Коррекция эмоционального состояния дошкольников средствами песочной терапии

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Котова М.К.
Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 424 «Умка»,
г. Новосибирск

 

Какие впечатления самые яркие в нашей жизни? Те, которые родом из детства.

Жизнь ребенка не всегда беззаботна и безоблачна. Ощущение радости, счастья, безопасности может быть нарушено самыми различными факторами. Смена места жительства, развод родителей, перенесенное заболевание и т.д., может стать серьезным дестабилизирующим фактором, серьезно отразиться на поведенческом и эмоциональном состоянии ребенка. Эмоциональное состояние – понятие, которое объединяет настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции.

Сегодня при работе с детьми–дошкольниками используются самые разные методики психокоррекции: сказкотерапия, музыкальная терапия, театрализация, работа с глиной, пластилином, рисование. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Ребенок чувствует себя Творцом, по его желанию и при его участии создается и разрушается песочная композиция. В своем песочном творении ребенок выплескивает то, что спрятано глубоко внутри него: проблему которую он не может озвучить, страх который его мучает, эмоции которые он чувствует.

 Песок очень интересен сам по себе. Его легко собрать в ладошку, высыпать, сдуть. Его можно пересыпать, капать, делать долины, горы, дороги, барьеры, пещеры. Добавим игрушки – миниатюры, и вот уже наш песочный мир заполнили жители. Как они живут? Об этом и расскажет создатель песочного мира – ребенок – что происходит в его мире: война, мир, одиночество, грусть, обиды.

Ребенок стал агрессивен или замкнулся в себе, плачет по любому поводу, обижается, молчит или кричит, топая ногами и круша все вокруг, в любом случае мы наблюдаем неадекватное поведение. Значит нужно помочь, найти ресурсы внутри ребенка, а с поддержкой специалиста эта работа будет более эффективна, поэтому мы идем играть в песок.

Коррекционная работа начинается с первого прикосновения к песку. Трогая его, знакомясь, ребенок переключается с внутренних переживаний на внешние ощущения. Выстраивая мир на песочном поле, ребенок отражает свое состояние. Меняя игрушки, придумывая выходы из разных ситуаций, которые сложились на песке, изменяется отношение к внешнему миру, корректируется внутреннее состояние ребенка.

Играем в войну на песочном поле, со временем находим среди массы врагов друзей, а еще немного погодя воины перестают нападать, а становятся защитниками мирных жителей. Еще несколько занятий и игра становится мирной: жители страны ходят в гости, угощают друг друга «чаем». Что изменилось в поведении ребенка: он стал спокойнее, перестал драться по каждому поводу, у него появились друзья среди сверстников, произошла гармонизация эмоционального состояния.

В песочнице можно играть в разные игры: рисовать пальчиками, закапывать и искать сокровища, строить города и миры, придумывать сказки. Любая из них поможет ребенку развить навыки самоконтроля, стать спокойнее и увереннее, научит находить выход в сложной ситуации. Главное – позвольте ребенку выразить себя на песочном поле, без критики и запретов.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30