Гайдук А. В. Взаимосвязь конструктов «образ тела» и «нарциссизм»

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНСТРУКТОВ «ОБРАЗ ТЕЛА» И «НАРЦИССИЗМ»

 

Гайдук А. В.

 

Феномен телесности всегда присутствовал как в религиозных, философских, так и в научных парадигмах, на протяжении всей истории человечества. Взаимосвязь телесного опыта и психики была обозначена еще З. Фрейдом, подчеркивавшим важнейшую роль тела в развитии сознания, а также этиологии психопатологии. Однако в дальнейшем, психологические концепции становятся все более и более «социальными», а телесный опыт лишь в редких научных трудах рассматривается как составляющий компонент психического образа Я. Не смотря на общее неприятие «биологически» ориентированных теорий невозможно отрицать тот факт, что пространство, через которое реализуется Я, есть человеческое тело, и что самоощущение всегда обнаруживается в форме телесных переживаний [4, с 39 - 40].

Телесность — качество, сила и знак телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни [1]. Для младенца на стадии овладения произвольными движениями и телесной регуляцией тело должно максимально объективироваться и восприниматься как отдельное, чужое образование. Осваивая тело, ребенок тем самым параллельно формирует и собственное Я, становясь субъектом-автором физических и эмоциональных переживаний [7, с.70].

Первой внешней опорой телесности младенца становится мать. Она же закладывает первый эмоциональный опыт своего ребенка, откликаясь на его проявления. В совместно пережитом эмоциональном и телесном контакте матери и ребенка, последняявыполняет роль означивания переживаний и наполнения смыслом витальных нужд, телесных действий и эмоций младенца. Актом означения сенсорные ощущения превращаются в образ тела.

Соответственно именно эмоциональные переживания формируют функциональное использование тела, адаптированное к уровню сознания младенца, то есть смысл, полученный от матери о собственном теле, становится доминантным в развитии психики человека [3]. Символизация образа тела, эмоциональное отношение родителей к ребенку формируют базовые эмоционально-оценочные координаты человека, то, что позволяет ребенку чувствовать себя в «самобытии», в нарциссической континуальности или в пространственно-временной континуальности. Ф. Дольто определяет нарциссизм «как «самобытие», известное и признанное, продвигающееся — становящееся для каждого в духе своего пола» [3, с.44].

Нарциссизм как «желание жить» присутствует в любой человеческой психике, и суть нарциссической проблемы заключается не столько в том насколько та или иная личность нарциссична, сколько как та или иная личность, регулирует свой нарциссизм [8]. Личности, проявляющие нарциссические черты характера, часто воспитывались в семье, не воспринимающей их как настоящих живых существ. Их окружение требовало, чтобы они каким-то образом стали другими, не такими, какие есть в реальности [2, с. 171].

Ребенок, не имеющий самостоятельный центр жизни и активности, становится лишь частью бытия чей-то жизни и должен, безусловно, удовлетворять чьи-то потребности. Д. Н. Стерн отмечает, что у младенца есть врожденная потребность чувствовать, и разделять свои чувства с другими. Если ребенок не получает такого отклика, он чувствует себя изолированным психически, и это может спровоцировать серьезные отклонения в развитии психики [7, с.107]. Для того чтобы чувствовать свою причастность к другим, ребенок будет стараеться вести себя так, как хочет родитель, отказываясь от проявления истинных эмоций, пренебрегая их личностным смыслом. Предположительно при этом возникают неосознанные фантазии, о том, что Я могло бы быть спасено, по крайней мере, частично, если «оттолкнуть» или «спрятать» телесное Я. Подавление эмоций формирует усеченное самосознание. В ответ на нарциссическое травмирование формируется компенсация, смысл которой заключается в блокировании личности в ее чувстве собственной значимости [6].

По мнению О. Ф. Кернберга «нарциссы» фиксированы на своем образе Я на уровне фантазии, при этом теряют реальный образ Я, а вследствие отказа от реального образа, происходит отказ от образа телесного Я. Человек ощущает тело непосредственно через чувство, или может иметь лишь его фантазийный образ. В первом случае, формируется прямая связь с телом, тогда как во втором случае, она является косвенной. У лиц с невыраженными чертами нарциссического характера самоизображение (самообраз) и прямой самоопыт через тело совпадают, тогда как нарцисс, отрицая телесную идентичность, сосредотачивает свое внимание и интерес исключительно на образе [9]. Не допуская сильные чувства в сознание, нарцисс рассматривает тело, как объект, подчиненный контролю желаний [5].

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Образ тела формируется в процессе телесных контактов матери и ребенка, где мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом переживаний, телесных действий и эмоций младенца, акт означивания связывает образ тела.

2. При нарушении эмоциональных отношений со «значимым другим» формируется нарциссическая структура личностной организации. Личности с выраженными нарциссическими чертами характера в детстве не получили достаточного подтверждения личной значимости, что привело к формированию нарциссической компенсации, смысл которой заключается в блокировании личности в ее чувстве собственной значимости. Человек перестает получать удовольствие через свое тело, ментальная организация Я доминирует над телом и выражается в переживании, что его ценность превышает ценность последнего.

 

Литература

  1. Газарова Е. Э. Психология телесности. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002. 192с.
  2. Джонсон С. М. Психотерапия характера. С-Пб.: Корвет, 2013. 33с.
  3. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия. Ижевск, ERGO. Т.1. 288 с.
  4. Дороженец Л. И., Соколова Е. Т. Исследование «образа тела» в зарубежной психологии // Вест. Моск. ун-та. сер. 14. Психология, 1985. №4. С. 39—49.
  5. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2005. 464с.
  6. Клепикова Н. М., Шамшикова О. А. Динамика оптимального нарциссизма и нарциссических состояний личности. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 195—200.
  7. Стерн Д. Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш. М.: Генезис, 2001. 192 с.
  8. Фрейд З. О нарциссизме / Очерки по психологии сексуальности. Минск: Поппури, 2003. 215 с.
  9. Шамшикова Е. О., Петровская Т. Ю. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности. Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7—2. С. 259—265.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30