Шамшикова Е. О., Шамшикова О. А. Социальные сети как механизм нарциссизации общества

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК МЕХАНИЗМ НАРЦИССИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

Шамшикова Е. О., Шамшикова О. А.

 

В условиях стремительных социально-экономических изменений в обществе, в век глобального интернета и цифровых технологий, свободного доступа к информации и нарастания виртуальных социальных интеракций; при отсутствии единых заданных морально-нравственных эталонов и стандартов деятельности возрастает необходимость осмысления особенностей человеческое «Я», целостность которого (Я-репрезентаций) является важнейшим условием психического здоровья.

Социальная значимость исследования обусловлена необходимостью оптимизации отношений человека с окружающим миром, которые порой принимают искаженные формы и/или демонстрируют душевную борьбу между склонностью к конформизму (быть «как все», «не выделяться» и «не отличаться») и желанием иметь нарциссическую респектабельность самодостаточного имиджа (быть «круче» других), снижая продуктивность деятельности и личностную эффективность человека [3].

Актуальность исследования не вызывает сомнений, так как за последние десятилетия «нарциссизм» стал одной из излюбленных тем психологов, психиатров, психоаналитиков не потому, что в нем кроется магическое притяжение; нарциссизм стал неотъемлемой чертой цивилизации, в которой отчетливо проявляются глубокие эмоциональные проблемы, приносящие реальные страдания человеку, а нарциссическое личностное расстройство — одним из самых распространенных расстройств современного общества.

Нарциссическое личностное расстройство входит в «Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим заболеваниям» (DSM), разработанное Американской психиатрической ассоциацией (АPA), начиная с третьей версии (DSM-III, 1984; DSM-III-R, 1987). В контексте последних версий — DSM-IV (1994), DSM-IV-ТR (2000) и DSM-5 (2013) АРА — нарциссическое расстройство относится непосредственно к расстройствам личности группы «Б»: с проявлениями театральности, эмоциональности и лабильности и определяется как преувеличение собственной значимости и повышенной озабоченности вопросами самоуважения, а также тотальным отсутствием эмпатии и высоким чувством правомерности.

Нарциссическое личностное расстройство связывают главным образом с (устойчивыми во времени) компенсаторными и защитными состояниями, которые, во-первых, отражают неспособность личности регулировать уровень адекватной самооценки, и, во-вторых, свидетельствуют о неудачных попытках удерживать позитивное представление о себе [4]. Второе, в большей степени относится к неспособности нарциссической личности устанавливать глубокие межличностные отношения и отсутствию у нее чувства удовлетворения от общения с другими людьми.

Непосредственно диагноз «нарциссическое личностное расстройство» ставится по DSM на основании устойчивой выраженности (не менее полугода) не менее пяти из девяти следующих признаков-черт:

1. Представление о собственном величии (грандиозность); 2. Поглощенность фантазиями о неограниченной власти, небывалом успехе, красоте или идеальной любви; 3. Убежденность в собственной уникальности (выражается в стремлении к особенным, имеющим высокий статус, людям или учреждениям); 4. Потребность в чрезмерном восхищении со стороны окружающих; 5. Чувство собственной избранности и особых прав (правомерность); 6. Тенденция эксплуатировать других людей для достижения собственных целей (манипулявность); 7. Отсутствие эмпатии и неспособность строить длительные близкие отношения; 8. Чрезмерное чувство зависти к окружающим; 9. Высокомерие, самонадеянность, надменность.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в мире около 450 млн. человек страдают личностными расстройствами. В США каждый год диагностируются серьезные психические нарушения у каждого 5-го взрослого и каждого 10-го ребенка. В России сегодня насчитываются 6 миллионов человек, имеющих проблемы с психикой, причем в эту статистику входят лишь те, кто обратился за психиатрической или психотерапевтической помощью.

Стресс, напряжение, депрессия и другие формы психического дискомфорта — это неполный перечень проблем, с которыми сталкивается большинство людей в современном мире. По всей вероятности в процессах глобализации, техническом прогрессе, разрушении чувства общности и семейных традиций и ценностей коренится причина этих многочисленных эмоциональных проблем.

В каждом обществе, как в прошлом, так и в наше время, имели и имеют место проявления психической патологии. Однако нарастание численности лиц имеющих патологию и ее однообразие, приводит к мыли, что именно давление современной жизни является ее основной причиной. Так примерно 100 лет назад, во времена З. Фрейда, наиболее частым психическим нарушением была истерия, а проблемы нарциссизма не носили такого характера эпидемии как сегодня.

Еще 20—30 лет назад, простому обывателю не приходилось сталкиваться с термином «нарциссизм» так часто, как это происходит в последние годы. Нарциссизм, как культурный феномен вышел за рамки психиатрии и клинической психологии в XXI веке и предстал во всей своей красе более как норма современного общества, чем психическая патология или стадия развития.

Как отмечают современники, в последние десятилетия наблюдается измельчание чувства общности в пользу индивидуального продвижения любой ценой. Телевидение, в виде рекламных лозунгов «Вы этого достойны», «Совершенство бесценно», «Ты главный», «Рожден, чтобы быть лидером» и т. д. акцентирующее внимание на гламуре и привлекательном имидже, все дальше уводит человека от ценности внутренней красоты и все ярче провозглашает победу внешнего лоска и безостановочной погони за райской жизнью. В этом же смысле, сети интернет открывают новые дополнительные возможности для демонстрации себя и подтверждения собственной значимости в глазах окружающих, снимают барьеры общения и позволяют создавать фантазии о неограниченном успехе, счастье, красоте или идеальной любви. Все это является как причиной, так и свидетельством расцвета патологии личного нарциссизма.

 С тех пор, как в 1914 г. Зигмунд Фрейд опубликовал свою знаменитую работу под названием «Введение в нарциссизм» (Zur Einfuhrung des Narzißmus), эта проблема стала одной из наиболее обсуждаемых, в научных кругах и получила широкое распространение в самых разнообразных гуманитарных школах и парадигмах.

Например, ученые из университета Мичиган, США, выдвинули предположение о том, что социальные сети отражают и усиливают рост нарциссической патологии в рамках современной культуры. Исследование, проведенное докторами философии Элиот Панек (Elliot Panek), Йориос Накдис (Yioryos Nardis) и Сарой Конрат (Sara Konrath) опубликовано в электронном журнале «Сomputers in Human Behavior» [7, 8].

Широкое распространение социальных сетей привело к беспрецедентному обмену персональной информацией. Так, например, Facebook позволяет создавать профиль с фотографиями и информацией о себе, приглашать друзей и знакомых, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять посты на своей и чужой «стенах», загружать фотографии, музыку, видеозаписи, и другие контенты, создавать группы (сообщества по интересам), виртуально подмигивать и дарить подарки, ставить «Like» и т. д. Это неполный перечень возможностей социальной сети.

 В настоящее время, такие сайты, как Facebook служат в качестве виртуального центра социальных контактов и информационного ресурса. Пользователи добровольно публикуют информацию о себе, своих взглядах и убеждениях, интересах, круге общения, предпочтениях и т. д. Выкладывают в сеть фото-сессии, понравившуюся музыку, видеоролики и т. д. Возникает закономерный вопрос «Зачем?».

Социальные сети, ставшие столь популярными среди населения, являются прекрасным средством формирования желаемого образа себя и продвижения своей «уникальности и исключительности» в широкие массы. Получившие наибольшую известность и вышедшие на первые полосы по рейтингам посещаемости Facebook и Twitter собирают у мониторов компьютеров одновременно миллионы людей.

Анализируя полученные данные, E. Panek отмечает, что Facebook выступает зеркалом современного Нарцисса, а Twitter символизирует вторящей голос нимфы Эхо. Социальные сети позволяют создавать и бережно хранить собственный образ, получать подтверждение собственной значимости и принимать одобрение от окружающих [7].

В одном из исследований [7], проведенных американскими учеными, приняло участие 486 респондентов, студентов Мичиганского университета, средний возраст которых составил 19 лет. Респонденты отвечали на вопросы экспресс анкеты, раскрывающие разные аспекты использования социальных сетей, а так же заполняли опросники, диагностирующие проявления нарциссических черт, в частности «Narcissistic Personality Inventory» (NPI), R.Raskin, C.S.Hall, 1979; J.Zimmermann, 1994. Данный опросник широко используется для исследования нарциссических проявлений личности в Европе и США, и описывает характеристики личности нарциссического типа, при этом, не является клиническим инструментарием.

В рамках данной статьи представлен фрагмент воспроизводящего исследования, проведенного на Российской выбоке, в котором приняло участие 72 респондента, студентов «Новосибирского государственного педагогического университета», в возрасте 19—20 лет. Респонденты заполняли анкету, направленную на выявление особенностей использования социальных сетей и отвечали на пункты опросников: «Нарциссические черты личноти», О. А. Шамшиковой, Н. М. Клепиковой, 2010; «Нарциссический опросник личности», R.Raskin, C.S.Hall, 1979; J.Zimmermann, 1994 (в адаптации О. А. Шамшиковой, Н. М. Клепиковой, 2010) [5, 6].

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что уровень нарциссических проявлений личности достоверно коррелирует с уровнем активности в социальных сетях. Данные полученные на российской выборке согласуются с данными американских коллег [7]. Такая нарциссическая черта как «эксгибиционизм» имеет прямую, на высоком уровне значимости связь с количеством выложенных в Twitter постов (rs=0,458 при p=0,001), а нарциссическая черта «грандиозность» — с количеством выложенных на Facebook фотографий (rs=0,512 при p=0,001) и поменянных аватарок (rs=0,483 при p=0,001). «Потребность в чрезмерном восхищении» на высоком уровне значимости коррелирует с количеством полученных «Лайков» (rs=0,527 при p=0,001), а «Отсутствие эмпатии» — с количеством приглашенных в друзья (rs=0,364 при p=0,01).

Обобщая результаты теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующий вывод. Современный человек любит себя и восхищается собой за достоинства, которые порой, не имеют адекватного обоснования. Он ожидает безусловной любви и восхищения со стороны других за качества, которыми не обладает или не обладает в той мере и степени, в которой сам себе приписывает, основываясь на идеалах современного общества. Так происходит с человеком, который в глубине души не считает себя достаточно хорошим и достойным, и который пытается стать таковым в глазах окружающих, чтобы повысить свою самоценность, при помощи специфического поведения и внешней атрибутики [2].

Таким образом, нарциссические механизмы регуляции самопредставления стабилизируют «систему Я», защищая от нарциссических травм и провалов, связанных с негативно-воспринимаемыми репрезентациями, относящимися к собственной личности [4], от одиночества и внутренней пустоты, бессмысленности и безидейности существования. В этом молодому человеку «успешно помогают» социальные сети.

 

Литература

  1. Клепикова Н. М., Шамшикова О. А. Динамика оптимального нарциссизма и нарциссических состояний личности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 195—200.
  2. Хорни К. Неврозы и личностный рост. Борьба за самореализацию / Перевод с английского Е. И. Замфир // под ред. проф. М. М. Решетникова. СПб: совместное издание Восточно Европейского института психо­анализа и БСК. 1997. – 316 с.
  3. Шамшикова Е. О. Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (13). С. 24—35.
  4. Шамшикова Е. О. Некоторые аспекты нарциссического характера: потребность во власти и контроле // В сборнике: Социокультурные проблемы современной молодежи материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой; Новосибирский государственный педагогический университет. 2006. С. 301—312.
  5. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114—128.
  6. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Нарциссический опросник личности» (R.Raskin, C.S.Hall, 1979; J.Zimmermann, 1994) // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6—1. С. 169—176.
  7. Panek, E.T., Nardis, Y., & Konrath, S. Mirror or Megaphone? How relationships between narcissism and social networking site use differ on Facebook and Twitter // Computers in Human Behavior. 2013. 29(5). Pp. 2004—2012.
  8. Ryan T., Xenos S. Who uses Facebook? An investigation into the relationship between the Big Five, shyness, narcissism, loneliness, and Facebook usage // Computers in Human Behavior. 2011. Volume 27. Issue 5. Pp. 1658—1664.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30