Лысов А. А. Роль психологического исследования по делам о моральном вреде

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О МОРАЛЬНОМ ВРЕДЕ

 

Лысов А. А.

 

В законе понятие «моральный вред» синонимично понятиям «физические и нравственные страдания». Понятие «страдание» входит в категориальный аппарат психологии. Психологическим содержанием наполнены слова «моральный» и «нравственный», используемые для определения термина «моральный вред». Таким образом, понятия, органически входящие в нормы права, по своей семантике являются психологическими (т. е. специальными, неправовыми), отражают конкретные психические феномены, которые этими нормами учитываются. Обычно при судебном рассмотрении данной категории дел доказательством факта причинения морального вреда являются утверждения истца о переносимых им физических или нравственных страданиях. Знания в области психологии позволяют отметить, что к описанию истцом своих страданий следует относиться как к гипотезе: оно может полностью соответствовать действительности, соответствовать частично или совершенно от нее отличаться. Люди, которые явились свидетелями переживаний человека, могут лишь строить предположения о его психическом состоянии, т.к. они наблюдают внешние проявления эмоций, которые, как известно, лучше других эмоциональных компонентов поддаются сознательному контролю, а, следовательно, не всегда однозначно соответствуют внутреннему состоянию. В этой связи назначение и проведение судебно-психологического экспертного обследования психического состояния потерпевшего позволяет получить информацию, которую бывает затруднительно извлечь иными способами. Признаки же сильных эмоциональных переживаний, психической травмы, о которых свидетельствуют сам гражданин или его близкие, или лица, наблюдавшие за ним после причиненного ему вреда, могут рассматриваться, по мнению некоторых авторов, в качестве повода для назначения психологической экспертизы. Игнорирование судом возможностей СПЭ в ряде случаев может привести к тому, что при отправлении правосудия не в полной мере будут использоваться средства для установления обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по гражданскому делу.

Правовая оценка морального вреда является исключительно прерогативой суда и устанавливается не только с помощью судебных психологических экспертиз, но и с помощью других доказательств, представленных сторонами по делу. Судебно-психологическая экспертиза не занимается диагностикой морального вреда, а определяет лишь его психологический компонент.

В контексте проведения СПЭ по делам о моральном вреде можно выделить две основные задачи:

  1. определение собственно факта наличия нравственных страданий у подэкспертного, их глубины и выраженности, а также в результате психодиагностического обследования истца в его состоянии могут быть выявлены различные негативные переживания: страх, горе, стыд, беспокойство, унижение, уныние, тревога и др.
  2. установление наличия (отсутствия) причинной связи между страданиями истца и противоправными действиями ответчика, определение причинно-следственной связи этих страданий с изменениями в психической и социальной сфере испытуемого.

Для этого необходимо установленное психическое состояние, характеризующее подэкспертного после совершения ответчиком правонарушения, сравнить с ретроспективно определенным состоянием, бывшим у подэкспертного до совершения правонарушения. Обнаруженные перемены в эмоциональной сфере служат знаком причинной связи. Кроме того, переживание случившегося может приводить к негативным изменениям в деятельности и личности подэкспертного, изменить его отношение к жизни, снизить уровень социальной адаптации. Негативные изменения могут касаться его жизнедеятельности, нарушить целостность и устойчивость его самосознания и психического функционирования, привести к ухудшению его психического или соматического благополучия. Психологу важно установить также вид травматического воздействия, к которому сенситивен истец. Если актуальный травмирующий опыт не соответствует чувствительности к такого рода травмам, то за сообщениями истца могут стоять плохо осознаваемые собственные личностные особенности или намерения в отношении ответчика и суда, носящие манипулятивный характер. На зависимость негативных переживаний от действий причинителя вреда указывает также поражение основных жизненных ценностей подэкспертного. Ряд авторов считает, что причинно-следственная связь между правонарушением и негативными изменениями психической деятельности пострадавшего констатируется при наличии одновременно двух обязательных признаков: 1) факта временной связи изменений психической деятельности пострадавшего и ситуации причинения вреда, включая случаи отсроченной реакции на произошедшее травмирующее событие; 2) личностной значимости для пострадавшего нарушенного права и изменений в социальном статусе, логически связанных с причинением морального вреда.

Проанализировав различные источники, можно полагать, что наиболее удобным и эффективным является следующий алгоритм судебно-психологического исследования по установлению факта причинения морального вреда, предложенный А. Н. Калининой:

– анализ анамнестической, биографической, характеризующей информации гражданского дела, субъективного отчета, экспериментальных данных с целью ретроспективного анализа личности подэкспертного до исследуемых обстоятельств, с анализом сведений о качестве адаптации обследуемого во всех значимых областях — социальной, межличностной, семейной, профессиональной адаптации, соматического (психосоматического) функционирования;

– психологический анализ ситуации причинения нравственных страданий, обстоятельств, при которых подэкспертному были причинены эти страдания, с психологической верификацией состояния, возникшего непосредственно вслед за травмирующими обстоятельствами, с анализом обстоятельств, которые имели субъективно повышенную травмирующую нагрузку; психологической оценкой наличия (отсутствия) причинной связи между страданиями истца и действиями ответчика;

– анализ динамики изменений состояния, произошедших с момента причинения нравственных страданий, с оценкой актуального состояния, включавшей качественно-количественный анализ экспериментальных показателей, субъективных оценок, свидетельских показаний, медицинской документации, содержавших сведения о динамике изменений, степени выраженности, глубине, объеме произошедших у подэкспертного изменений (уровень изменения личностного реагирования, определение сфер жизнедеятельности, в которых произошли изменения, характер и глубина нарушения социальной адаптации, наличие / отсутствие обострения или появления ранее не зафиксированных психических или соматических расстройств);

– интегральный анализ полученных сведений с психологической оценкой прогноза последствий и обратимости наступивших изменений.

Понятие моральный вред имеет психологическую природу. Психологическим содержанием нравственных страданий являются негативные изменения психической деятельности, которые могут быть раскрыты в каждом конкретном случае посредством проведения судебно-психологической экспертизы или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Использование современных достижений психологии позволит раскрыть содержание психологических компонентов морального вреда, что обеспечит объективность судебного решения и аргументированность размера компенсации.

 

Литература

  1. Енгалычев В. Ф., Южанинова А. Л. , «О судебно-психологической экспертизе морального вреда», РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 2007 ТОМ 4 № 1

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30