Танакова А. Г. Арт-терапия как метод реабилитации подростков, имеющих психологическую травму

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

Танакова А. Г.
Психолог, арт-гештальт терапевт, г. Новосибирск

 

По мнению специалистов, перенесенные в детском возрасте психотравмы во многих случаях оказывают негативное влияние на всю последующую жизнь человека. Для того чтобы выявить степень влияния психотравмирующего опыта на здоровье детей, врачи Лондонского королевского колледжа провели исследование. Они опросили 7100 людей, рожденных в период с 1950 по 1955 год. В результате было установлено, что те из них, кто в раннем возрасте столкнулся с болью, трагедией, непреодолимыми трудностями, в последствие в 5 раз чаще становился инвалидом. Кроме того, результаты исследования показали, что большинство из них были подвержены депрессиям, обладали слабым физическим здоровьем и низким уровнем социальной адаптации. Если бы этим детям была своевременно оказана психологическая помощь, считает руководитель исследований М. Хендерсон, эта цифра была бы значительно ниже.

 Сегодня на фоне экономической нестабильности в России, кризиса современной семьи, отсутствия в обществе четких морально-нравственных ориентиров — дети оказались одной из самых незащищенных категорией населения. В РФ проживают около 28 млн. детей, из них более 700 тыс. — беспризорные дети, около 2 млн. — неграмотные подростки, более 6 млн. — дети, находящиеся в социально неблагоприятных условиях (статистика «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» за 2010 г.). Следственные органы за последние годы фиксируют рост преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Таким образом, реабилитация детей и подростков с психотравмами является актуальной проблемой. Категория подростков с наличием застарелых психотравм, ранее не получавших квалифицированную психологическую помощь, — наиболее сложная и требующая особого внимания. Таким подросткам свойственны — высокий уровень тревожности, замкнутость, слабо развитые коммуникативные навыки, недостаточно развитая эмоциональная сфера, наличие сложного комплекса защитных механизмов, склонность к девиантному поведению, депрессивные состояния, высокая вероятность возникновения суицидального поведения. Есть множество методов по работе с психотравмами, однако для подростков одним из наиболее эффективных является арт-терапия. Ее преимущество заключаются в том, что это очень мягкий, но при этом глубокий метод. Арт-терапия дает подростку возможность найти свой способ отреагирования того, что ему трудно озвучить. Уникальность метода заключается и в его вариативности. Рисование, лепка, театрализация, танец, литературное творчество — это далеко не все возможные формы этого подхода. Погружение в творчество способствует созданию атмосферы доверия между терапевтом и клиентом или членами группы. Сочетание индивидуальной и групповой форм арт-терапевтической работы является наиболее эффективным. Результаты реализации пилотажного проекта по реабилитации группы подростков из 5 человек в возрасте от 14 до 15 лет в основе, которого лежала арт-терапия и которому предшествовала индивидуальная арт-терапевтическая работа (от 6 мес. до 2 лет), доказали эффективность проекта. После индивидуальной терапии у подростков наблюдались следующие изменения — снижение уровня тревоги, освобождение от навязчивых воспоминаний, появление позитивного образа будущего. Однако уровень коммуникативной компетенции подростков изменился незначительно. Групповая арт-терапия оказалась наиболее эффективной в решении этой проблемы. Итоги работы группы показали, что развитие коммуникативных умений и повышение уровня социальной адаптации в целом составили от 30 до 70 %. Подтверждением этого служат результаты наблюдения за участниками группы, данные диагностического исследования на входе и по завершению работы группы (Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, Тест Хейма «Диагностика копинг-стратегий», Шкала личной тревожности А. М. Прихожан), а также отслеживание изменений в их жизни после завершения проекта в течение 10 месяцев.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30