Кутырева О. В. Совместное рисование взрослым и ребенком картинки с развивающимся сюжетом в технике пластилинографии

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ КАРТИНКИ С РАЗВИВАЮЩИМСЯ СЮЖЕТОМ В ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

 

Кутырева О. В.

 

Совместное рисование взрослым и ребенком картинки с развивающимся сюжетом, по сути — не что иное, как своеобразная сюжетно-ролевая игра. Эта игра выполняет познавательную, развивающую и коррекционную функции. Через нее мы поддерживаем природную любознательность, присущую всем детям, помогаем ребенку познавать окружающий его мир, формируем, развиваем и учим понимать мир его собственных ощущений и эмоций, побуждаем переводить изнутри вовне его актуальное эмоциональное состояние, способствуем опредмечиванию переживаний и их отреагированию, побуждаем развитие активной речи ребенка путем вербализации всего, что происходит (как через диалогическую речь с ребенком, так и через монологическую речь взрослого), развиваем восприятие, внимание, память, воображение, формируем основы логического мышления. Сюжетом может стать все, что угодно: прочитанная книжка, прогулка по улице, поход в гости…

Такие рисунки могут иметь вид комикса, где развитие сюжета изображается на разных следующих друг за другом картинках на одном или нескольких листах бумаги. В итоге получается своеобразный «кадрированный фильм» о каком-либо событии.

Другой вариант — это многослойное рисование на одном листе бумаги, когда каждый новый поворот сюжета дорисовывается поверх уже существующего изображения. Такие картины могут создаваться на протяжении длительного временного периода, отражая поэтапно происходящие изменения в ситуации. Например, сюжет «Дерево за окном в разные времена года».

Этот способ рисования доступен как детям уже с самого раннего возраста, так и детям с особыми возможностями здоровья. Только в каждом конкретном случае степень активного участия взрослого и ребенка будет разной. Это вполне объяснимо: чем меньше собственных возможностей у ребенка в силу конкретных причин (возраста или состояния здоровья), тем активнее участвует взрослый. Поскольку мы говорим о детях раннего возраста и детях с особыми возможностями здоровья, иногда в такой совместной деятельности вполне допустимо для взрослого работать с ребенком способом «рука-в-руке», когда взрослый фактически ведет руку ребенка, накрыв своей рукой и побуждая к действию. Иногда этот способ является единственно возможным (например, в случае наличия у ребенка расстройств аутистического спектра).

Как в любом арт-терапевтическом процессе здесь важны комментарии автора, которые он дает по ходу рисования. В случае пассивности ребенка создаваемый рисунок комментирует взрослый. Если у ребенка возникают свои предложения по ходу развития сюжета, взрослый их обязательно принимает.

В пластилинографиив качестве изобразительного средства вместо красок используется пластилин. Техника работы с ним очень похожа на технику работы со специальными пальчиковыми красками. Но, в отличие от них, пластилин не пачкает руки и одежду, что для некоторых детей очень важно. С ним можно работать «всухую», без воды. Не надо ожидать высыхания предыдущего слоя рисунка для нанесения следующего как в работе с красками. Рисунок не растекается. Цвета насыщенные. Изображение имеет некоторый объем, рельефность, что позволяет ребенку гладить его, ощущая многомерность пространства. Важно выбрать «правильный» пластилин, который легко разминается, прилипает к поверхности бумаги или картона (но не к рукам!) и не скатывается с нее, растягивается и размазывается по этой поверхности тончайшим слоем. Такой пластилин можно смешивать по цветам, получая мраморность или цветовые переходы, полутона. Пластилин легко накладывать слоями, чтобы скорректировать рисунок, или вообще удалить, сняв ненужную деталь с поверхности бумаги стеком. К тому же, детям раннего возраста присуща потребность «мазать» все, что попадает им руки и способно размазываться (вспомним один из этапов развития детской изодеятельности, который так и называется «мазня»). Проделывая эти манипуляции с пластилином в специально организованном пространстве и при соучастии взрослого, ребенок получает его поддержку и одобрение такого способа деятельности, который в обычных бытовых условиях как правило пресекается родителями.

Дополнительные «бонусы» работы с пластилином: мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, формируем способность чередовать напряжение и расслабление кистей рук, развиваем цветовосприятие и цветоразличение, даем возможность ребенку исследовать, экспериментировать и творить.

Таким образом, пластилин является замечательным средством не только для лепки, но и для рисования, в том числе в арт-терапевтической практике. Совместное рисование картинки с развивающимся сюжетом в технике пластилинографии могу рекомендовать как прекрасный способ установления контакта и дальнейшего творческого или терапевтического взаимодействия взрослого и ребенка, как самого раннего возраста, так и с особыми возможностями здоровья.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30