Прокофьева Ю.А. Применение практик GUР-терапии в работе с подростками при организации детского досуга в условиях спортивно-туристского лагеря.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИК GUР-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНО-ТУРИСТСКОГО ЛАГЕРЯ

 

Прокофьева Ю. А.

В современном обществе остро стоит вопрос социализации подростков. Подростки не понимают, как жить в обществе, как строить социальные связи, часто не понимают своего места в обществе и сталкиваются с трудностями в самореализации и принятии решений. Различные государственные и частные организации, работающие с подростками, так или иначе пытаются решить эту проблему. В их числе — учреждения, специализирующиеся на организации детского досуга и отдыха. Это лагеря, патриотические и спортивные клубы, спортивные школы и т. д.

Предлагаю рассмотреть данный вопрос и пути его решения с позиции спортивного инструктора, организующего походные программы для подростков от 10 до 17 лет в рамках частного детского туристского лагеря.

Исходя из рассматриваемой проблемы, перед инструктором, в первую очередь, встаёт задача создать модель общества с безопасной развивающей средой и помочь подросткам получить позитивный опыт взаимодействия друг с другом, встретиться с собой, получить поддержку и заботу.

Обучение в Школе Валентина Криндача и Елены Соловьёвой позволило на собственном опыте прожить влияние поддерживающей среды, встретиться с собственными проблемами, взрастить внутреннее Дитя, а также дало возможность получить инструменты для работы с другими людьми. Благодаря методике обучения полученные знания можно сразу применять на практике. GUP-терапия действительно интересна не только профессиональным психотерапевтам и психологам, но и людям помогающих профессий.

В рамках детского лагеря метод GUP-терапии позволяет создать для подростка поддерживающую безопасную экологичную среду, в которой он мог бы получить позитивный опыт по преодолению трудностей своего возрастного периода, а также восполнить дефициты прошлых периодов (классификация взята из теории развития личности Эрика Эриксона).

Моделью общества послужила группа подростков 8—12 человек, один инструктор и один вожатый сопровождающий. Это оптимальное количество людей для создания развивающей среды. Группа достаточно большая, чтобы у детей была возможность получать разный опыт взаимодействия, и достаточна компактная, чтобы взрослые могли уделить внимание каждому члену группы. Вот некоторые правила и особенности жизни такого мини-общества, которые помогали детям раскрывать себя, учиться и формировать личность.

В начале смены дети сами придумывают правила группы, а также обсуждают вопрос: «кто и чем хотел бы заниматься в походе, за что отвечать и чему научиться?» В течение смены можно менять своё решение. Все взрослые, являющиеся частью группы, живут по правилам группы и принимают участие в формировании правил, направляя и поддерживая инициативу детей. Также дети составляют список собственных целей на поход.

В течение дня всегда можно попросить помощи у любого участника группы. Поощряется задавание вопросов и здоровое любопытство. Дети учатся проявлять инициативу, соблюдая границы личности другого человека.

В группе работает правило «Нет»: любой участник группы (в том числе и инструктор) может отказаться делать то, что он не хочет, или то, что ему не нравится. Дети учатся осознавать свои потребности и желания.

Для обучения предлагается несколько мастер-классов, и группа может выбрать любой понравившийся. Присутствие на мастер-классах только при наличии интереса и по желанию.

На утреннем круге после завтрака обсуждается предстоящий день и составляется план на день, в зависимости от пожеланий участников группы. Дети учатся договариваться, ставить общие цели и планировать пути их достижения.

В конце каждого дня на вечернем круге у костра любой участник группы имеет возможность поделиться любыми чувствами, переживаниями и впечатлениями за прошедший день. В круге соблюдаются правила: говорим в форме «я-высказываения», говорит один человек, отсутствует критика и оценка, судим поступок, а не личность. В коллективе на 3—4-й день появляется единство, открытость и дружелюбие. Дети поддерживают друг друга. Учатся принимать ошибки и слабости как свои, так и других людей.

Роль инструктора — выносить на обсуждение деструктивные предложения участников, а также находить индивидуальный подход к каждому и осуществлять незаметный и ненавязчивый контроль, направлять каждого участника группы на саморазвитие и созидание, являясь образцом конструктивного поведения, быть открытым для изменений, уметь признать свои ошибки и т. д.

Хотя мои коллеги настаивали на жёстких рамках и режиме, высказывали свои опасения по поводу таких свободных правил самоуправления, удалось показать позитивные результаты и доказать, что именно такой метод организации группы эффективен. Приведу некоторые примеры из практики: какие изменения удалось получить, работая по методике GUP-терапии.

  1. Мальчик 13 лет. Очень вежлив, начитан, приятен в общении. При этом отсутствует контакт с внешней средой на почве внушенного страха нестерильности этой среды. Тревожен. Имеет трудности в общении. Проявляет недоверие к группе, держится отдельно от ребят. В семье восемь взрослых, он единственный ребёнок. В первый день задавал много вопросов о том, стерильна ли вода в озере и палочки на земле, насколько соответствуют санитарным требованиям палатки и т. д. Получил разрешение на контакт со средой, поддержку и поощрение в проявлении интереса без навязывания контакта. Через три дня мальчик ходил босиком по траве, купался в озере, и с удовольствие ел печёную картошку из костра.
  2. Мальчик 12 лет. Занижена самооценка, есть сильный страх совершить ошибку. Боялся сделать любое простое, но непривычное для него действие. Например, помешать суп к котелке, стоящем на костре. При личном разговоре поделился страхом сделать что-то непоправимое. В течение четырёх дней получал много подтверждений того, что он делает хорошо, одновременно игнорировались ошибки и оплошности, как будто их нет. Также в конце дня на круге у костра он получал поддержку и благодарности за помощь от других детей. Использовался приём «Как здорово у тебя это выходит, ты мог бы научить и меня?». На четвёртый день он сам вызвался чистить картошку, а приехав на следующий, год сразу сказал, что будет поваром в походе.
  3. Девочка 14 лет. Трудности в управлении такой эмоцией как злость с последующим чувством вины и стыда и уходом в самоизоляцию. После того как девочка с помощью инструктора приняла свою проблему и попросила помощи, на вечернем круге у костра все желающие (инструктор своими историями задаёт направление беседы) могли поделиться своими успехами и неудачами в переживании злости и агрессии. Дети охотно рассказывали истории где они справлялись или не справлялись с проявлением злости. Девочка получила разрешение на то, чтобы говорить, если ей что-то не нравится. Также ребёнок получил подтверждение самоценности. В личной беседе выяснилось, что девочка хочет стать фотографом, а отец запрещает ей заниматься фотографией, считая что лучше заняться «правильной профессией» и подготовкой к сдаче экзаменов. В результате конфликта с отцом девочка стала замкнутой и раздражительной. До конца смены она получила в распоряжение фотокамеру инструктора. Некоторые фотографии попали на сайт лагеря с подтверждением авторства. Также на протяжении всей смены проводились беседы с детьми о целях, о выборе пути и о способах достижения целей. Через 3 дня у девочки прекратились всплески эмоций, она стала спокойнее и дружелюбнее. Перед отъездом сказала, что фотография это очень интересно, но она предпочитает оставить её как хобби. В следующем году она делилась успехами в учебе и в своём хобби.
  4. Мальчик 10 лет. С первого дня не проявляет эмоций, не улыбается. Апатичен, подавлен интерес к происходящему. Выполняет все просьбы. С другими участниками группы общается неохотно, но готов прийти на помощь при любом обращении. В ходе беседы удаётся узнать, что родители находятся в разводе, а ребёнок живёт уже 3 года в интернате с военным уклоном. У каждого родителя своя новоя семья. Ребёнок получил разрешение на проживание неприятных чувств, таких как злость на родителей и воспитателей интерната. Получил поддержку и внимание. Уже после отрегирования негативных чувств, ребёнок стал активнее, охотно шёл на контакт с другими детьми, стал активным членом группы, придумывал интересные развлечения для всех. До конца смены проявлял много эмоций и рационально с ними справлялся. В середине смены вечером у костра состоялся доверительный разговор с детьми о тех проблемах в жизни, которые есть у каждого. Каждый мог поделиться тем, как он с этим справляется. После этой беседы дети стали дружнее и бережнее в отношении друг к другу. На следующий год этот мальчик приехал снова. Он по-прежнему жил в интернате. Ему удалось сохранить контакт со всеми ребятами, с которыми он ходил в поход. В течение года они поддерживали друг друга. И ребёнок уже не выглядел апатичным и подавленным.

В заключение хочется сказать, что опасения моих коллег были напрасны. Метод GUP-терапии способствует созданию такой среды, в которой проявление деструктивного поведения сведено к минимуму. Она оказалась безопасной, способствовала развитию позитивных качеств у подростков. Описаны примеры из двухлетней практики. Всего проводилась работа со 110 детьми (12 групп от 8 до 10 чел.). За это время в данных группах был самый низкий уровень травматизма, всего два обращения к врачу (порез и заноза), ни одного случая проявления агрессии, драк, несчастных случаев и других чрезвычайных ситуаций, требующих дополнительного вмешательства со стороны руководства лагеря (по сравнению с другими группами с классическим подходом, жёсткими рамками и режимом). Около 30% родителей говорили о том, что их дети очень повзрослели и изменились в лучшую сторону. Часто удивлялись, как удалось достичь такого результата за две недели. Около 70% детей вернулись в лагерь на следующий год, записываясь в летние группы осенью или зимой. Метод GUP-терапии позволил создать среду, в которой решалась проблема социализации подростков, и дети получали позитивный опыт взаимодействия в обществе.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30