Данишевская К.А. Актуальность работы психолога в формировании психологической готовности детей к обучению

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

Данишевская К.А.

Воспитатель МБОУ Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина, г. Новосибирск

 

Первого дня работы в детском саду я ждала с нетерпением, ажиотажем и всевозможными творческими планами: меня переполняло желание помочь каждому ребенку, одарить его своей любовью и знаниями. 1–е сентября прошло на ура, но потом мне пришлось столкнуться с целым ворохом негативного опыта. Такой группы, по мнению заведующей, не было со дня открытия, подтверждали это и учителя дополнительного образования. Напарница не выдержала и оставила меня работать в две смены. Группа была составлена из детей 4–5 лет и нескольких «подготовишек» и в основном это были мальчики. Раньше эти дети ходили в другой детский сад, так как в наш, организованный при лицее, набор проходил только в старшую и подготовительную группы. Активные, творческие, любознательные дети проявляли конфликтность, негативизм, дурашливость, вспыльчивость, агрессию, имели слабые представления о дисциплине. Отдельными проблемами стали речевые недостатки, узкий словарный запас, недостаточная концентрация внимания, небольшой опыт игровых действий, отсутствие желания отвечать на вопросы воспитателя. И хотя мне очень нравился коллектив, уют, обеспеченность детского сада и родители относились ко мне доброжелательно, желание всё бросить и убежать не покидало.

Сразу оговорюсь, что к тому моменту у меня был диплом об окончании педагогического университета и более четырёх лет педагогического стажа работы. Основная часть группы адаптировалась к Новому году. Но, как в той пословице про ложку дёгтя, в группу ходили мальчишки, которые никак не хотели подчиняться правилам дошкольного учреждения. Налицо были признаки гиперактивности и отставания в развитии. Я называла их «великолепной четвёркой» и постоянно задавала вопрос: «Что мне с ними делать?». Я обращалась за советом к наставнику, к психологу, к родителям. Некоторые мои попытки, возможно, достигли своей цели, но с уверенностью могу сказать одно – эти дети продолжают испытывать трудности при обучении в начальной школе. Я не снимаю с себя груз ответственности и имею желание извиниться перед детьми и их родителями за свою неопытность и ошибки. Я ищу ответы, и по сей день.

Затруднения, с которыми я столкнулась, достаточно распространены.

По результатам аналитического отчета института содержания и методов обучения РАО за 2011г.:

•  10%–15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении;

•  около 40% первоклассников не могут успешно осваиваться в новой ситуации;

•  почти половина первоклассников не могут хорошо управлять своим поведением;

•  при организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь;

•  от  15% до 20% детей могут испытывать определенные трудности в обучении[i].

Проще говоря, значительная часть детей не готова к школе, в том числе психологически.

По мнению В. В. Иванова и  Т. Л. Чепель (ГБОУ НСО Областной центр диагностики и консультирования) проблемы организации качественного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, сопровождения детей с нарушениями поведении и трудностями социальной адаптации являются актуальными и пока недостаточно эффективно решаемыми на практике и в образовательном пространстве Новосибирской области[ii].

Как же ФГОС дошкольного образования понимает психологическую готовность детей к школе? На этапе завершения дошкольного образования стандарт определяет целевые ориентиры, среди которых:

•  установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

•  чувство собственного достоинства;

•  активность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

•  способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

•  адекватность самооценки;

•  эмоциональная устойчивость;

•  способность к волевым усилиям[iii].

В результате у выпускника детского сада формируются предпосылки к учебной деятельности, которые в начальной школе трансформируются в универсальные учебные действия[iv].

Итак, Стандарт актуализирует психологическую составляющую готовности ребенка к школе. Психолог становится неотъемлемым участником образовательного процесса. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная и социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовность[v].

Личностная и социально – психологическая готовность – это сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»), произвольности поведения, способности выполнять требования учителя и др.

Интеллектуальная готовность – это также уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Эмоционально–волевую готовность считают сформированной, если ребенок способен контролировать свою деятельность, ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, т.е. у ребенка формируется произвольность психических процессов. Ребенок  радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д., т.е. формируются эмоциональные свойства личности.

Проблема  психологической готовности к обучению в школе достаточно подробно освещена в теоретическом плане. Однако, в современной практике наблюдается нехватка доступных программ по психологической подготовке дошкольников к учебной деятельности. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что психолог в детском саду в основном занимается диагностикой интеллектуальной подготовки детей к обучению[vi].

Использование в практической деятельности модифицированной программы по психологической подготовке дошкольников к обучению показало, что можно выровнять степень адаптированности детей к школе (практическую эффективность психологической подготовки можно установить только по результатам адаптированности детей к школе)[vii].

Очень интересный опыт работы в этом направлении имеется в Самаре: А. В. Долгополовой обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе, В диссертационном исследовании этого автора дано научное обоснование процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр. Разработана авторская программа по формированию психологической готовности детей к школьному обучению, которая  позволяют целенаправленно совершенствовать воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, добиваясь большей эффективности и результативности в подготовке старших дошкольников к обучению в школе. На основе материалов экспериментальной работы разработаны, апробированы и внедрены в практику работы подготовительных к школе групп детских садов г. Самары методические рекомендации по организации и содержанию процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в игровой деятельности; программа спецкурса для подготовки воспитателей «Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста»[viii].

Авторская программа по развитию личностно-мотивационной подготовленности детей к школе «Скоро в школу мы пойдём!» разработана педагогом-психологом Т. И. Леонтьевой из г. Набережные Челны[ix].

В практике есть опыт проведения диагностики психологической готовности: методика определения уровня мобилизации воли (по Ш. Н. Чхарташвили), методика определения развития коммуникативной сферы[x].

МБОУ ЦПМСС «Дарс» в г. Бердске на основе модификации методики Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера Д. Б. Эльконина и Ж. Пиаже разработана методика диагностики уровня развития УУД у детей 6,5-7 лет. Она включает в себя Карту наблюдений за ребенком, диагностику сформированности регулятивных, коммуникативные УУД, нравственно-этических действий, степени произвольности контроля. Данная методика позволяет отслеживать сформированность внутренней позиции и учебной мотивации.

В Стандарте говорится об обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей, оценке индивидуального развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей необходимы подготовленные специалисты.

Для этого  необходимо:

• уточнить критерии психологической готовности к обучению,

• разработать валидные формализованные диагностические методики психологической готовности детей к школе, которые могли бы использовать с одинаковой степенью надежности воспитатели, учителя, родители,

• сотрудничать с родителями в новых, современных формах,

• развернуть работу по повышению профессионализма всех педагогических работников детского сада в области психологии,

• своевременно использовать диагностику индивидуально-личностных особенностей детей,

• на основе мониторинга индивидуально-личностных особенностей детей, разработать для старшей и подготовительной группы детского сада программу психологической подготовки к школе в доступных для детей формах.

В настоящее время в регионах РФ активно создаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, способствующих преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи. Наиболее распространенными являются: семейные клубы на базе ДОУ, включающие работу с родителями как воспитанников ДОУ, так и детей, не посещающих детский сад; окружные и городские клубы для родителей дошкольников; тренинговые группы и семинары по решению широкого спектра проблем в обучении и воспитании дошкольников и т.п.

Важным шагом в модернизации дошкольного образования явилось создание разнообразных видов структурных подразделений ДОУ, оказывающих медико-психологическое сопровождение детей дошкольного возраста и имеющих тесное сотрудничество с системой здравоохранения:

  1. Консультативный пункт (КП) – структурное подразделение дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), предназначенное для оказания психолого-педагогической помощи  родителям, а также детям в возрасте от 1 года до 7 лет в качестве содействия общему развитию личности ребенка. В Москве консультативные пункты стали развиваться с 1999 г.
  2. Служба ранней помощи (СРП) – структурное подразделение ДОУ для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с  выявленными  нарушениями (риском нарушения) развития, которым необходима психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. Служба ранней помощи осуществляет деятельность как консультационный или диагностический центр, расположенный на территории детского сада или школы, имеющих необходимое оснащение для приема детей с особыми потребностями.
  3. Лекотека – структурное подразделение ДОУ для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения из-за проблем развития или нарушений здоровья и нуждаются  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В лекотеке каждый ребенок получает индивидуальную и доступную помощь.
  4. Центр игровой поддержки ребенка – структурное подразделение ДОУ, использующее современные игровые методы для оказания психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. Кроме того, такие центры учат родителей тому, как дома с помощью игр они могут способствовать развитию своих детей.

Таким образом, переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и предоставлять широкий спектр образовательных услуг[xi].




[i] Ковалева Г. С.,  Даниленко О. В., Ермакова И. В., Нурминская Н. В., Гапонова Н. В., Давыдова Е. И. Аналитический отчет. Результаты изучения готовности первоклассников к обучению в школе / Г. С. Ковалева, О. В. Даниленко, И. В. Ермакова, Н. В. Нурминская, Н. В. Гапонова, Е. И. Давыдова. М., 2011.  С. 73.

[ii] Иванов В. В., Чепель Т. Л. Роль и место психологической службы в инновационных образовательных процессах [Электронный ресурс] / В. В. Иванов, Т. Л. Чепель. URL.: http://concord.websib.ru/page.php?article=89&item=2 (дата обращения: 09. 04. 2014)

[iii] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный  ресурс]. URL.: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 09. 04. 2014).

[iv] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный  ресурс]. URL.: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 09. 04. 2014).

[v] Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф.Ануфриев, С. Н. Костромина. СПб.: Питер, 2010. С. 121.

[vi] Короткова Л. В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе (методические рекомендации в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений)  [Электронный ресурс]  / Л. В. Короткова. Тула, 2007. URL.: http://prmk-tula.ucoz.ru/load/0-0-0-22-20‎ (дата обращения: 09. 04. 2014).

[vii] Уварова Л. Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе. [Электронный ресурс]  /  Л. Н. Уварова.  Самара, 2000. URL.:  http:// www.practic.childpsy.ru  (дата обращения: 09. 04. 2014).

[viii] Долгополова А. В. Подготовка старших дошкольников к обучению в системе развивающих игр [Электронный ресурс]  / А. В. Долгополова. Самара,  1997.  URL.:  http:// www.practic.childpsy.ru  (дата обращения: 09. 04. 2014)

[ix] Леонтьева Т.  И.  Авторская программа по развитию личностно - мотивационной подготовленности детей к школе «Скоро в школу мы пойдём!» [Электронный ресурс]  /  Т. И. Леонтьева. Набережные Челны,  2011. URL.:  http://rushkolnik.ru/docs/235/index-492455.html?page=3  (дата обращения: 09. 04. 2014)

[x]  Волков Б. С., Волкова Н. В.  Готовим ребенка к школе 4-е изд., перераб. и доп. Спб.: Питер, 2008. С. 173.

[xi] Кириченко М. М. Общедоступность дошкольного образования: современное состояние и антикризисные практики регионов и муниципалитетов [Электронный ресурс] / М. М. Кириченко. URL.: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/349/document4759.shtml  (дата обращения: 09. 04. 2014)

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30