Завьялов В.Ю. Активная медиация брака

АКТИВНАЯ МЕДИАЦИЯ БРАКА

Завьялов В.Ю.
Руководитель группы научной валидизации дианализа лаборатории психофизиологии
(академик Л.И.Афтанас) НИИ физиологии СО РАМН, д.м.н., профессор, г. Новосибирск

 

Предлагается вариант управления переговорами между супругами с целью сохранения и улучшения брака, основанный на интеграции трёх методов:

Дианализ В.Ю. Завьялова [1]

Теория выбора В. Глассера [3]

Работа с экспертом Д. Рагга [4]

Данная комбинация методов создаёт вариант медиации, которую можно назвать «активной», в отличие от существующих на сегодняшний день других форм медиации, в которых активность ведущего сильно ограничена и распространяется только на организацию переговоров, а всё «остальное» делают спорящие стороны. Главные компоненты данной гибридной техники:

  • 1) внешние условия проведения встречи супружеской пары для выработки совместного решения – «брачный ринг» или «круг принятия решений, он же – «магический круг» (супруги находятся в реальном или воображаемом круге, консультант и воображаемые лица – за кругом);
  • 2) работа с супругами как с экспертами по методу Гордона Рагга («the knowledge cycle»);
  • 3) вопросы доктора Глассера, как максимальная фокусировка на решении (вариант «терапии, направленной на решение»);
  • 4) дианалитический декалог принципов, как способ целостного и максимально компактного объединения целей и результатов консультирования;
  • 5) дианалитический подход к выявлению и разрешению антиномий ума и характера для русскоговорящих супругов.

Получаем сводную таблицу (№ 1) главных вопросов, которые будут заданы супругам и которые разделят время переговоров на «10 раундов»:

 

Табл.1 Этапы брачного консультирования и главные вопросы для обсуждения

 

Брачное консультирование ( Глассер)

Дианалитическое консультирования (принципы)

1. С чем пришли?

1. Вы – пара. С чем пришли? Диада

 

2. Определите. Что такое брак? Диагнозис

2. Что не так в браке?

3. Как о проблеме говорить? Диалог

3. Вы будете бороться за власть в браке?

4. Любовь или власть? Дилемма

4. Что хорошего в вашем браке?

5.Что хорошего в вашем браке? Динамика

 

6. Порок или добродетель? Диалектика

5. Что Вы сделаете для улучшения брака?

7. Что Вы сделаете для улучшения брака? Диверсификация

 

8. Что именно надеетесь улучшить? Дивергенция

6. Что Вы сделаете дополнительно?

9. Что ещё улучшит ваш брак? Диететика

 

10. Как Вы будете защищать свой Договор? Диатриба

 

Почему в брачной медиации этого вида предлагается активная позиция ведущего переговоры? Супруги, решившиеся на медиацию с целью сохранить, если такая возможность есть, или прекратить брак, если препятствия к продолжению брака действительно непреодолимы, нуждаются в активной помощи. Как правило, уровень эмоциональной насыщенности дискуссии между супругами такой, что они без активного внешнего управления беседой не могут вообще сосредоточиться на главном вопросе – что есть их брак? Многолетний опыт проведения такого рода активной медиации брака показывает, что фокусировка супругов на самом браке, т.е. на их «добровольном союзе», помогает им выйти за рамки эгоистических установок и эмоциональных реакций, сосредоточиться на решении их брачной проблемы, а не топтаться на месте.

В этой медиации супруги признаются экспертами в своём браке. Им предлагается оценить недостатки и достоинства своего брака по схеме дианалитического декалога (10 общих принципов эффективной психотерапии и консультирования): рабочий альянс, совместное познание, диалог, редукция выбора к дилемме «власть или любовь», поступок, диалектика жизни, перенос навыка, расширение участия в жизни, рациональное потребления и защита нового поведения (диатриба). Все побочные темы, не касающиеся самого брака, решительно отклоняются. При этом ведущий ссылается на предварительно обговорённые и принятые правила проведения переговоров. Каждый пройденный этап принятия решения, начиная с общего определения брака, фиксируется, протоколируется и затем предъявляется как достигнутое соглашение. Всего к концу сессии таких предварительных соглашений набирается более десятка. Сложное решение остаться жить вместе, несмотря на некие препятствия в браке, принимается по частям, шаг за шагом. Вторая сессия служит проверкой исполнительности принятого плана и окончательной фиксацией результатов основных переговоров.

В книге «Брачный ринг: от борьбы к гармонии» [2] приводится пример определения брака, которое обычно достигается в процессе дискуссии с брачной парой:

  1. Освещаемый свадебной процедурой (фата, платье, «горько», подарки, фейерверк, драка)
  2. Одобряемый обществом в целом и отдельными общественными организациями
  3. Поддерживаемый государством и законом о семье и браке (СК РФ)
  4. Для построения семьи, рождения и воспитания детей
  5. При условии сохранения личной автономии и дальнейшего развития
  6. С целью сбережения любовных и дружеских отношений от разрушения
  7. Чтобы состоять в отношениях доверия и сотрудничества
  8. Принявших решение жить вместе и решать жизненные проблемы совместно
  9. Добровольно вступивших в брак и взявших на себя обязательства мужа и жены
  10. Союз взрослых, любящих друг друга мужчины и женщины

Это определение разложено на логико-семантические слои (логическая структура + словесное значение) так, чтобы внизу находились самые базовые свойства, а сверху самые яркие, но менее существенные признаки.

После того как супруги соглашаются с найденным определением брака, им предстоит без всяких увёрток исправлять результат своего совместного творчества – свой брак. По этому «слоёному пирогу» надо идти снизу вверх, от сущностных характеристик брака к не сущностным и случайным. Путь к несчастью в браке всегда начинается сверху, со свадьбы, которая, например, ничем снизу не подкреплена, или сразу с построения семьи и выращивания детей. Путь к улучшению брака начинается снизу, с самых базовых свойств брака как «союза двух независимых личностей».

Брак является естественным проявлением зрелости личности, он является основанием для создания семьи и воспроизводства новых людей, т.е. создания «ячейки» государства и общества. Эти пять важнейших понятий можно объединить в систему взаимосвязанных феноменов с помощью древней ментальной модели – китайской пентаграммы У-Син. Вместо «первоэлементов» (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода) вставим интересующие нас понятии, но сохраним систему связей между элементами. На рис.1 сплошная линия стрелок обозначает порождающую связь, а весь ход порождения по часовой стрелке будем называть «эволюцией», противоположное направление против часовой стрелки – «инволюцией» или деградацией. Пунктирные стрелочки, связывающие один элемент с другим через другой («через голову»), – связи контролирующие.

 

Рис.1 Связи между понятиями Личность–Брак–Семья–Государство–Общество

 

Начнём движение по этому кругу жизненного цикла человека. Жизнь человека начинается в семье, поэтому семья – первый элемент в нашей схеме. Семья порождает государство, она «ячейка государства». Структура семьи, распределение власти, иерархия возрастная и имущественная, принципы устройства, границы, правила и законы, царящие в семье, – всё это уменьшенная модель государства. Государство порождает общество, в пределе – «гражданское общество», где каждый гражданин участвует в управлении общественными процессами. По-другому, государство с его историей, границами, символами, языком, законами, органами правопорядка и прочими структурами обеспечивает своими границами полноценную жизнь социума, общества людей, которые объединены в нацию, народ. Общество порождает личность – индивидуум, в котором каким-то образом отражены все смыслы общества, всё общество в целом, как в маленьком кусочке голограммы отражается целиком вся картина, которая была записана на целой голограмме. Личность, взрослая и ответственная, порождает брак – союз с другой взрослой и ответственной личностью. В браке, следовательно, заканчивается цикл вызревания личности, которая готова породить себе подобную личность, а для этого вместе с брачным партнёром создаёт семью. В новой, «нуклеарной» семье рождается новый человек, чтобы пройти жизненный цикл вместе с родителями и на своей свадьбе получить от них благословение на создание следующего поколения.

А путь деградации, инволюции? Пойдём опять от семьи – бездетный брак, брак как союз двух «прожигателей жизни», однополый брак и другие вариации сосуществования двух и более личностей, объединённых любовной или иной страстью. Это путь инволюции от семьи к браку. Далее. От брака к личности – путь нарциссизма, самовлюблённости и самоудовлетворения в самом широком смысле этого слова. Здесь личность выше брака, независима от брака, ничего не хочет пожертвовать ради другой личности в браке, эгоизм и себялюбие. От личности к обществу – путь конформиста, приспособленца, того, кто готов раствориться в обществе, исчезнуть как личность в подвалах субкультур или на партийных мероприятиях. Путь от общества к государству – так называемый «примат государства», огосударствление всей общественной жизни, тоталитаризм и патернализм, который всех делает недееспособными гражданами. Путь от государства к семье – государством управляет одна «большая семья» или несколько – как они сами всё поделят, а в «малые семьи» приходит государственное управление, например, «ювенальная юстиция», которая «рулит» всем ходом воспроизводства человеком. Невесёлая картина! Лучше двигаться по пути эволюции!

Теперь – контролирующие связи. Это – сдерживающие влияния, табу и тормоза, запреты и ограничения. Семья контролирует общество, не даёт ему чрезмерно развиваться и освобождаться от всего, в том числе и от института семьи. Одна из проблем воспитания детей – каждая семья стремится одновременно к социализации детей и к ограничению влияния со стороны общества, особенно если общество поворачивается к детям неприятной стороной – растление, распространение психологии потребительства, стяжания и прочих пороков. Государство влияет на личность – гора законов ограничивает активность человека и его беспредельные творческие устремления по всем направлениям: ты перерисовал картину известного художника, исполнил чужую музыку, скачал бесплатно фильм из интернета – а как насчёт авторских прав? Про кучу запретов (паспорт, прописка, пограничные кордоны, таможня) и говорить не стоит – и так всё понятно. Общество контролирует брак. Как? Это ведь «тайна двух»! Брачное консультирование – пример общественного контроля брака. Общество «впихивает» в головы людей огромный запас нужных и не нужных знаний, «вирусов сознания» (мемов и мемкомплексов по терминологии Докинза), хороших и плохих образцов для подражания, модных и престижных образов, по которым людям приходится жить. Церемония свадьбы – первый, традиционный и очень жесткий общественный регулятор брачных отношений. Ещё совсем недавно во многих, даже крайне цивилизованных сейчас странах Европы, после свадьбы и первой ночи новобрачных вывешивались простыни, измазанные кровью, чтобы всё общество могло удостовериться – невеста была девственницей, а жениху удалось дефлорировать свою избранницу.

Далее. Личность контролирует семью. Вот родилась совсем маленькая личность и своим истошным криком весь наведённый порядок в семье меняет без разговоров. Потом эта личность научится влиять на всех в семье в свойственной ей манере и без слов. Потом словами, далее – суждениями и неоспоримыми аргументами. Тут добавить нечего. У каждого человека масса примеров и доказательств влияния личности на семью, вплоть до наложения строгих запретов на отдельных членов семьи или на всех сразу!

Переходим к браку. В нашей «евразийской» схеме брак, оказывается, контролирующим образом влияет на государство! Поначалу это кажется удивительным: брак и государство, «слон и моська». Но вот как быть с историей, которая нам говорит о том, что практически все государства в своих первоначальных границах были созданы бракосочетанием царствующих особ. Сейчас браки государственных деятелей очень сильно влияют на государственное устройство и многие государственные процессы. Возможно, есть многочисленные невидимые пути воздействия граждан, вступающих в брак, на государственную политику. Но это уже вопрос к социологии брака. Наша компетенция – помочь пришедшей на консультирование супружеской паре, помочь осмысленно и с большой точностью попадания в смысловые узлы этой поистине гигантской проблемы человека.

Несмотря на то, что данный метод с вариациями и уточнениями используется автором более 20 лет, статистика случаев не изучалась специальными исследованиями, однако по результатам повторных обращений брачных партнёров за иной помощью, а также в результате случайных встреч с супругами, которые проходили в прошлом брачное консультирование собрано 42 случая катамнеза от 5 до 15 лет. Естественно, что это лишь приблизительные данные об эффективности брачного консультирования. Тем не менее, некоторые выводы, опираясь на них можно сделать.

 

Табл.2 Выборочные результаты эффективности брачного консультирования, основанные на катамнезе

 

Категории наблюдения

 

Катамнез

3-5 лет

Катамнез

5-10 лет

Катамнез

15 лети более

Сохранили брак, живут вместе

12

5

3

Сохранили проблемный брак

5

-

-

Брак окончен в связи со смертью супруга/супруги

2

 

3

Развелись «цивилизовано»

5

2

1

Расстались враждебно

3

1

-

Всего исследованных пар = 42

Сохранили свой брак и продолжают жить вместе после брачного консультирования 20 из 42, т.е. почти половина опрошенных, вместе с теми, кто не развёлся и дожил до конца жизни супруга(и) в браке (5 пар) – 25, т.е. больше половины всех изученных с помощью катамнеза случаев. Естественно, что процедура получения выборки (повторные обращения тех, кто прошел успешную брачную медиацию) может приводить к завышению процента успешных случаев, хотя и это остаётся непроверенной гипотезой. Если считать, что данная выборка рандомизирована, т.е. получена случайным образом (это действительно так, никакого плана сбора данных об отдалённых последствиях брачной медиации не было), то результаты активной брачной медиации в длиннике (катамнез более 3 лет) можно считать весьма позитивными – 59,5%. Не развелись и сохранили брак, не учитывая «улучшения» – 30 пар (71,4%). Развелись цивилизованно 8 пар (19%) и «враждебно» – 4 пары (9,5%). Основной вывод – пары, обратившиеся за помощью в налаживании своего брака, изначально мотивированы на сохранение брака, поэтому на соглашаются с условиями данного вида медиации и принимают решение остаться в браке. Медиация активно помогает этим парам обнаружить и удерживать длительное время смысл жизни в браке, на что и нацелена в первую очередь процедура совместного принятия решений. Важно специально подчеркнуть, что описанный метод не интересуется причинами брачной дисгармонии, наоборот, уводит внимание супругов от такого анализа. В случае брачных взаимоотношений, как, впрочем, и в иных случаях оказания психологической помощи, диагноз затруднений не является приоритетной задачей. Приоритет – принятие адекватного ситуации решения (улучшить свой брак) и выработать новый способ поведения в браке, например, учиться в дружеской манере разрешать конфликты и кооперировать по всем вопросам совместного бытия. Это гораздо важнее, чем знать внутренние проблемы и психологические дефекты того, с кем намерен жить в браке не один год.

 

Литература

  1. Завьялов В. Ю. Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования. – Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2007. – 286 с.
  2. Завьялов В.Ю. Брачный ринг: от борьбы к гармонии. – М.: Беловодье, 2013. – 320 с.
  3. Glasser W. Choice theory: A new Psychology of Personal Freedom. - Harper Collins Publishers, 1998. – P.332-336
  4. Rugg G. Blind Spot: Why We Fail to See the Solution Right in Front of Us. – HarperOne, 2013. – 304 p.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30