Губанова А. В. Технология опережающей психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения одаренных старшеклассников

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Губанова А. В.

Доцент кафедры практической психологии,
Омский государственный педагогический университет, г. Омск

 

Актуальность опережающей психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения одаренных старшеклассников обусловлена причинами объективного и субъективного характера. К объективным причинам относятся особенности современного мирового социокультурного пространства, особенности социально-экономического развития современной России, что субъективно переживается личностью как состояние социальной нестабильности и утраты чувства перспективы. Вместе с тем, в области современного образования отмечается усиление роли субъекта при равнозначности его позиций «индивид-личность-человек» и акцента на индивидуализацию и вариативную направленность педагогического процесса. Субъективные причины определяются возрастной и личностной нестабильностью старшеклассников, возрастными закономерностями, генотипическими и психологическими особенностями, внутренней конфликтностью одаренной личности (К.Юнг), драматичностью её профессионального самоопределения и самореализации [10]. Так, если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению (Э.Фромм), что характеризует одаренных как актуально и потенциально проблемных, делает необходимым отнести одаренных старшеклассников, обучающихся в среде сверстников, к «группе риска», с которыми в воспитательном пространстве школы работает социальный педагог.

Исследование феномена одаренности в психолого-педагогической литературе позволяет представить её как «результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости» (Рензулли) и охарактеризо­вать одаренность как системообразующий фактор профессионального самоопределения одаренных, как развиваемое качество человека, проявление его индивидуальности, выступающее в концепциях гуманистической педаго­гики как главная цель обучения и воспитания. Однако профессиональное самоопределение одаренных старшеклассников рассматривается в нормативных документах и литературных источни­ках только в связи с ранней профессионализацией очень одаренных детей. Таким образом, проблема профессионального самоопределения одаренных старшеклассников, обучающихся в среде сверстников, существует как в образовании, так и в педагогике и психологии.

Одаренность как психическое явление, проявление которого рассматривается с пози­ции соотношения роли наследственности (Г.Домино, Р.Кеттелл и др.) и воспитания (Ф. Бэррон, Н.С.Лейтес и др.), присутствует в психике кон­кретного человека в форме действительности или в форме возможно­сти своего осуществления (В.И. Панов), поэтому имеет смысл прилагать психолого-педагогические усилия к преодолению у одаренных старшеклассников уже сложившихся в прошлом опыте стереотипных способов воспри­ятия, мышления, переживания, поведения в традиционной образовательной среде. Одаренность как социальное явление — это особая форма прояв­ления творческой природы психики в явной, в том числе и возрастной форме, для реализации которой необходимо наличие не только при­родных задатков, но и средовых условий, которые могут «заглушить» проявление одаренности на данном этапе воз­растного развития ребенка (Н.А.Бердяев, В.В.Дружинин, А.Менегетти, В.А. Сластенин, Л.С.Подымова, Ю.Азаров и др.). Итак, обнаруженные в ходе анализа литературы депривирующие обстоятель­ства в развитии «слабо» одаренных детей (К.Юнг), обучающихся в среде сверстников, требуют управления ситуацией и акцентируют необходимость в опережающей психолого- педагогической поддержке как современном методе включения одаренных старшеклассников в освоение социокультурной среды школы. Освоение требует посредника – педагога, который персонифицирует социальную среду, актуализирует и предъявляет сложившиеся в обществе наиболее существенные связи и отношения в концентрированной и явной форме, активно вмешивается в воздействие социальной среды на ребенка, профессионально организует и направляет воздействие (Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт).

Представим особенности стратегии индивидуально-личностной педагогической поддержки социальным педагогом профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в воспитательном пространстве школы. Назначение: психолого-педагогическое обеспечение оптимальной социализации и индивидуализации личности за счет актуализации ресурсных возможностей и творческих способностей одаренных в преодолении возникших затруднений в профессиональном самоопределении. Основные принципы: гуманность, субъектность, системность и вариативность. Потенциальные предметы поддержки: самопознание, самоанализ, личностная рефлексия, профессиональное самосознание, субъектный опыт и субъектная позиция одаренной личности в ситуации профессионального выбора. Характер стратегии предполагает совместную деятельность социального педагога и одаренного старшеклассника, направленную на достижение конкретной цели в решении актуальных задач профессионального самоопределения одаренных в ситуации успеха. Профессиональные (психолого-педагогические) задачи: алгоритмы подготовительной и исполнительской деятельности социального педагога, планируемые для достижения поставленной цели и задач поддержки. Задачи ситуативно обусловлены поставленной целью, возрастными закономерностями (гетерохронность и диссинхрония развития, становление самоанализа, профессионального самосознания, личностной рефлексии), генотипическими (высокий уровень ассоциативности (образной креативности), дивергентность творческого мышления; личностными особенностями: (перфекционизм, низкий уровень личностной рефлексии, избирательность общения, сом­нение, понимаемое нами как любознательность, внутренняя конфликтностью одаренной личности и драматичностью её самореализации. Процесс профессионального самоопределения одаренных в равной степени детерминирован субъективными (субъектное смысловое пространство одаренной личности) и объективными (психолого-педагогические условия воспитательного пространства школы) факторами. Условия использова­ния: 1) Желание одаренных старшеклассников получить помощь в разреше­нии затруднений профессионального самопределения, готовность принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации. 2) Деонтологическая составляющая проблемы предъявляет к социальному педагогу как субъекту психолого-педагогической поддержки требования профессионального, личностного, управленческого соответствия предъявляемой личностью и обществом проблеме; профессиональной готовности к взаимодействию с одаренным старшеклассником с позиций: помощник, консультант, фасилитатор. 3) Основные психологические условия­ развития инициативных действий одаренных старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, способствующих созидательному творчеству: психологическая безопасность; признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оце­нивание, но только реакция, понимание, сопереживание; психологическая свобода символического выражения, свободная ответственность быть самим собой (К. Роджерс). 4) Основные организационно-педагогические условия, направленные на оптимизацию процесса психолого-педагогической поддержки: а) включение в содержание психолого-педагогической поддержки субъектного опыта и расширение субъектных функций одаренного старшеклассника; б) использование логико-эвристических средств современного образования в индивидуализации процесса поддержки; в) использование внешнего плана действий (логических уровней осознанного действия) при обучении одаренных старшеклассников самостоятельному выявлению затруднений профессионального выбора в ситуации успеха. Результат: результативность системы психолого-педагогической поддержки в воспитательном пространстве школы характеризуют два результата: патерналистский (в рамках отдельной ситуации), определяемыйкритерием факта, и образовательный (собственно педагогический), определяемый критерием качества.В качестве результата разрешения конкретной проблемы профессионального самоопределения в ситуации успехамогут выступать: 1) осознанный адекватный/неадекватный самостоятельный профессиональный выбор; повышение информи­рованности и понимания причин затруднений в профессиональном самоопределении; выработка (осознание, коррекция) новых профессиональных целей, ценностей, планов и перспектив; катарсис: выработка нового взгляда на себя (Я-субъект, который может управлять ситуацией профессионального выбора) и на ситуацию (расширение рамок психологического времени); поиск и актуализация собственных ресурсов — личностной рефлексии, диалогической позиции во взаимодействии; изменение (осознание, выработка) профессиональной «Я-концепции»; отреагирование накопившегося напряжения в ситуации успеха в воспитательном пространстве школы.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31