Новиков В.В. Кризисы профессионального развития начинающего психолога

КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПСИХОЛОГА

Новиков В.В. 

Психолог, групповой психотерапевт, преподаватель регионального уровня ОППЛ, МКУ  Центр «Родник», ОО «Лад», г. Новосибирск

 

Профессиональная деятельность начинающего психолога сопровождается кризисами развития. Кризис для профессионала — это возможность перейти на следующий этап своего развития. Рассмотрим вопрос о стадиях развития начинающего специалиста–психолога. В общем виде, стадии развития начинающего психолога можно разделить на следующие этапы:

Стадия начала профессионализации, стадия «эйфории» (до 1 года)

Молодой специалист выходит на профессиональный рынок, испытывает радость и азарт, смешанный с чувством тревоги и страха.  Мотивация резко падает и резко повышается. Важной характеристикой стадии является ожидание оценки своей деятельности извне – от руководителей или коллег, с особенно сильной эмоциональной реакцией на оценку.

Основными позитивными результатами стадии являются: осознание своей значимости; чувство радости и эйфории; тенденция к изучению новых видов деятельности. Основным новообразованием стадии становится – появление силы и уверенности в себе.

Стадия активной деятельности. Стадия «агрессии» (1–3 года)

На этой стадии ожидания от профессии не всегда оправдываются. Специалист остро реагирует  на деятельность, которая его не устраивает, не обозначая свои интересы, в результате чего выполняет множество видов деятельности с недовольством. В случае если агрессия не выражается и блокируется, мотивация снижается. Критериями позитивного прохождения стадии являются: осознавание своей агрессии; появление собственных авторских программ деятельности. Основным новообразованием стадии становится – умение выражать свою агрессию и отстаивать свои интересы.

 Стадия осознавания своей роли в профессии. «Стадия разочарования» (3–5-й год)

Происходит разрушение профессиональных иллюзий, специалист начинает осознавать личностную мотивацию. Деятельность может становиться менее эффективной из-за глубинного пересмотра своих профессиональных ценностей. Специалист начинает критично оценивать себя. Основными позитивными результатами стадии являются: осмысление своей роли в профессии; утрата чувства всемогущества; принятие идеи о нестабильности профессиональной деятельности. Основным новообразованием стадии становится –  возможность устанавливать профессиональные границы.

Стадия формирования профессионализма. (5 лет и более)

Специалист осознает свою новую мотивацию в профессиональной деятельности. Внутренний локус контроля. Четко дифференцирует направления деятельности, занимается теми направлениями, в которых он эффективен. Возникает чувство спокойствия по отношению к разбору и анализу своей деятельности на супервизии. Основными позитивными результатами стадии являются: чувство спокойствия и уверенности в профессиональной деятельности; увеличение клиентской базы и уровня дохода. Основным новообразованием стадии становится – ответственность и чувство взрослости.

Для успешного прохождения стадий необходимо: качественно поддерживать специалиста, открыто разговаривать о его интересах и потребностях в профессии, проходить личную терапию, супервизию, участвовать в мероприятиях профессионального сообщества. Ключевым моментом перехода из одной стадии в другую является переживание личностного кризиса развития, связанного с умением переносить состояние напряжения. Важно помнить, что, проживая внутренний кризис, специалист может развиваться и двигаться дальше или оставаться на месте.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30