Александрова А. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и механизмов психологической защиты (на материале студенческой выборки)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)

 

Александрова А. А.

 

По утверждению большинства авторов психологических теорий, интеллекта защитные механизмы, характерные для конкретной личности, формы их проявления и уровень зрелости рассматриваются как важные составляющие благополучной социальной адаптации индивида к среде (В. Штерн, Ж. Пиаже, Р. Стернберг и др.) [7]. В последние десятилетия в психологической науке нарастает интерес к феномену «эмоциональный интеллект», под которым понимается совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоциональных состояний и состояний других людей и к управлению ими (Д. Гоулман; Д. В. Люсин) [3]. Эмоциональный интеллект является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия, о чем свидетельствуют исследования И. Н. Андреевой, Д. В. Люсина, А. С. Петровской и др. [1, 2, 5, 6].

Для изучения роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации актуальным представляется анализ связи между эмоциональным интеллектом и механизмами психологических защит. Предметом нашего исследования явился характер взаимосвязей эмоционального интеллекта и механизмов психологической защиты у студентов факультета психологии в возрасте от 18 до 21 года. В психодиагностической части исследования были использованы опросник «Индекс жизненного стиля» Г. Келлермана и Р. Плутчика и методика «Уровень эмоционального интеллекта» Беляева С., Яновича А., Мазурова М.

Говоря о единстве эмоционального и интеллектуального, следует отметить взаимосвязь эмоций и мышления человека, которые описывал Л. С. Выготский [3]. По словам С. Л. Рубинштейна, существует глубокое единство эмоций и интеллекта в жизни личности, в том числе, единство эмоционального и интеллектуального как внутри эмоций, так и внутри самого интеллекта [7].

Защитные механизмы стараются свести к минимуму негативные, травмирующие личность переживания, которые в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и о мире выступая в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь [4, 8].

В результате сравнения средних значений выраженность уровней эмоционального интеллекта у испытуемых распределилась следующим образом: низкий уровень — 8,5%, тенденция к низкому уровню — 34%, средний уровень — 26%, тенденция к высокому уровню — 14% и высокий уровень — 11%.

Корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и механизмов психологической защиты показал, что личностный эмоциональный интеллект (ЛЭИ) обратно-пропорционально связан с регрессией, замещением и компенсацией. Коммуникативный эмоциональный интеллект (КЭИ) обратно-пропорционально связан с регрессией, замещением и проекцией.

Таким образом, для исследуемой студенческой группы характерна локализация неосознаваемых и неприемлемых чувств и мыслейвовне, приписывание их другим людям. Эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, не подразумевает облегчения или достижения поставленной цели, а лишь уводит в пространство мечты, поиска идеалов в различных сферах жизнедеятельности. В целом, использование упомянутых простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общую способность к разрешению конфликтных ситуаций, приносит быстрое, временное облегчение и не требует особых интеллектуальных усилий ни в личностном, ни в межличностном плане. Полученные данные расширяют понимание взаимосвязи феномена «эмоциональный интеллект» с механизмами психологической защиты и открывают перспективы исследования на других возрастных и социальных группах.

 

Литература

  1. Андреева И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // «Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения». Международная науч. конференция (2006, Гомель) / науч. ред. А. А. Лытко, И. В. Сильченко. Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2006. С. 128—131.
  2. Андреева И. Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта// Психологический журнал. 2008. №1. С.39—43.
  3. Гудкова Т. В., Александрова А. А. Особенности эмоционального интеллекта подростков в условиях раздельного и смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. Новосибирск, 2014. С.156—161.
  4. Кружкова О. В., Шахматова О. Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. - Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет. 2006.
  5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29—36.
  6. Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.03; Ярославль, 2007. 25 с.
  7. Семенова Т. И. Взаимосвязьинтеллектаимеханизмовпсихологическойзащиты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: спец. 19.00.01 [Ин-т психологии РАН]. М.: 2004. 26 с.
  8. Шамшикова Е. О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия). Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 178—185.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30