Осьмук Л. А. Психологические компетенции специалистов, работающих в системе социального сиротства

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Осьмук Л. А.

Заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии НГТУ, директор учебно-методического центра «Семья», член совета при Губернаторе НСО по проблемам социально-гуманитарных наук, д. соц. н., профессор, г. Новосибирск

 

В последнее время социальные учреждения и организации, работающие с семьями, пытаются кардинально изменить направление своей работы и соответствовать новой парадигме, пришедшей, как это часто у нас бывает, с Запада и быстро распространяющейся на всей территории Российской Федерации. Смысл данной парадигмы, или семейно-центрированного подхода заключается в понимании семьи как целостной и активной системы и единственно естественной среды развития человека. При этом внимание должно уделяться не только неблагополучным, но и благополучным семьям, а, следовательно, в центре внимания оказывается профилактика семейного неблагополучия, нацеленная на раннее обнаружение рисков. Однако ситуация на сегодняшний день в России напоминает «тришкин кафтан», который в одном месте зашивают, но он рвется в другом.

Проблема в том, что специалисты, работающие с семьей, все еще недостаточно компетентны. Между тем, в рамках семейно-центрированного подхода создаются новые структуры (Участковая Социальная служба и Мобильные бригады — группы специалистов быстрого реагирования) и используются новые технологии. Предполагается, для того, чтобы вовремя выявить риски неблагополучия, необходимо не только получить сигнал, о том, что с семьей что-то случилось, но и научиться вести «случай». Делать это надо корректно, уважая «пространство» семьи и видя в каждом члене семейства личность. Однако социальные службы в России (и не только) все еще имеют имидж, который трудно назвать позитивным. За ними «тащится шлейф» службы, занимающейся тяжелыми ситуациями и, надо заметить, в достаточно бюрократическом стиле. Какая же семья, в которой еще теплится надежда, на то, что она может выйти самостоятельно из ситуации, и вот-вот все исправится, позволит вмешиваться в ее дела?

Так называемое «вхождение» в семью социального участкового («куратора» семьи) и ведение им случая должно быть корректным и крайне осторожным. Другими словами, социальный участковый должен владеть психологическими компетенциями. Так, первичная диагностика предполагает использование психологических методов, а беседа с членами семьи также строится по определенным правилам. При этом, повторимся, речь не идет о кризисной семье, мы говорим о семьях, испытывающих сложности, но вполне способных поправить ситуацию. Но вопрос в том, что даже самая адекватная семья не пустит просто так к себе человека, она должна ему доверять. Тем более, если в семье возникли проблемы (риски), то, скорее всего, специалисту придется работать с клиентами, находящимися в состоянии стресса, депрессии. Конечно, если ситуация критическая, куратор, работающий с семьей, обязан пригласить психолога и далее вести случай при его непосредственном сопровождении. Но без знания особенностей поведения в критическом состоянии куратор не может и не должен работать с семьей. Существует правило — не навреди!

Особо сложна работа с неблагополучными семьями, где ситуация (случай) уже произошла и длится уже некоторое время. Здесь, как правило, присутствует совокупность нескольких негативных, в том числе, психологических факторов: аддикции разного рода, агрессивность, гиперактивность, регрессивное и суицидальное поведение и др. Как следствие, на этом фоне часто формируется невроз и психоз. Особо в такой ситуации страдают дети. Вполне закономерно, что процессы социализации и развития личности ребенка в значительной мере нарушаются. Необходимо отметить, что большинство случаев жестокого обращения с детьми происходит в первые два года жизни: чрезмерный крик или, напротив, пассивность, маленьких детей, может раздражать родителей. И, как следствие, беззащитный ребенок может спровоцировать родителей с ослабленным родительским инстинктом и неразвитыми социокультурными стереотипами на жестокое обращение.

В соответствии с новой парадигмой профилактики — семья принимает активное участие в решении собственной проблемы. Это, так называемый интерактивный способ, хорошо известный и применяемый в гуманистической психологии. Семья отказывается от иждивенческой позиции, куратор только управляет случаем, отсюда сложившееся понятие «кейсменеджмент». Технологически это выглядит следующим образом: во-первых, семья должна согласиться на совместную работу с «куратором», во-вторых, отношения переводятся на рациональную основу через подписание соглашения и составление индивидуального плана; в-третьих, специалист ищет вместе с семьей ресурсы для решения проблемы. Коммуникативные компетенции должны включать в данном случае психологическое знание.

Так, например, чтобы понять в какой атмосфере живет ребенок и как выйти из ситуации, куратор и специалисты мобильной бригады должны учитывать поведенческие признаки родителей, указывающие на высокий уровень риска:

- наблюдается неуверенность в себе, сформированность стигмы, привычка и готовность к критике окружающих, хроническая вялотекущая депрессия;

- наблюдаются проблемы с доверием, отстраненность и оборонительная позиция, проблемы с коммуникативными способностями, сенсорная депривация;

- наблюдается постоянное чувство недовольства, смещение социальных ролей (дети ухаживают за родителями);

- наблюдается эмоциональная неустойчивость, смена настроений, болезненная реакция на безобидные ситуации;

- наблюдается постоянная агрессия, насилие считается нормой, сформированы устойчивые стереотипы жесткого обращения с ребенком

- и др.

Таким образом, при работе с семьей и ведении случая без психологических компетенций не обойтись, они применяются в наблюдении за семьей, при диагностике, анализе, работе по составлению индивидуального плана, управлению ситуацией. Другими словами — на каждом этапе, поскольку семья — это, прежде всего, люди, создающие особый мир со своим социально-психологическим климатом.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30