Типологии феномена одиночества в современной психологии личности
Тайгулова Г. С.
Интенсивные изменения современного российского общества в политической, экономической, культурной сферах неизбежно приводят к изменениям и в самосознании людей, вызывая ощущение нестабильности, неопределенности, а иногда потерянности и брошенности. Теряется ощущение постоянства мировосприятия, происходит взаимное отчуждение людей. Многие постоянно переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаточные или поверхностностные значимые отношения вызывают острые негативные переживания одиночества у людей разного возраста.
Одиночество — это сложный, многогранный, динамичный феномен, детерминированный многими факторами. Наряду с многообразием определений понятия «одиночество» в современной психологии личности таким же разнообразием отличается и проблема типологии одиночества.
Первые попытки классифицировать одиночество принадлежат философам. Именно они первые заинтересовались вопросом различий между позитивными и негативными переживаниями уединенности и одиночества. Особенно часто обращались к этой проблеме немецкие философы, которые обсуждали различия между позитивными и негативными переживаниями одиночества.
В своей статье Д. Джонг-Гирвельз и Я. Раадшельдерс обращают внимание, на то, что авторы ранних работ подчеркивали позитивные аспекты уединения, как важного условия обеспечения возможности для рефлексии и общения с Богом и самим собой. Так, Дж. Янга и группа других исследователей, выделили следующие разновидности одиночества: 1. Хроническое одиночество, которое развивается у человека в том случае, когда он в течение длительного периода времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи. 2. Ситуативное одиночество, возникающее в результате значительных стрессовых событий в жизни человека, таких, как смерть супруга или другого близкого родственника, разрыв брачных отношений. 3. Преходящее одиночество, являющееся наиболее распространенным и характеризующее кратковременные, быстро проходящие приступы одиночества. 4. Естественное одиночество, под которым подразумевается состояние необходимого уединения, к которому временами стремится практически каждый человек, для того, чтобы побыть наедине с собой, услышать и понять себя. [2, с. 69].
Негативные аспекты одиночества были изучены в более поздних работах. Так, например, Кельбель [4, с. 302] различает четыре типа одиночества:
1. Позитивный внутренний тип («гордое одиночество»), переживаемый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми. 2. Негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей. 3. Позитивный внешний тип, наличествующий в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта. 4. Негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества [4, с. 302].
Миюскович Б. различает метафизическое, или экзистенциальное, одиночество и психологическое одиночество: «Я хочу сказать, что человек одинок не только психологически, но, и изолирован метафизически. Я не настаиваю на том, что мы постоянно, ежеминутно чувствуем или думаем, что мы одиноки. Я убежден, что мы действительно одинокие люди, но не всегда осознаем это» [4, с. 303].
Изучая социальный контекст типологии одиночества, Р. Вейс выделял два основных типа: 1. Социальное одиночество, выражающееся в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей. Человек особенно чувствителен к социальной изоляции, он остро переживает разрыв социальных связей и отношений с другими людьми, с обществом. 2. Эмоциональное (психологическое) одиночество проявляется при отсутствии у человека тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик и понимание у других людей. [7]. Типология Р. Вейса получила эмпирическое подтверждение в исследованиях Бреннана и Ослэндера, Кутропа и Рубинстайн и Шейвера, Дженни де Джонг-Гирвельд и Джоз Раадшелдерс [3].
Интересную типологию, описывающую различные состояния переживания одиночества разработали У. Садлер и Т. Джонсон [7]. Они выделили три типа (измерения) одиночества: 1. Космическое измерение одиночества. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов; другие выражения космического одиночества могут заключать в себе два или даже три указанных аспекта. 2. Культурное измерение одиночества. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира» [8, с. 37]. 3. Социальное измерение одиночества. Особенно острые его формы: социальная изоляция, изгнание, остракизм, неприятие, и, с недавнего времени, — отставка.
Долгинова О. Б. в своем диссертационном исследовании рассматривает одиночество как результат депривации жизненных потребностей личности. В связи с этим предлагается классификация, основанная на выделении различных уровней депривации. Уровни депривации, как условия возникновения одиночества, в целом соответствуют структуре психического отражения действительности «познание – отношение – действие» и характеризуются неудовлетворенностью потребностей в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах [5, с. 55].
Представитель экзистенциальной психологии И. Ялом разделяет изоляцию на три типа: межличностная, внутриличностная, экзистенциальная. 1. Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, является изоляцией от других индивидуумов. 2. Внутриличностная изоляция — это процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя. В современной психотерапии понятие «изоляции» используется не только по отношению к формальным защитным механизмам, но и при случайном упоминании любой формы фрагментации «Я».[8. с. 398—399]. 3. Экзистенциальная изоляция — изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолепном знании себя и интегрированности. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов, пишет И. Ялом [8, с. 400].
Экзистенциальная изоляция вызвана непреодолимым разрывом между «Я» и Другими, разрывом, который существует даже при очень глубоких и доверительных межличностных отношениях. При этом она воспринимается уже как разрыв не просто с «товарищами по биологическому виду», но и с Бытием как таковым. «Человек отделен не только от других людей, но, по мере того как он создает свой собственный мир, он отделяется также и от этого мира», — пишет И. Ялом [8, с. 17].
Глубокий анализ видов одиночества в своем диссертационном исследовании проводит Шагивалеева Г. Р. [9]. Она исходит из того, какие ситуации взаимодействия человека с социальным окружением, возможно, обозначить понятием одиночества. В основу классификации берется три основания: 1. По уровням взаимодействия человека с окружающим миром. 2. По временной протяженности. 3. По происхождению (причинам, факторной структуре).
Для дифференцирования добровольного и вынужденного пребывания в одиночестве Шагивалеева Г. Р. предлагает использовать понятия «уединение» и «изоляция». «Уединение» (добровольное одиночество) — наличие осознанного стремления человека к тому, чтобы остаться одному. Все остальные случаи она относит к «изоляции» (вынужденное одиночество), даже если оно является следствием черт ее характера (застенчивость, робость и др.).
Исследователь Малышева С. В. также различает одиночество и уединение. Одиночество она понимает, как негативное переживание скуки, тоски, никчемности, отчаяния, изолированности, покинутости, которое возникает из-за неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми. Уединение — сложное эмоциональное переживание, сопровождающее глубокий внутренний процесс постижения самих себя, смысла человеческого существования и окружающей действительности [8, с. 23].
Существуют виды одиночества, которые достаточно сложно включить в основу какой-либо типологии. Так, например, С. В. Бакалдин в своем диссертационном исследовании предлагает типологию одиночества, опирающуюся на дифференциацию личностных истоков чувства одиночества, особенности его переживания и связи с характером функционирования «Я» «одинокого» человека. Автор выделил две группы «одиноких» респондентов: «пассивно одинокие» и «активно одинокие». Они отличаются друг от друга по целому ряду показателей: отношение к себе и к другим, к одиночеству и уединению, включая поведенческие и эмоциональные реакции на чувство одиночества, особенности функционирования «Я» [1]. И. И. Овчаренко пишет о трех формах одиночества: обыденное одиночество, экстремально-ситуативное одиночество и искусственное (экспериментальное и лечебное) одиночество [8].
Однако, несмотря на кажущуюся полноту, представленных в литературе типологий одиночества, они не являются исчерпывающими. Любой тип одиночества человека неразрывно связан с обществом, его нормами, категориями, понятиями. Переживание человеком какого-либо вида одиночества, неотделимо от других людей, потому что человек, его сознание, ценности, установки, были сформированы в ходе социальной жизни, взаимодействия индивидов друг с другом.
Литература
- Бакалдин С. В. Одиночество и его связь с функциями «Я»: Дис. ... канд. психол. наук /С. В. Бакалдин. – Краснодар. 2008.
- Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук.– СПб. 1996.
- Кутрона К. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации // Лабиринты одиночества. М. 1989.
- Малышева С. В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: Дис. ... канд. психол. наук. – М. 2003.
- Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М. 1989. С. 14—40.
- Садлер, У. А., Джонсон, Т. Б. От одиночества – к аномии // Лабиринты одиночества. М. 1989. С. 53—76.
- Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ: Дис. ... канд. психол. наук. Казань. 2003.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Москва. 1999.