Булычева А.Е. Перспективы развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в России и в Новосибирске

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ В РОССИИ И В НОВОСИБИРСКЕ

                                                                                                   

Булычева А. Е.

В современном «обществе знания», где профессионализм как обладание определенными компетенциями представляет одну из наиболее важных ценностей, все значимее роль профессиональных сообществ в регуляции социальной интеграции вообще, и в развитии профессиональных сфер в частности. Профессиональные сообщества являются не только современным макросоциологическим механизмом и структурой, но и отвечают за развитие личности каждого субъекта, принадлежащего к профессиональному сообществу и формирование его профессиональной идентичности. Профессиональная идентификация во многом определяет поведение человека в современном «флюидном» социуме.

Интерес к субъективным (психологическим) факторам развития социальных структур (например, тому же человеческому потенциалу) и непосредственно к своему собственному Я у современного человека обострен. Профессиональная деятельность психологов в современном обществе не сводится к академической, это, прежде всего, психологические услуги, которые направлены не только на решение личностных проблем, но и на проблемы социальные (поддержание адаптивности индивидов, профилактика антисоциального поведения и др.), что поддерживает человеческий потенциал общества. Процессы индивидуализации в современных обществах (прежде всего, обществах западного образца) приводят к институционализации профессиональной деятельности психологов, а значит, к появлению профессионального сообщества. Индикатором здесь выступает наличие профессиональных ассоциаций. Однако сам процесс институционализации данных современных профессиональных практик до сих пор не изучен и не попал в сферу исследования социологии. Более того, профессиональные практики занимают все более видное место в системе социальных практик, и деятельность психологов может быть сильным аргументом в этом плане. Получается, что профессиональные практики, особенно профессиональные психологические практики и оформление профессионального пси-сообщества — показатель развитости общества. Это напрямую относится и к российскому обществу и к развитию российских регионов.

В системе научного знания психология является одной из самых «молодых» отраслей (как отдельная наука психология оформилась лишь во второй половине XIX в.), и если академическая психология (психологическая теория) в России достигла стадии институционализации и существует как вполне устоявшаяся система практик, то система оказания психологических услуг населению существует в значительной степени стихийно. Путь формирования системы психологической помощи в России отличается от западных стран. На данном этапе её развития, как представляется, не полностью отрефлексированы основные элементы, структурирующие пространство профессиональной деятельности: цели, ценности, субъекты, нормы и т. п. По мнению паст-президента Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии профессора М. Фая, профессиональное пси-сообщество России, а значит и Новосибирской области, находится на более раннем этапе становления, нежели психологическое сообщество западных стран, а именно — на этапе институционализации. Это обусловлено тем, что в развитии профессионального психологического сообщества в России имел место длительный разрыв. С конца XIX века профессиональное сообщество психотерапевтов и психологов формировалось по сходным принципам с профессиональным сообществом европейских стран (появление знания нового типа, формирование и укоренение определенных профессиональных практик). Далее в западных странах закономерно последовал этап институционализации практик, который был пройден и завершен к середине XX века. В России же профессиональное пси-сообщество пережило разрыв с базовой традицией в ходе своего развития (период 1917—1991 гг.). В результате, сообщество находится в настоящее время на этапе институционализации: формируются общественные организации с функциями интеграции, нормирования, регуляции деятельности, трансляции знания, воспроизводства и закрепления опыта и т. п.

По мнению ряда ведущих психологов (В. В. Макаров, М. Н. Решетников и др.), в России существует определенная проблема: подготовка психологов в вузах (как в государственных, так и в частных) ориентирована на теоретические знания по преимуществу, для получения практических инструментов психологи практической направленности проходят дополнительную подготовку в формате профессионального тренинга, предоставляемого общественными профессиональными объединениями, формирующимися по принципу принадлежности специалистов к той или иной психотерапевтической модальности. В западных странах подобная практика давно институциализирована и легитимизирована, в России же эти процессы находятся в стадии своего становления.

В российском обществе проблема развития профессионального психологического сообщества осложняется несколькими моментами: полимодальность сообщества (большое количество профессиональных групп, не интегрированных в профессиональное сообщество и конфликтующих друг с другом); разный уровень профессиональной компетентности и довольно низкий уровень практической подготовленности выпускников вузов; неготовность населения пользоваться услугами психологов.

Сложившаяся ситуация содержит в себе определенное противоречие: общество в целом и отдельные граждане испытывают потребность в том механизме регулирования социального взаимодействия, который обеспечивает сфера психологической помощи (иными словами — профессиональное пси-сообщество), однако профессиональное пси-сообщество России, как представляется, недостаточно четко осознает себя в качестве единого субъекта социального взаимодействия, выполняющего определенные функции и имеющего определенные интересы.

На данном этапе развития профессионального пси-сообщества в нашей стране представляется важным отрефлексировать сложившуюся ситуацию, обратившись к истории развития профессионального пси-сообщества в России с целью исследования его специфики. Актуальным также представляется исследование структуры профессионального пси-сообщества в том виде, в котором она по преимуществу стихийно сформировалась в конкретных исторических и социокультурных условиях современной России (после 1991 г.).

Представляется важным обобщить опыт двух с половиной десятилетий (с начала 1990-х годов по настоящее время), проанализировать его по указанным параметрам, построить модель функционирования профессионального сообщества как элемента социальной структуры на данном этапе и наметить перспективы его развития.

Данное исследование представляется актуальным с точки зрения различных социальных субъектов:

  • Для государства оно актуально, т. к. психическое здоровье граждан является важным национальным ресурсом, и деятельность структур, обеспечивающих качество этого ресурса должна быть качественно отрефлексирована.
  • Для общества в целом (для гражданского общества) исследование важно, т. к. деятельность психологов способствует оздоровлению социального взаимодействия, улучшает качество коммуникации внутри общества, способствует большей его спаянности и повышает потенциал здорового развития.
  • Для макро-, мезо- и микросистем общества такое исследование актуально, т. к. на всех уровнях социального взаимодействия существуют проблемы, решению которых способствует деятельность профессионального пси-сообщества.
  • Для индивидов, членов гражданского общества, оно актуально, т. к. дает возможность более четко определять субъектов взаимодействия при решении спорных вопросов в контексте оказания психологических услуг, дает ориентиры качества психологических и психотерапевтических услуг и гарантии эффективности.
  • Для профессионалов, психологов и психотерапевтов, такое исследование важно, т. к. оно поможет решать вопросы профессиональной идентификации, обучения, повышения квалификации, обеспечивает защиту интересов профессионала в пространстве юридических споров и т. п.
  • Представители смежных профессиональных сообществ также могут извлечь пользу из результатов исследования, т. к. для них проясняются и облегчаются определенные взаимодействия с коллегами в юридическом поле, осуществляется более четкое разграничение сфер ответственности и компетенции.

Исследовательскую гипотезу можно сформулировать следующим образом.

Развитие профессионального пси-сообщества Новосибирска как элемента социальной реальности происходит в конкретных исторических условиях современной России в определенном социо-культурном контексте. Данные параметры имеют важное значение для его исследования; также важен контекст взаимодействия с профессиональными сообществами зарубежных стран. Для изучения данного комплексного объекта, включенного в сложный контекст, необходим комплексный подход. Предположительно, профессиональное пси-сообщество Новосибирска в своем развитии в настоящее время находится на этапе институализации, оно не имеет достаточно четкого осознания себя в качестве субъекта в пространстве социального взаимодействия, в его структуре отсутствует систематически организованное рефлексивное начало, поэтому нет ясного понимания мотивационных и смысловых компонентов деятельности. Профессиональная идентификация отдельных специалистов осуществляется преимущественно на основе принадлежности к той или иной психологической модальности, коммуникация внутри профессионального пси-сообщества в целом осложняется рядом факторов. В более широком контексте социального взаимодействия (с другими коллективными социальными субъектами) коммуникация также недостаточно эффективна в силу несформированности субъектного самосознания исследуемого сообщества. Важным ресурсом дальнейшего развития профессионального психологического сообщества как элемента социальной реальности является присутствие в основе данной системы деятельности и в системе соответствующего знания аналитического компонента, который необходимо усиливать с целью отрефлексирования существующего положения дел, налаживания процессов внутренней и внешней коммуникации и создания эффективных инструментов социальной когезии и социального взаимодействия в контексте гражданского общества и «общества знания».

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30