Фомин Г.Ю., Махова М.И. Варианты повышения профессиональной мотивации студентов-психологов

ВАРИАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Фомин Г.Ю.
Руководитель СибТА, психолог высшей категории, преподаватель кафедры клинической психологии НГМУ,
г. Новосибирск

Махова М.И.
Студентка 2 курса факультета социальной работы и клинической психологии НГМУ, г. Новосибирск

 

Ни для кого не секрет, что среди студентов-психологов мотивация к учебе снижается в процессе обучения. Причины этого отражены в работах Смирновой Г.Е. «Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов» [1], Шабалиной Л.А. «Профессиональная мотивация студентов в процессе подготовки специалиста в вузе» [2] и др. Это и стимуляция мотивации достижения (получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены), и субъектно-объектный тип взаимоотношений между студентом и преподавателем, и слабая осведомлённость студентов о профессии психолога перед поступлением в университет.

Но существуют и другие причины системного свойства. На занятиях студенты узнают много новой информации, но не получая систематизации и закрепления через практический опыт, превращаются в «переполненные сосуды знания», что способствует развитию у них высокой тревожности и неустойчивой профессиональной самооценки. Это, в свою очередь, приводит к снижению мотивации, а в дальнейшем препятствует успешному старту их практической деятельности.

После второго курса студентам-психологам предстоит обще-ознакомительная практика. На ней необходимо закрепить на практике полученные практические умения за 1 и 2 курс. Из учебных программ, известно, что это навыки коммуникации и проведения психодиагностики.

В учебных планах НГМУ целями и задачами практики указано:

  • познакомиться со спецификой учреждения,
  • проанализировать проблемы организации,
  • особенности работы психолога,
  • познакомиться с методическим обеспечением психологической службы.

 Как видите задачи довольно общие (неконкретные) и по-прежнему далёкие от закрепления умений. Где же то, ради чего организована практика? Ниже читаем: пройти практический этап, который включает:

  • планирование профессиональной деятельности,
  • участие в качестве наблюдателя в индивидуальной консультации,
  • участие в качестве наблюдателя в групповой консультативной (психокоррекционной) работе,
  • рефлексивный анализ деятельности.

И здесь мы видим то же самое, в лучшем случае студенту можно посмотреть…, ну и задуматься о себе…, венцом результата такой практики могло бы быть ироничное изречение: «… я очень опасное существо, которое может слушать, смотреть, писать отчёт и ни в коем случае не должно контактировать с живыми людьми…». Многочисленные откровения бывших студентов разных лет подтверждают эту гипотезу.

Итак, можем констатировать, что на практике навыки не закрепляются, или это происходит случайным образом, что негативно сказывается на формировании профессиональной самооценки и приводит к дополнительному снижении мотивации.

В он-лайн журнале о саморазвитии «Selfdevelop.ru»[3] в статье о мотивации студентов представлены некоторые способы повышения мотивации: использование метода «Кнута и пряника», заинтересовать студентов, стимулирование на результат, а не на оценку. Но мы решили не останавливаться на описании уже существующих способов повышения мотивации, а предложить несколько новых вариантов.

Во-первых, к концу второго года обучения одногруппники друг к другу уже привыкли, у каждого есть уже определённая репутация, статус, роль. Если изменить группы, создать смешанные, где будут новые люди, то внутри группы появятся новые мотивы, возможности и соперничество присущее этому возрасту может дать дополнительный импульс к профессиональному развитию. Группы комбинировать из ребят с психологических факультетов разных вузов. По аналогии со стройотрядом. Таким образом, присоединим профессиональный мотив к вполне естественному мотиву расширения круга знакомых и получения новых впечатлений.

Во-вторых, изменить структуру проведения практики. Студенты не весь день находятся на базе (больницы, консультативного центра и т.д.), а лишь после обеда (14.00–17.00), а с 10.00 до 13.00 практика проходит в образовательных учреждениях, в форме группы встреч. Ведущим назначается наиболее компетентный в вопросах групповой психотерапии преподаватель. Причём первую неделю практики тренинги организованны как группы встреч, где студенты знакомятся между собой. Последующие две недели группы представлены как супервизионные, там уже обсуждаются проблемы, что они чувствовали, когда находились на базах, что их заинтересовало, с чем ребята столкнулись в общении, как с пациентами, так и с персоналом. Этим решается и ещё одна проблема – происходит психологическое оздоровление будущих психологов с помощью группового процесса.

В-третьих, летом ребятам интересен отдых, многие иногородние хотят поехать в родной город и мотивация к учебе из-за этого снижается. Предлагаем организовать свободную форму практики. Первую неделю можно оставить группы встреч, но последующие 2 недели растянуть на 5 семестр. Причём, студенты «сами организовывают себе практику», выступая в роли клиента. Как известно, в социально-психологических центрах Новосибирска есть возможность получения бесплатных психологических консультаций (около 5), а таких центров в городе не менее 10. Следовательно, у студентов есть возможность посмотреть на работу психологов с позиции, как клиента, так и профессионала.

К тому же, так как федеральными программами не учитывается потребность в психотерапии студентов-психологов, а необходимость в достаточном психическом здоровье в требованиях описана, возможно, это единственный способ улучшить свой психологический статус в рамках обучения. Студент берёт справку о том, что он прошёл эти консультации и составляет описание работы специалистов, с которыми он взаимодействовал. Это делается с одной стороны для того, чтобы студенты действительно эти консультации посетили, а с другой, чтобы можно было со временем составить краткие очерки о работе психологов Новосибирска.

В-четвертых, можно организовать практику студентам в детских оздоровительных лагерях. Вожатые будут только рады. Проходить это может следующим образом. На один день к вожатым прикрепляется помощник – студент-психолог. В течение дня студент активно помогает работе вожатого, проводит различные игры с детьми, тестирование, беседует с ребятами, у которых есть проблемы адаптации, и с вожатыми. В конце дня студенту также выдается справка о том, что он посетил эту базу для практики.

Мы предложили несколько вариантов повышения учебной мотивации студентов-психологов, путём незначительных организационных усовершенствований направленных на соединение естественных и профессиональных потребностей. В первую очередь мы хотим предложить это медицинскому и педагогическому университету, и если нам удастся реализовать задуманное, то мы будем привлекать к этому варианту практики и другие вузы города.

 

Литература

  1. Смирнова Г.Е. «Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов»/Журнал вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2009 http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-motivatsii-stu...
  2. Шабалина Л.А. «Профессиональная мотивация студентов в процессе подготовки специалиста в вузе»/СГГА, Новосибирск 2011 http://lib.ssga.ru/fulltext/2011/сборник%20метод.%20конференции%202011.pdf
  3. Шумилов П. « Мотивация студентов. Как её повысить?»/он-лайн журнал о саморазвитии «Selfdevelop.ru» 2011 http://selfdevelop.ru/advance/motivaciya-studentov-kak-ee-povysit.htm

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30