Авагимян А.А. Балинтовская группа как инструмент профессионального становления психолога, психотерапевта на всех этапах

 

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА НА ВСЕХ ЭТАПАХ

 Авагимян А.А.

 Ассистент кафедры управления сестринской деятельностью

 и психолого-социальной работы

 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва

 

В Европе широко используется метод проведения Балинтовских групп для профилактики профессионального выгорания и личностного роста психологов, психотерапевтов, медицинских работников. На русском языке этот опыт изложен в книгах В.А. Винокура, С.А. Кулакова. В то же время в нашей стране метод не получил широкого распространения, хотя Балинтовскому движению в России уже почти 20 лет (Санкт-Петербургское Балинтовское общество основано в 1995 году).

 За прошедший год мной проведено несколько презентационных Балинтовских групп на волонтерской основе, в том числе в профессиональном медицинском объединении психотерапевтов, психологов и социальных работников. Набирается постоянная волонтерская группа из коллег, которые остались без работы или на грани увольнения. С целью распространения Балинтовского движения в России я участвовала с докладами и мастер-классами по Балинтовской группе на конференциях, как-то:

  • Научно-практическая конференция с международным участием в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова – «Реабилитация и профилактика – 2013», 26-27 сентября 2013 г., Москва;
  • 4 Всероссийская  научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», 25–26 октября 2013 г., Москва;
  • Рождественский фестиваль символдрамы в Уфе, 6–7 января 2014 г.;
  • Третий Московский научно-практический симпозиум с международным участием «Супервизии и балинтовские группы в символдраме».

 О том, насколько большой интерес вызывает работа в Балинтовской группе в России, может свидетельствовать мой опыт на Рождественском фестивале символдрамы в Уфе. В конце доклада я обратилась к участникам (конференц-зал был полон – было 123 человека): «Если есть среди вас те, кто хоть раз про себя сказал: “Меня бесит этот пациент”, я приглашаю на презентацию Балинтовской группы, и мы вместе постараемся разобраться в этом». Сразу после этих слов с нескольких мест поднялись коллеги и говорят: «Закрывайте двери конференц-зала, никто никуда не уходит». Конечно же, это было сказано в шутку, но, тем не менее, я почувствовала, что коллеги ждали такого формата общения. Половина участников конференции осталась в этом зале, отдав предпочтение этому мастер-классу и пришлось провести немецкую версию Балинтовской группы «аквариум». С руководителем регионального отделения символдрамы было заключено соглашение на проведение в Уфе Балинтовских групп со следующего года.

 Таким образом, интерес к использованию Балинтовских групп в среде сформировавшихся психологов, психотерапевтов очень велик. В то же время имеется большой объем «помогающих» профессий, работники которых не охвачены психологической помощью.

 За рубежом имеется опыт использования Балинтовской группы не только в профилактике уже сформированной профессиональной деформации, но и при обучении студентов, в частности, студентов медицинских институтов. Так, на конгрессе в Гейдельберге сентябре 2013 года, посвященном Балинтовским группам, об этом говорили коллеги из Ирана, Израиля и Великобритании. С. Залидис из Великобритании говорил о важности участия в Балинтовских группах студентов младших курсов, когда, отвечая на практике за тяжелобольных пациентов, студенты могут идентифицировать себя с пациентами и испытывать сильные отрицательные чувства, которые могут угрожать чувству идентичности.

 Мы попытались распространить опыт проведения Балинтовских групп с целью профилактики эмоционального выгорания среди студентов в нашей стране. С апреля 2013 года по февраль 2014 года с разрешения и содействия декана факультета и заведующей кафедрой Управления сестринской деятельностью и социальной работы профессора, доктора медицинских наук Н.Н. Камыниной было проведено 22 презентационные встречи Балинтовских групп со студентами лечебного, педиатрического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, клинического отделения и социальной работы. Работа в Балинтовской группе вызвала у участников большой энтузиазм, некоторые коллеги изъявили желание посещать Балинтовские группы на постоянной основе. Таким образом, в самом начале врачебной деятельности и работы медицинской сестрой, психологом или психотерапевтом студентам удалось почувствовать, что они не одни, есть коллегиальная взаимоподдержка. Им продемонстрирован научный путь решения профессиональных проблем. С точки зрения успешности личностного и профессионального развития, будущему специалисту необходимо заранее знать о сущности профессиональных ограничений, при овладении вершинами профессионального мастерства помнить о существовании негативных проявлений профессиональной деятельности, чтобы усилия, затрачиваемые на саморазвитие, оправдывали себя и приобретали дополнительный стимул и смысл.

 Таким образом, мы можем отметить, что в России имеется широкое поле для работы Балинтовских групп – как в географическом, территориальном, смысле, так и в объемах человеческих ресурсов, не охваченных психологической профессиональной помощью. При этом встает вопрос о том, являются ли Балинтовские группы в действительности эффективным инструментом профессионального развития и профилактики профессиональной деформации, или это некоторый вариант плацебо, когда «поговорили и разошлись». Мне очень понравилась идея доктора Г. Флаттена об анкетировании участников групп до и после прохождения Балинтовской группы. Это могло бы показать, насколько реальна помощь, которую Балинтовские группы оказывают врачам и представителям других помогающих профессий. За лето предполагаю адаптировать эти опросники (с согласования с доктором Флаттеном), и уже осенью следующего года можно было бы сделать это исследование международным и получить научно обоснованный ответ, так, как это представлял доктор Г. Флаттен в своем докладе на семинаре в Винхаузене в июне 2013 г.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30