Балабанова В. В. Матрица как ключевое понятие в групповом анализе

МАТРИЦА КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ В ГРУППОВОМ АНАЛИЗЕ

 

Балабанова В. В.

 

Представляя новый метод — групповой анализ в монографии «Групповая психотерапия: психоаналитический подход» (1957) S.H.Foulkes и E.J.Antony пишут: «Центральным во всех наших размышлениях о группах является понятие групповой сети отношений, или групповой матрицы…». Авторы отмечают основной, по их выражению, факт, что при встрече любой группы людей с самого начала между участниками возникают «чрезвычайно мощные силы, потенциал которых направлен на возникновение взаимного притяжения и взаимного реагирования», — люди по своей природе не могут не реагировать на групповую ситуацию. Этот феномен характерен и для терапевтических групп.

Анализируя происхождение и смысл слова матрица, J.P.Roberts (1996) пишет, что матрица группы имеет потенциал быть: матерью, местом формирования (интерстицием) и фоном — для индивида.

Социальная природа человека предполагает, что дифференцировка психического аппарата происходит только в матрице социальной группы семьи, предсуществующей рождению. Как пишет Фоукс, еще до рождения индивид присутствует в фантазии будущих родителей и других членов семьи. После рождения младенец оказывается включенным в материнскую среду, которая обеспечивает ему холдинг и контейнирование. Это переживание слитости со средой формирует переживание «мы», или, как пишет T. Ormay (2001), «nos». «Мы» является первичным нарциссическим переживанием полноты, которое в дальнейшем разворачивается в социальное чувство принадлежности к различным группам, являющееся основой формирования личностной идентичности.

 Как писал П.Марти (2010), человеческое существо должно мыслиться как продукт социальных форм: «включение в мать, затем привязанность к матери, затем к семье, затем к различным формам общества». Родившись…, он взаимодействует с матерью, отцом, братьями и сестрами не по отдельности, а в контексте и в системе семейной группы. Происходит интернализация групп объектов, некой типичной для данного индивида групповой структуры внутренних объектов, — названной Д. Ольмайером (1976, 1977) «групповым интроектом».

Фоукс, вводя понятие матрицы как основного компонента метапсихологии группового анализа, замечает, что матрица — это не только что-то внешнее, внешняя сеть коммуникаций, проявление общности участников любой группы или сеть отношений в сообществе, — а и «…сеть всех ментальных процессов человека, психологическая среда, в которой они сходятся, сообщаются и взаимодействуют.» (S.H.Foulkes, E.J.Antony, 1957). Таким образом, по Фоуксу, преодолевается противопоставление внутреннего и внешнего мира.

Находясь в группе, каждый участник экстернализует в ней свой психический мир, мир внутренних объектов, в том числе групповых, с соответствующей сетью отношений. Из наложения матриц каждого из участников, включая ведущего, а также усложняющейся сети взаимодействия между членами группы между собой, с ведущим и группой как целым возникает матрица группы. На начальных этапах группы может происходить феномен, по выражению Andru Poell (1989) имплантации ведущим в новую группу матрицы, сообразующейся с его личным опытом работы с группой: «Новая матрица будет чрезвычайно восприимчива, хотя и бессознательно, к матрице, введенной ведущим. Если матрица ведущего будет ориентирована на лидера, то и группа будет ориентирована на лидера. Если она будет ориентирована на группу, то и группа будет соответствующей».

Фоукс предложил рассматривать три аспекта матрицы: так называемую матрицу первоосновы, личную, или персональную матрицу и матрицу динамическую.

«Существуют некоторые базовые вещи, разделяемые нашими группами еще до того, как индивиды в них встречаются, такие как язык, конкретная культура, даже класс и образование. Это называется основополагающей матрицей… То, что мы традиционно рассматриваем как глубочайший внутренний параметр сэлф, интрапсихическое против внешнего мира, является не только разделяемым, но по сути уже разделенным» (S.H.Foulkes, 1975) . В работах Jaak Le Roy (1994) и Regina Scholz (2009) разрабатывается содержание первоосновы, объединяющей участников любой группы. Им является биологическая, анатомическая и физиологическая принадлежность к одному и тому же виду, общий язык, культура, социальный класс. При этом биологическое модифицируется социальным. Понятие гендера, его роли, прав принадлежащих к нему, отношение между поколениями зависит от культуры, к которой принадлежат участники группы. Более того, то, каким образом участники группы развивают чувство «мы», как они признают одних как принадлежащих этому «мы» — и исключают других, является историческим феноменом. Таким образом, в содержание основополагающей матрицы вводится параметр времени. Rouchy (1987) (цит. по Le Roy) подчеркивает физическое, телесное, соматическое измерение культурного вклада в смысл взгляда, запаха, прикосновения, голоса и его модуляций, стиль слушания, жестов и мимики, фантазий об эрогенных зонах, что является частью разделяемой культурной основы. Ими создается возможность принадлежать к общей культурной жизни группы.

Тренинг по групповому анализу, который был организован Центром Европейского психотерапевтического образования и проводился в сотрудничестве с Австрийским обществом групповой терапии и групповой динамики в 2000—2010 гг., и студентом которого являлся автор, проводился немецко-говорящими ведущими с синхронным переводом. Это обстоятельство принадлежности ведущих малых и больших групп, с одной стороны, — и студентов, с другой, — к различным культурам создавало необычные ситуации, которые вряд ли возникали бы в случае принадлежности ведущих и участников групп к одной культуре, истории и языку. Предвидя расставание на очередной перерыв между блоками, участники малой и большой группы начинали сыпать идиомами и анекдотами, насыщенными юмором, понятным лишь в конкретной культурной среде. Смыслы вокруг пары Деда Мороза и Снегурочки, ассоциации со Штирлицем, цитаты из известных, ставших «народными» произведений кинематографа, анекдоты, юмор в которых построен на игре слов, — делали очевидным принадлежность ведущих и участников групп к разным культурам. Такая закрытая для тренеров коммуникация уничтожала возможность понимания ведущими происходящего из-за трудностей перевода. Это могло иметь двойной смысл: с одной стороны, быть попыткой заинтриговать, заворожить ведущих и не отпустить их домой, а с другой, стать надежным способом привести их в растерянность от непонимания развивающейся коммуникации и выразить, таким образом, злость на «жестоких, бросающих» символических родительских фигур.

Персональная матрица отражает отношения индивида с матерью, семейной группой, а также все более широкими социальными группами — соучеников, друзей, коллег, знакомых.

«Помимо фундаментально разделяемой жизни мы можем видеть, — пишет Фоукс, — как матрица растет и развивается больше и больше, включая все более и более сложные темы, которые очень важны все для терапевтического процесса». То, что развивается на наших глазах, названо динамической матрицей (dynamic matrix).

Процессы, происходящие в группе, Фоукс разделил на четыре уровня: текущий уровень, касающийся социальной реальности взаимодействия участников в группе; уровень переноса, который отражает все процессы развития объектного переноса участником на каждого из других членов группы, на ведущего и на группу в целом; проективный уровень — уровень частичных объектов; наконец, премордиальный уровень, который соответствует коллективному бессознательному Юнга. На каждом из уровней, который ведущий может рассматривать в определенный момент работы группы как «фигуру на фоне» других уровней развития группового процесса, применима та или иная теория психодинамической психологии: межличностная психология, теория психоанализа З.Фрейда, теория объектных отношений (М.Кляйн, У.Бион, Д.Винникотт), теория привязанности Дж.Боулби и др.

В медленно открытой группе пациентов, работающей более 2 лет, новая участница с проблемой зависимости от курения каннабиса, на протяжении длительного времени вела себя с определенным стереотипом: придя в группу, она начинала говорить о себе монологом, узурпируя внимание группы, пока не удовлетворяла свою потребность в этом внимании, а затем замолкала и уже редко когда проявлялась в процессе дальнейшей дискуссии в группе. Группа служила неким функциональным объектом, источником символического питания, поглотив которое, участница успокаивалась (проективный уровень, или уровень парциальных объектов). Лишь постепенно у нее стала появляться возможность взаимодействия с другими участниками группы, включения в диалоги и общую дискуссию, когда однажды она обнаружила, что один из участников с его требованиями к жене, напоминает ей ее мужа, а одна из новых участниц-женщин — ее младшую сестру, с которой она всегда конкурировала. Таким образом, она стала функционировать и устанавливать отношения в группе, развивая объектный перенос, что явилось для нее онтогенетическим достижением.

Однажды один из ближайших учеников указал З. Фоуксу на все более привлекавшие к себе внимание современников положения теории М. Кляйн, на что Фоукс ответил, что в теории группового анализа имеется понятие матрицы и оно универсально. Действительно, можно видеть, что понятие матрица и в теоретическом смысле служит тем символическим интерстицием, который может объединить различные психодинамические и социологический подходы, позволяющие рассматривать столь универсальные феномены как группа и человеческая психика.

 

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31