Новиков В.В. О сильных чувствах и чувстве грусти

О СИЛЬНЫХ ЧУВСТВАХ И ЧУВСТВЕ ГРУСТИ

Новиков В.В.

Психолог, групповой психотерапевт, преподаватель регионального уровня ОППЛ, МКУ  Центр «Родник», ОО «Лад», г. Новосибирск

 

Выражаю признательность за неоценимую помощь в редактировании статьи кандидату психологических наук

Тараканову Антону Вениаминовичу

 

Не секрет, что многие убеждения, установки, в отношении эмоций, которые мы впитываем из поколения в поколение, работают автоматически на уровне бессознательного.

Часто в обществе можно услышать:

  • Если ты будешь плакать, другие будут считать тебя слабым;
  • Нужно быть сильным. Никому не показывать свои эмоции;
  • Нужно быть позитивным всегда! Прочь дурные мысли и т.д.

Представленные установки могут мешать искреннему выражению сильных чувств, таких как грусть, отчаяние, безысходность, одиночество.

Грусть возникает в случае значительной неудовлетворенности человека в каких-либо аспектах его жизни, которое зачастую проявляется у нас в кризисные периоды жизни. Кризис – состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Кризис – это состояние, которое сопровождает человека в течение всей жизни.

Кризисы сопровождают нашу жизнь постоянно. У каждого из нас  в жизни был опыт утраты. Каждый из нас проходил становление через социальные институты, такие как детский сад, школа, университет, армия, работа и т.д. Сколько раз мы попадали в ситуацию стресса, когда нам нужно было принять важное решение. Сколько раз мы попадали в  конфликтные ситуации, которые не всегда можно было легко разрешить, а некоторые завершались потерей общения со значимыми людьми. Все эти периоды, которые можно назвать кризисом, безусловно, сопровождались состоянием неудовлетворенной потребности и, в частности, возникновением такого чувства как грусть.

Общественное мнение довлеет: «Современному человеку нельзя показывать свою грусть», поскольку его могут осудить за проявление «слабости», а страх оценки является одним из базовых мотивирующих компонентов нашего бессознательного.

Именно по этой причине, в ситуации преодоления кризиса за счет «внешних» средств, в плане общего состояния человеку становится лучше, а на душе, как говорится, «кошки скребут» по той же самой причине, что не все эмоции были прожиты, не все переживания отпущены. И человек мог разрешить ситуацию с помощью каких-либо действий, но внутри при этом сохранить то напряжение, которое возникло у него в состоянии кризиса. Это состояние может быть связано с безысходностью и отчаянием, поскольку не всегда именно действия (агрессия, борьба, активность) являются способом решения проблемы. Иногда нужно просто позволить ситуации решиться самой, отпустить её, прожить те чувства, которые были давно подавлены.

Приведу пример из практики. Молодая девушка в возрасте 30 лет испытывала боль при вдохе и выдохе. При этом врачи ничего не могли сделать, физиологически все было в порядке. Дополнительным симптомом явился страх купания, воды. В процессе работы с ней в психотерапии удалось выйти на ранние воспоминания, как у неё на глазах утонула её сестра. Чувство отчаяния, вины подкрепились жестокой реакцией родителей, в результате чего эмоции были подавлены и превратились в симптом, который выразился физическими болями на протяжении 13 лет.

В течение года, в терапии, девушка переживала эту ситуацию заново, выражая те эмоции ярости, отчаяния, безысходности и грусти которые копились у неё все эти годы. Лишь прожив и выразив их, она смогла заново дышать, боли ушли, нормализовалось дыхание, появились силы двигаться дальше, исчезло чувство отчаяния. Девушка издала свой первый сборник стихов и за длительное время впервые плавала.

Именно грусть и кризисные чувства и переживания – являются нашей базой и основой для преодоления кризиса.

Зачастую от клиентов, я слышу сомнение, которое выражается следующим образом: «Если я все время буду плакать, позволю себе грустить, то впаду в депрессивное состояние и буду очень долго в нём находиться, можно же так всю жизнь грустить».

Это не так. Грусть – это чувство. Если чувство не проживается, оно имеет свойство оставаться внутри и влиять на дальнейшую жизнь. Если чувство не прожито – то оно имеет ещё большее влияние на человека, и может в дальнейшем, при отсутствии проживания трансформироваться в отчаяние, безысходность, апатию. Если человек не позволял себе грустить и блокировал свои переживания на протяжении длительного времени, то впоследствии его переживание может перейти в хроническое состояние апатии именно за счет того, что изначальная грусть осталась внутри. В данном случае достаточно наивно предполагать, что чувства можно контролировать, подавляя их, стараясь игнорировать, не замечать. Очень важно способствовать полноценному проживанию этого состояния.

Разовьем эту мысль. В течение одного дня наши эмоции и чувства все время меняются. Наблюдение за собственными чувствами, их отслеживание, исследование, понимание – это, своего рода, уже и есть работа с ними. И эти чувства возникают и меняются в течение дня постоянно, просто мы не всегда это замечаем. Мы же не всегда застреваем на каких-то чувствах, и целую гамму чувств в течение дня мы позволяем себе проживать и испытывать. Если же мы на чём-то застреваем – то, скорее всего, не позволяем этому чувству быть, блокируем его. Лишь только запрещая и подавляя эмоциональные переживания, мы их усиливаем.

Вся наша жизнь – это постоянное изменение и развитие. Даже физиологические изменения у человека происходят постоянно. Чем больше мы сопротивляемся изменениям, тем сильнее кризисное состояние. Суть кризиса – осознать, понять себя, измениться. Как ребенок учится ходить через кризис, так и взрослый человек растет с теми событиями, которые происходят у него.

И проживая их, делая шаг вперед, осмысляя то, что происходит, человек меняет свою жизнь в том направлении, как ему бы хотелось, только так, можно испытать настоящую радость, настоящее счастье и почувствовать вкус жизни.

 

Литература

  1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. — М.: «Прогресс», «Универс», 1994. — 146 с;
  2. Перлз Фредерик. Практика гештальттерапии. — Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 322 с;
  3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. / Д.Б. Эльконин. Вопросы психологии, 1971 -  №4 -  С.23 - 41;
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис./ Э. Эриксон. -  М.: Прогресс, 1996, – 387 с.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30