Перейти к основному содержанию

Стародубцева Н.М. Роли в группе и групповых процессах

Стародубцева Н.М. Роли в группе и групповых процессах

Стародубцева Н. М.

Ключевые слова: роль, группа, социальное ролевое поведение, ролевые ожидания, типы ролей, конфликт ролей, роль супервизора.

Природа общения, взаимодействия людей в условиях группы — это сложный процесс коммуникации, и для психолога, психотерапевта, участвующего в работе психотерапевтических групп, балинтовских, супервизионных групп, а также в собраниях профессиональных сообществ очень важно знать, как протекают групповые процессы, какие роли и как выполняют участники группы, и что необходимо делать, чтобы выполнение ролей и управлении групповым процессом повышало эффективность деятельности групп.

Группа — это объединение людей в процессе совместной социальной деятельности [1]. Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения [2].

Следовательно, социализация человека, это, прежде всего процесс освоения социальных ролей, реализация социального ролевого поведения — это своеобразное сочетание ролей и индивидуальной особенности личности исполнителя [3]. Выполнение определенных ролей в группе обеспечивает «врастание» человека в общество себе подобных.

В сложном процессе социализации человек уже в детстве приобретает качества нужные для ролей, предполагающих или наоборот, требующих подчинения [1]. Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно, обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования и профессиональной принадлежности. Взаимодействуя с людьми разных групп, один и тот же человек, в зависимости от групповой принадлежности может выполнять несколько ролей. В одной ситуации — жена, мать, бабушка, в другой — врач, психолог, психотерапевт, в третьей — руководитель профессионального сообщества, в четвертой — супервизор и т. д. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, имеющий определенный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей, вытекающих из данного статуса [6]. Например, супервизионная группа, представляет собой малую группу, в которой проявляются закономерности, относящиеся к групповым процессам [5].

Dсе члены супервизионной группы имеют определенный статус –психолога, психотерапевта, врача, супервизора, а в ходе работы группы могут выполнять несколько ролей — роль специалиста, супервизируемого, ведущего группы или (если «заражаются» клиентом), то роль клиента, в таком случае социальная роль (статус) распадается на ролевые ожидания — то, чего, согласно правилам проведения супервизионной группы, ждут от носителя той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек делает в рамках своей роли [6].

Важно заметить, что всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, знает схему и последовательность действий, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих [6].

Супервизор — роль ведущего полимодальной супервизионной группы, его действия регламентированы правилами, и он их последовательно соблюдает сам, следит за соблюдением правил членами группы, одновременно отслеживает групповые, динамические процессы их интерпретирует. Роль ведущего является наиболее сложной, посколькe ведущему нужно продемонстрировать не только свою компетентность в роли ведущего и направляющего группы, но и профессиональный опыт и компетентность [11]. Насколько профессионально грамотно супервизор выполняет роль ведущего группы, настолько успешной будет ее работа в достижении главной цели, ради которой собирается полимодальная супервизионная группа. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся — ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями, нормами, а также постоянным составом и местом, где проходят мощные групповые процессы [9].

Таким образом, человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть иным, чтобы получать не только одобрение и признание, но и своим ролевым поведением делать группу, в которой он пребывает, более эффективной.

Итак, роль — это специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов [9]. Следовательно, роли исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.

Существует четыре основных типа ролей в группе (по материалам Р. Вердбер, К. Вердбер), см. Таблицу № 1:

I. Обеспечивающие решение поставленной цели и задач группы;

II. Поддерживающие;

III. Процедурные;

IV. Эгоцентрические [2].

Все эти роли имеют место в ходе работы любой группы, в том числе и полимодальной супервизионной группы.

Рассмотрим все четыре типа ролей последовательно, выясним, какому поведению они соответствуют, чтобы сформировать представление о ролевом поведении в группе.

I. Роли обеспечивающие достижения поставленной цели и решения задач группы

1.1. Информирующие — от членов группы выполняющих эти роли требуют такого типа поведения, которое напрямую помогает группе в достижении поставленных целей, они сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации и мнений [2].

Пример: В супервизионной группе все члены группы заинтересованы в работе группы, и эту роль выполняют специалисты, информирующие и высказывающие свою точку зрения по-поводу сложного случая — предлагая методы, подходы в решении проблемы. От членов группы, которые выполняют эти роли, супервизируемый и другие члены группы ожидают компетентности, хорошей информированности о содержании задачи, а также, того, что они делятся своими знаниями и опытом с группой, и чем больше знаний и опыта, тем ценным будет вклад в работу группы и активнее, интереснее будут групповые процессы.

1.2. Воспринимающие информацию или точку зрения — от членов группы, выполняющих эти роли, ожидают прояснения мыслей и мнений других специалистов по стоящим перед группой проблемами, в рассмотрении сложного случая. Члены группы, исполняющие эти роли, могут задать уточняющие вопросы: «Прежде чем продолжить, хотел бы уточнить у вас еще информацию, о приеме, который вы рекомендовали …».

1.3. Аналитики. От «аналитиков» ожидают исследования аргументации членов группы в ходе обсуждения проблемы. При этом их роль сводится к постановке вопросов и помощи участникам в понимании скрытых предположений, переносов, контрпереносов в их высказываниях и групповых процессах. Эту роль выполняет ведущий группы, давая интерпретацию в конце работы группы, и все участники, когда высказываются на этапе обратной связи.

II. Поддерживающие роли. Cм. Таблицу № 1 [2].

Поддерживающие роли требуют от членов группы такого поведения, которое помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов (если они возникают). Участники, которые выполняют поддерживающие роли, ободряют других членов группы, снимают напряжение, вносят гармонию или объясняют происходящее.

И вновь актуальный пример полимодальной супервизионной группы — если ведущих супервизоров два, особенно на обучающих семинарах по супервизии (идеальный пример — И. В. Лях и А. С. Жуков) один из ведущих берет эту роль на себя, или кто-то из членов группы неформально может выполнять эти роли: сторонника, снимающего напряжение, гармонизатора и переводчика.

2.1. «Сторонник» — от него ожидают ободрения в группе. Когда члены группы вносят свой вклад в общее дело, «Сторонник» демонстрирует одобрение своим вербальным или невербальным поведением. «Сторонник» может улыбнуться, кивнуть или отрицательно помотать головой. Вербально он демонстрирует свою поддержку в таких высказываниях:

– «Спасибо Вам за Ваш вопрос…»;

– «Очевидно Вы выбрали лучший прием в работе …»;

– «Спасибо Вам за Вашу точку зрения…»;

– «Мне действительно нравится Ваш подход и Ваша точка зрения…».

2.2. «Снимающий напряжение» — от него ожидают того, что он определит момент, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и его вмешательство поможет снять напряжение в группе или стимулировать работу группы. Человек способный играть эту роль может пошутить, рассказать веселую историю из опыта работы, анекдот, метафору, чтобы группа восстановила силы, прежде чем решит задачу. Эти роли особенно важны, когда в работе супервизионной группы рассматриваются несколько сложных случаев, и необходимо время перерыва между рассмотрением случаев или в ходе работы группы. Когда динамический процесс доходит до точки накала напряжения (когда супервизируемый зашел в тупик, «заразившись клиентом»), ведущий может прервать работу группы коротким перерывом.

В ходе работы группы в некоторых ситуациях уместны остроумные реплики, они могут вызвать улыбку, снять напряжение, или скуку, встряхнуть группу, активировать групповой процесс. Хотя снимающий напряжение на мгновение отвлекает людей от решения задачи, это помогает группе оставаться сплоченной.

 2.3. «Гармонизатор» — от него ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает, вредит ее сплоченности, или отношениям между отдельными членами группы. Особенно тогда, когда идет проявление конкурентной динамики. «Гармонизатор» выступает посредником в конфликте, конкуренции и устраняет трения, возникшие между отдельными членами группы. «Гармонизатор» — может в такой момент высказаться следующим образом:

– «Стоп! Остановитесь на секунду. Я знаю, что вы придерживаетесь противоположных точек зрения, не удивительно, вы же работаете в разных модальностях, но давайте посмотрим, где вы можете прийти к согласию…»;

– «Стоп! Остыньте, похоже, идет перепалка, давайте не забывать о главном — запросе специалиста…».

Эти роли особенно необходимы, когда идет отбор заявки на рассмотрение случая, и члены группы не могут договориться между собой, тогда вмешательство ведущего — «Гармонизатора», или даже кого-то из членов группы, кто неформально берет эту роль на себя (если ведущий не реагирует на возникающее напряжение).

2.4. «Переводчик» — эта роль необходима тогда, когда в группе есть люди с различиями в социальной, национальной, культурной и гендерной ориентации. От него ожидают знаний и умения помочь членам группы понять друг друга, учитывая эти различия.

III. Процедурные роли (см. Таблицу № 1) [3].

Процедурные роли также требуют специфического поведения от членов группы их выполняющих.

3.1. От «Диспетчера» ожидают, чтобы он отслеживал действия группы и помогал ей придерживаться повестки дня, этапов работы группы, не отклоняться от целей и задач, которые стоят перед группой, следить за выполнением правил, если это полимодальная супервизионная группа, тренинговая, балинтовская группа, ученый совет и т. д.

3.2. От «Протоколистов» ожидают точной записи того, что решила группа, на чем основано это решение, — протоколирование хода работы группы — запрос специалиста, краткое содержание рекомендаций, обратная связь, интерпретация. «Протоколисты» могут раздавать членам группы отредактированные копии своих протоколов, протоколы могут образовывать архив группы.

3.3. «Хранители» управляют течением беседы, следят за временем и за тем, чтобы каждый участник группы имел равные возможности участвовать в ней. Если в группе появляются те, кто начинает доминировать в разговоре, «Хранитель» замечает это и приглашает к участию других членов группы. «Хранитель» чуток, внимателен к невербальным сигналам членов группы, указывающим на то, кто хочет высказаться. В супервизионной группе по статусу эту роль выполняет ведущий супервизор, но эту роль на себя может взять и супервизируемый.

Первые названные типы ролей:

1.1. Обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач;

1.2. Поддерживающие;

1.3.Процедурныепомогают групповым процессам протекать динамично, конструктивно, а группам — быть эффективными, тогда, как четвертый тип ролей уменьшает эффективность групп, это Эгоцентрические роли.

IV. Эгоцентрические роли. (см. Таблицу № 1) [4].

4.1. «Агрессоры» добиваются повышения собственного статуса, критикуя почти все, или порицая других, принижая личные качества и статус окружающих. «Агрессорам» нужно противостоять и побуждать их к более конструктивному поведению. Их следует спросить о том, понимают ли они, что делают, и осознают ли влияние своего поведения на группе. Если «Агрессор» имеет авторитет в группе, к нему могут присоединиться другие члены группы и это будет способствовать уходу групповых процессов в отрицательное направление, а работу группы сделать не эффективной.

4.2. «Шутники» — их ролевое поведение сводится к тому, что они пытаются привлечь внимание, к себе дурачась, передразнивая членов группы или вообще превращая в шутку все происходящее. В отличие от снимающих напряжение, «Шутник» не концентрируется на помощи группе в снятии стресса или напряжения. Скорее «Шутник» мешает работе, когда группа пытается сосредоточиться на задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, чтобы группа работала продуктивно, и поощрять их, когда группа нуждается в перерыве.

 4.3. «Отсутствующие» пытаются решать какие-то собственные проблемы за счет группы, путем уклонения от обсуждения, дискуссии и в целом работы группы. Если группа работает по кругу, то они пропускают свое время высказывания, если группа работает по мере готовности, то они могут отмолчаться. Здесь особенно важна роль «Хранителя», который следит за работой членов группы, не упуская возможности включать в ее работу «Отсутствующих», тогда, возможно, цели «Отсутствующего» будут приведены в соответствие целям группы. Иногда они добиваются такого эффекта, физически отсутствуя на собраниях, заседаниях.

4.4. «Монополисты» в ходе работы группы много и непрерывно говорят, комментируют высказывания других, они стараются создать впечатление, что хорошо осведомлены и ценны для группы. Следует «Монополистов» поощрять, когда их комментарии полезны, но останавливать, когда они говорят много, или когда их комментарии бесполезны [2].

Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получать одобрение и признание. Однако роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми, иначе возникает конфликт ролей и внутриличностный конфликт. Когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальности [6]. В этом случае формируется противоречивая личность, и человек начинает игнорировать какие-то требования, правила, выполнение каких-то ролей группы, которая, как он считает, его недооценивает, и стремиться сблизиться с теми, кто его ценит. Конечно, это приводят к определенным групповым процессам и влияет на эффективность группы [1].

Итак, в разных ситуациях, в разных группах человек реализует разное ролевое поведение, мобилизуя ресурсы своего организма и психики, свои знания для исполнения той или иной роли. Но в чем-то он постоянно остается самим собой [7]. И в силу того, что каждый член группы, реализуя то или иное поведение, является индивидуальностью, носителем собственной самости, а также может быть носителем одной из трех ролей «Треугольника Карпмана», или пребывать статично в одной из позиций транзакций по Э. Берну –все это в групповом взаимодействии обеспечивает мощные групповые процессы.

Следовательно, как человек, исполняющий ту или иную роль в группе, влияет на группу, так и группа влияет на носителя ролевого поведения, создавая условия эффективности работы группы и групповых процессов.

Тема интересна и не может быть ограничена одной статьей, приглашаю коллег к продолжению темы.

Литература

  1. Н. Н. Обозов. Словарь практического психолога. Санкт-Петербург,1998г.
  2. Ж. Годфруа. «Что такое психология» том 2, М., «Мир», 1992 г.
  3. Эн. Гидденс. «Основы социологии», М., 2004 г.
  4. Психология. Словарь под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. Политиздат, 1990 г.
  5. А. Ж. Садыкова. Динамические групповые процессы в работе супервизионной группы. (Журнал «Смальта» № 2 2014 г).
  6. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.
  7. И. В. Лях. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов.
  8. Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. М., «Юрайт», 2012 г.
  9. Р. Вердбер, К. Вердбер. Психология отношения. Санкт-Петербург, 2006 г.
  10. С. А. Кулаков. Практикум по супервизии и в консультировании и психотерапии. С-П, «Речь», 2002 г.
  11. Е. В. Макарова. Роль ведущего групповой полимодальной супервизии в сравнении с ролью ведущего психоаналитической группы. Сборник материалов — человек в эпоху перемен, Новосибирск, 2015 г.
Анонс
В статье представлены типы ролей в группе и групповых процессах на основе анализа литературы по социальной психологии, психологии общения, супервизии. Акцент сделан на то, как ролевое поведение повышает или снижает эффективность групповых процессов.