Перейти к основному содержанию

Направления супервизии в психологическом консультировании и психотерапии

Это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии (Кулаков С.А.)

Исторически практика супервизии развивалась из психоанализа времен З. Фрейда, когда для подтверждения легитимности своей практики психоаналитик должен был пройти аналитический контроль (личная терапия) и контрольный анализ (собственно супервизия). Сегодня супервизия является одной из важнейших составляющих четырехчастной модели обучения психологов консультантов, клинических психологов и психотерапевтов (теория, практика, личная терапия, супервизия). Пройденные и полученные супервизионные часы входят в официальные образовательно-профессиональные документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы специалиста.

Работая в психологическом консультировании, клинической психологии или психотерапии, специалист обязан регулярно получать супервизии в целях сохранения и повышения качества оказания психологической и психотерапевтической помощи, а также профилактики профессионального эмоционального выгорания. 

Сегодня существует множество моделей супервизии в психологическом консультировании, клинической психологии и психотерапии. За супервизией специалист может обратиться как в профессиональное объединение модальности (подхода), в которой он работает, так и полимодальную супервизионную группу.

Супервизия – постоянная практика в работе психолога консультанта, клинического психолога и психотерапевта. Столкнувшись с затруднением в своей работе с клиентом, специалист может вынести этот случай на супервизию в индивидуальной или групповой форме, и получить соответствующие рекомендации. Ценность участия специалиста в супервизионной группе определяется не только возможностью решить свое профессиональное затруднение в работе с конкретным клиентом, но и поддержкой и развитием своей профессиональной идентичности, развитием своего профессионального статуса и коллегиальности, а также уровня оказания помощи.

С накоплением профессионального стажа и опыта специалист – психолог консультант, клинический психолог и психотерапевт – может пройти повышение квалификации в направлении супервизии, получить статус супервизора и осуществлять супервизионную деятельность в качестве супервизора. 

Супервизия в психологическом консультировании, клинической психологии и психотерапии – это:

  • Развитие способности ориентироваться в механизмах и закономерностях
    функционирования основных классов психических явлений и уровней психического функционирования, а также социальных коммуникаций, в том числе отношений «психолог-клиент»
  • Развитие способности применять знания о закономерностях функционирования
    психики в собственной профессиональной деятельности и в выстраивании социальных взаимодействий, в том числе отношений «психолог-клиент»
  • Развитие способности распознавать психические явления и реакции в себе и в клиенте
  • Повышение эмоциональной компетентности и навыков профессиональной саморегуляции, поддержание высокого качества оказываемой помощи и профилактика эмоционального выгорания
  • Развитие знаний, умений и навыков в тактике установления и поддержания профессионального сеттинга (контакта) с каждым клиентом индивидуально
  • Развитие способности рефлексировать над процессом и результатами клинико-
    психологического вмешательства, обнаруживать необходимость смежного коллегиального взаимодействия в оказании помощи конкретному клиенту (психиатр, невролог, эндокринолог и др.), формулировать рекомендации
  • Включенность в профессиональное сообщество, легитимность консультативной и психотерапевтической практики с сохранением профессиональной этики, сохранение безопасности специалиста и клиента в контексте профессиональной практики