Одним из основных ресурсов образовательного учреждения является уровень профессионализма преподавательского состава и качество выполняемой им работы (Булычева А.Е.). Как и в любой профессии «человек-человек», в системе образования существуют свои особенности и специфические затруднения, оказывающие влияние на качество образовательного процесса в целом.
К современным трендам можно отнести повышенное внимание к: безопасности детства и профилактике деструктивного поведения, подготовке специалистов, профессиональному становлению молодых специалистов, профилактике эмоционального выгорания специалистов, качеству организации и осуществления образовательного процесса (Андронникова О.О.)
Главная цель супервизии в образовательном учреждении – создание условий для эффективного профессионального труда в педагогических коллективах.
Центральные задачи супервизии в системе образования состоят как в реализации целей и задач образовательной организации, так и в оказании помощи педагогу в преодолении профессиональных затруднений, сохранения качества оказываемых образовательных услуг (Тринитатская О.Г и соавт.) Отдельной важной задачей супервизора в образовательной организации является развитие команды, сотрудничества и правил работы в профессиональном коллективе.
В системе образования важно отличать супервизию от других профессиональных практик в образовательной системе. В целом, в комплекс методического сопровождения преподавателей учебного заведения может выглядеть так (Булычева А.Е.):
- Обязательные компоненты – инструктаж преподавателя в начале учебного года; обязательные для посещения вводные семинары; плановые посещения уроков преподавателя методистом; экстренные посещения уроков методистом (при необходимости); установочный семинар по проведению контрольного этапа (1 семинар в каждом полугодии)
- Дополнительные компоненты и добровольное посещение: индивидуальная супервизия; цикл методических семинаров; цикл психологических семинаров; повышение квалификации (в летнее время); супервизионная группа (раз в две недели в течение года)
В системе образования выделяют следующие основные виды супервизии (Тринитатская О.Г и соавт.):
- Плановая индивидуальная супервизия – предварительно спланированная встреча специалиста образовательной сферы и супервизора с четкой повесткой дня, для обсуждения и оценки работы в каждом конкретном случае отдельно.
- Плановая групповая супервизия – совместная работа группы сотрудников и ведущего-супервизора в обсуждении и оценке конкретной ситуации, ее рассмотрение в динамике и разрешении, обмен опытом, знаниями сущности, структуры механизмов и эффектов владения методами и технологиями в образовательном процессе.
- Неформальная включенная супервизия – явное, прямое участие супервизора в той или иной сложившейся ситуации – незапланированная супервизионная консультация, один на один или по телефону.
- Кризисная супервизия – незапланированное обсуждение ситуации, которая, по мнению сотрудника или образовательной организации, привела к кризису, проводится сразу после возникновения подобной ситуации
Наиболее часто встречающаяся проблематика в системе образования (на основе эмпирического опыта), в разрешении которой может помочь профессиональная супервизия:
- Ребенок не слушается, грустит/скучает, ведет себя неконтролируемо агрессивно по отношению к другим детям/педагогам
- Ребенок не хочет учиться, не соблюдает прямых правил образовательного процесса
- Вредные привычки, отклоняющееся поведение, самоповреждающие тенденции у детей и подростков
- Буллинг – как среди детей и подростков, так и в коллективе
- Конфликты педагог-педагог, педагог-директор, педагог-родители (и другие члены семьи ребенка), педагог-ребенок