| Вложение | Размер |
|---|---|
| Этический кодекс супервизора | 153.08 КБ |
| Информированное согласие, бланк | 106.44 КБ |
| Принципы и правила супервизионной группы | 167.8 КБ |
| Протокол супервизии | 160.6 КБ |
| Регламент проведения супервизии онлайн | 138.88 КБ |
| Бланк учета часов супервизии | 151.53 КБ |
| Краткий протокол супервизии, сообщение о супервизии | 161.89 КБ |
Этический кодекс супервизора
Настоящий Этический Кодекс Супервизора составлен на основе Устава Ассоциации супервизоров и консультантов, Положения о супервизии Ассоциации супервизоров и консультантов (ASC).
1. Общие положения.
Этический кодекс супервизора определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения супервизоров в отношении специалистов, пациентов, коллег и профессиональных сообществ, гражданского общества, осуществляющиеся как очно, так и онлайн.
1.1. Цель настоящего Кодекса – закрепить правила работы супервизоров, информировать и защищать специалистов, обратившихся за супервизией.
1.2. Все супервизоры следуют действующим в области их профессиональной деятельности Этическим Кодексом, профессиональными стандартами, договорами и иными нормативными официальными положениями, которыми они руководствуются в своих обязательствах перед проходящими супервизию специалистами, их пациентами, своими коллегами и обществом в целом.
1.3. Настоящий Кодекс не предусматривает всех возникающих в практике ситуаций, а является основой для разрешения этических вопросов и улучшения практической работы.
1.4. Супервизия является официальной формой взаимодействия, при которой супервизируемый регулярно обсуждает свою работу с супервизором.
1.5. В задачу супервизии входит совместная работа с целью повышения эффективности практики проходящего супервизию специалиста.
1.6. В случае нарушения супервизором Кодекса этики и практики супервизора на него может быть подана жалоба в Этический Комитет ASC.
2. Определение супервизии.
2.1. Супервизия представляет собой процесс совместной работы специалиста с супервизором или с супервизионной группой с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике, повышения профессионального уровня проходящих супервизию.
2.2. Супервизия предназначена для повышения эффективности работы специалиста. Супервизия основывается на потребности обратившегося в оказании ему эффективной помощи. Проходящие супервизию специалисты получают возможность регулярного обсуждения и оценки проводимой ими работы с пациентами, клиентами, благополучателями, учениками, супервизорами. В ходе супервизии должны учитываться условия работы специалиста.
2.3. В зависимости от потребностей и затруднений специалиста, существует несколько видов супервизии. Разные виды супервизии могут использоваться одновременно. Настоящий Кодекс применим ко всем случаям супервизии.
2.4. Частота прохождения супервизии зависит от опыта специалиста, условий и объема его работы.
3. Виды супервизии.
3.1. Очная супервизия – осуществляется в присутствии клиента, пациента.
3.2. Заочная супервизия - осуществляется в отсутствии клиента, пациента, с соблюдением правил анонимности и конфиденциальности.
3.3. Супервизия с использованием технических средств: зеркала Гезелла, средств дистанционного контроля и управления.
3.4. По содержанию:
3.4.1. Наставническая – супервизия, ориентированная на практику специалиста, где супервизор обучает навыкам, приемам и техникам супервизанта.
3.4.2. Дидактическая (обучающая) – супервизия, делающая упор на передачу знаний и опыта. Обрамляет образующееся теоретические знание в дискурс практики.
3.4.3. Административная – супервизия по приказу, супервизия, направленная на учет часов практики, документооборот, ассесмент и другие организационные моменты. Супервизор наделяется административными функциями и должен обладать административными навыками.
3.4.4. Дисциплинарная – супервизия, осуществляющая экспертный контроль в случае возникновения конфликтов, определяющая профессиональный уровень специалиста и степень соответствия специалиста занимаемой должности в учреждении и соответствия стандартам.
3.4.5. Профессиональная – супервизия, непосредственно направленная на улучшение качества работы специалиста, необходимая для профессионального становления и развивающая профессиональную идентичность.
3.4.6. Поддерживающая – супервизия, представляющая систему поддержки и помощи профессионалу. Ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы.
4. Формы супервизии.
4.1. Индивидуальная супервизия - супервизор и специалист.
4.2. Групповая супервизия с супервизором, или несколькими супервизорами.
4.3. Супервизия с равным коллегой (интервизия).
4.4. Групповая супервизия с равными коллегами (групповая интервизия).
4.5. Школьная или методологическая супервизия, осуществляемая в учебном процессе.
4.6. Интернет супервизия.
4.7. Супервизия супервизии.
5. Кодекс этики.
Кодекс этики включает в себя описание основных ценностей супервизии и принципов, вытекающих из них.
5.1. Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности – это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны заботиться об этичности своей работы независимо от того, оплачивается ли их работа и какой вид супервизии они используют.
5.2. Конфиденциальность.
Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности.
5.3. Безопасность.
Следует сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность супервизируемых и их клиентов, пациентов, благополучателей, учеников, супервизоров в ходе их совместной работы.
5.4. Эффективность.
Супервизоры должны предпринять необходимые меры для обеспечения эффективности работы проходящих супервизию специалистов. Супервизия может носить как поддерживающий, так и фрустрирующий характер.
5.5. Контракт.
Сроки и условия супервизии должны быть ясны для специалиста и супервизора до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться. Контракты на супервизию регистрируются в ASC.
5.6. Компетентность.
Супервизоры должны оценивать собственную компетентность, развивать ее и действовать в пределах своей профессиональной компетенции, а также проходить супервизию собственной супервизорской работы. В ситуации предоставления специалистом случая, выходящего за рамки компетенции супервизора, он должен сообщить об этом специалисту.
6. Кодекс практики.
Кодекс практики описывает применение принципов этики в супервизии.
6.1. Ответственность.
6.1.1. Супервизоры ответственны за составление индивидуального контракта, который позволит специалисту представить и исследовать свою работу открыто и полно.
6.1.2. В рамках контракта супервизоры обязаны формировать у специалиста профессиональное, критическое отношение к своей работе.
6.1.3. Супервизоры совместно со специалистами обязаны использовать время супервизии с наибольшей эффективностью для помощи в работе с клиентом, пациентом, благополучателем, учеником, супервизором.
6.1.4. Супервизоры обязаны соблюдать границы между супервизией и другими профессиональными отношениями: обучением, личной или групповой психотерапией, консультированием, руководством. В случае возникновения противоречий, конфликтов интересов супервизор обязан обратиться в Этический или Экспертный Комитет ASC в целях разрешения этих противоречий.
6.1.5. Супервизоры и специалисты должны заботиться о том, чтобы личные или социальные контакты между ними не препятствовали эффективности супервизии.
6.1.6. Супервизор не имеет права проводить супервизию и индивидуальное консультирование, психотерапию для одного и того же лица в один и тот же период времени.
6.1.7. Супервизор не имеет права использовать проходящего у него супервизию специалиста в финансовом, сексуальном, эмоциональном или в каком-либо другом отношении.
6.1.8. Супервизор обязан знать о любых других отношениях, которые могут существовать между специалистами и их пациентами, клиентами, благополучателями, учениками, супервизорами, так как они могут влиять на объективность специалиста.
6.1.9. Специалист обязан сообщать супервизору об отношениях с клиентом, пациентом, благополучателем, учеником, супервизором, выходящих за рамки профессиональных отношений, так как они могут влиять на его объективность и эффективность.
6.1.10. Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство проходящих супервизию специалистов и их клиентов, пациентов, благополучателей, учеников, супервизоров. С уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и ограничениями физических возможностей. Работа супервизора включает в себя осознавание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между специалистом и его клиентом, пациентом, благополучателем, учеником, супервизором.
6.1.11. Супервизор должен обеспечить соблюдение соответствующих официальных обязательств, своих и специалиста, по отношению друг к другу, клиентам, пациентам, благополучателям, ученикам, работодателям, гражданским обществом, супервизорам ASC.
6.1.12. В случае, когда работа специалиста не согласуется с Этическим Кодексом супервизора ASC, супервизоры обязаны обсудить это с ним и при необходимости сообщить в Этический Комитет ASC.
6.1.13. В случае если способность специалиста к работе нарушена вследствие личных или эмоциональных затруднений, в силу болезни, под влиянием ПАВ или по другой причине, супервизор обязан указать на это специалисту и убедиться, что необходимые меры приняты и при необходимости сообщить в Этический Комитет ASC.
6.1.14. Супервизор обязан вести себя в своей профессиональной деятельности так, чтобы повышать доверие общества к работе супервизора, к работе других супервизоров и к деятельности ASC.
6.1.15. Если супервизор замечает, что другой супервизор ведет себя не должным образом, и этого не удается разрешить после обсуждения с ним его поведения, он должен обратиться в Этический или Экспертный Комитет ASC в целях разрешения этих противоречий, сохраняя при этом границы конфиденциальности, предусмотренные процедурой рассмотрения обращений.
6.2. Компетентность.
6.2.1. Супервизоры несут ответственность за продолжение собственного профессионального развития.
6.2.2. Супервизоры обязаны систематически проходить собственную супервизию.
6.2.3. Супервизоры должны осознавать пределы своей компетентности и работать в этих пределах.
6.2.4. Супервизоры обязаны воздерживаться от супервизии, временно или постоянно, если их работа нарушается в силу личных или эмоциональных затруднений, болезни, под влиянием ПАВ или по любой другой причине.
7. Организация работы.
7.1. Контракт о супервизии.
7.1.1. Контракт о супервизии регистрируется в ASC.
7.1.2. Супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств.
7.1.3. В случае необходимости супервизоры должны предоставить супервизируемым сведения о своем образовании, философской и теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии.
7.1.4. Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уделив особое внимание времени и частоте встреч, а также достигнуть согласия относительно ведения записей и конфиденциальности, а также продолжительности их контракта.
7.1.5. Супервизоры и проходящие супервизию должны оговорить свои ожидания и требования в отношении друг друга, включая форму оценки работы специалиста.
7.1.6. До составления контракта о супервизии супервизор должен получить сведения о том, проходил ли (или проходит) специалист собственную терапию.
7.1.7. Супервизор, работающий с проходящими обучение специалистами, должен сообщить о границах своей ответственности и обязанностях перед ними, перед ASC, другими организациями, а также относительно проводимого учебного курса и возможной аттестации обучающихся.
8. Конфиденциальность.
8.1. Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию специалистах и их клиентах, пациентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон, кроме случаев, оговоренных в законодательных актах.
8.2. Работа супервизора осуществляется в рамках письменного «Информированного согласия» пациента, клиента, благополучателя, ученика, супервизора.
8.3. При заключении контракта должно быть получено согласие специалиста на ознакомление с информацией тех, к кому супервизор обращается за поддержкой, супервизией или консультацией. На этом этапе должны быть оговорены границы конфиденциальности, особенно в тех случаях, когда супервизия предоставляется обучающемуся специалисту.
8.4. Супервизоры должны помочь специалистам представить их работу так, чтобы была защищена личная информация пациентов (не называя имен, характерных особенностей, принадлежности к тем или иным группам или организациям, отличительных свойств пациентов или членов их семей), либо получить от пациента письменное «Информированное согласие» на предоставление информации, которое может привести к утрате анонимности.
8.5. Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию специалистов или их клиентов, пациентов, благополучателей, учеников, супервизоров кому бы то ни было за исключением следующих случаев:
8.5.1. Когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, пациенту, благополучателю, ученику, супервизору, проходящему супервизию специалисту или другим лицам. При этом следует согласовать это со специалистом, проходящим супервизию, кроме тех случаев, когда есть серьезные основания для предположения, что он больше не может нести ответственности за свои действия. Решение о раскрытии конфиденциальной информации должно, по возможности, приниматься только после консультации с членом Экспертного или Этического Комитета ASC.
8.5.2. В случае необходимости профессионального отзыва о специалисте, проходящего супервизию, например, для рекомендаций или аттестации в рамках обучающего процесса.
8.5.3. В случае дисциплинарных расследований по вопросам соблюдения норм этики и практики.
8.6. Информация о работе со специалистом может быть использована для публикации или выступления только с разрешения прошедшего супервизию и с соблюдением анонимности.
8.7. В групповых супервизиях ответственность за соблюдение конфиденциальности ложится на всех участников группы.
9. Проведение супервизии.
9.1. Если в ходе супервизии обнаруживается, что специалисту нужно пройти индивидуальное консультирование, психотерапию для того, чтобы продолжать работать эффективно, супервизор не имеет права настаивать на этом.
9.2. Супервизор должен следить за тем, чтобы специалисты регулярно оценивали качество своей работы самостоятельно.
9.3. Супервизоры должны убедиться, что проходящие супервизию специалисты понимают необходимость продолжения профессионального развития и участия в обучающих программах.
9.4. Супервизор должен убедиться, что проходящие супервизию специалисты понимают различие между консультированием, терапией, подотчетностью руководству, супервизией и обучением.
9.5. В случае, если проходящий супервизию специалист работает в организации, супервизор должен позаботиться о том, чтобы были ясно определены ответственность и обязательства в отношениях: специалист – клиент, пациент, благополучатель, ученик, супервизор; супервизор – специалист; супервизор – клиент, пациент, благополучатель, ученик, супервизор; организация – супервизор; организация – клиент, пациент, благополучатель, ученик, супервизор.
9.6. Не рекомендуется, чтобы один и тот же человек выступал одновременно в роли руководителя и супервизора для одного и того же специалиста. В тех случаях, когда супервизор является также и руководителем, проходящий супервизию специалист должен иметь возможность независимой супервизии.
9.7. Если супервизор обнаруживает противоречие между обязательствами перед специалистом и организацией-заказчиком, он должен разъяснить специалисту, в чем заключаются эти обязательства.
9.8. Супервизоры должны иметь ясное представление, как им следует поступать, если они найдут работу проходящих супервизию специалистов неудовлетворительной и обсуждения этого в ходе супервизии окажется недостаточно для разрешения ситуации.
9.9. Если разногласия между супервизором и специалистом не могут быть разрешены путем обсуждения, супервизору следует обратиться в Экспертный или Этический Комитет ASC, и в случае необходимости рекомендовать, чтобы специалист перешел к другому супервизору.
9.10. Супервизоры должны обсудить со специалистом необходимые меры для удовлетворения запроса клиента, пациента, благополучателя, ученика, супервизора в случае внезапного и незапланированного прекращения профессиональных отношений. Супервизор должен иметь представление о возможных в этих случаях действиях.
9.11. Супервизия может быть прекращена до истечения контракта в случае: обоюдного добровольного решения; по решению Этического или Экспертного Комитетов ASC; на основании аргументированного отказа супервизора по обстоятельствам работы специалиста; на основании судебного решения.