Перейти к основному содержанию

Направления супервизии в социальной сфере

Социальная работа – особая форма работы, в которой межличностные отношения между благополучаетелем и социальным работником достаточно интенсивные, и особо интенсивны – система агрессии и власти в руках каждого из них. Кроме того, если рассматривать социальную сферу во всей широте, то можно обнаружить ряд проблем и затруднений: недостаточная компетентность кадров, неэффективность трудового процесса, незаинтересованность специалистов в своей профессии, быстрое профессиональное выгорание. Данные проблемы можно решить внедрением определенных технологий, одна из которых — супервизия (Кокорева Ю.В.)

Еще в начале XX века многие работники социальных служб обратили внимание на индивидуальную психодинамику обратившегося за помощью, которая рассматривалась как результат и активный фактор существующего социального положения нуждающихся (В. Робинсон). Сегодня одна из главных задач супервизора в социальной сфере – пристальное изучение и при необходимости коррекция тактики специалиста в установлении личных и профессиональных контактов, необходимых в работе, а также предотвращение использования приемов, пригодных только для личных контактов. 

В социальной сфере супервизия предоставляет возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, связанных со специфическими профессиональными задачами, с целью расширения или углубления личной, социальной и профессиональной компетенции специалиста.

Каждый социальный работник, особенно работающий с семьями и детьми, должен получать супервизию в целях сохранения качества оказываемой помощи. Супервизия в социальной сфере может проводиться как штатным специально обученным супервизором, так и приглашенным профессиональным супервизором из иных организаций, но обязательно имеющим квалификацию или опыт в социальной сфере. Социальным работникам рекомендуется получать супервизию с определенной регулярностью, например, каждые две недели или каждый месяц. Супервизия может проходить как в индивидуальной, так и групповой форме. 

Сегодня выделяют 3 типа или направления супервизии в социальной работе (Фирсов М.В.):

  1. Административная супервизия – содействие результативной деятельности сообщества и организации через оказание поддержки работнику и совершенствование его профессиональных знаний и навыков. Упор на организационные моменты, мониторинг и оценка деятельности социальных работников.
  2. Обучающая супервизия – систематизированный процесс формирования профессиональной компетенции, в основе которого лежит серия процедур, направленных на развитие профессионализации социального работника, как будущего, так и уже действующего в системе социальных служб. Направлена на передачу опыта и знаний, формирование необходимых навыков и компетенций.
  3. Поддерживающая супервизия – система поддержки профессионала, система помощи, которая осуществляется в результате выстраивания индивидуальных и групповых отношений. Ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы. 

Основные области профессиональной социальной работы, осуществляемой через развитие умений и навыков социальных работников с помощью профессиональной супервизии:

  • Коммуникативные навыки (с клиентами, детьми, коллегами и другими специалистами)
  • Навыки оценки и планирования, обзор и оценка прогресса
  • Навыки вмешательства при непосредственной работе с клиентами, взаимодействии с коллегами и другими специалистами
  • Навыки письменной работы, составления протоколов встреч с клиентами и отчетной документации
  • Умение работать в качестве члена агентства и сохранять профессиональную позицию. Знание и понимание политики агентства, его процедур, задач и заданий, представление агентства.
  • Умение работать в сотрудничестве с коллегами и другими специалистами в целях эффективных рабочих отношений, обмена идеями и информацией.
  • Навыки самоуправления – организация работы и времени, самоанализ и самооценка.
  • Совершенствование практических аспектов деятельности, готовность учиться и развивать профессиональные компетенции 
  • Профессиональные ценности и отношение – знание и понимание этики социальной работы, готовность к профессиональному развитию.