Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В нашем обществе сформировано устойчивое представление о необходимости качественной профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий. Психотерапевты, психологи, социальные работники – это люди, которым в сложные моменты жизни граждане доверяют свое здоровье и будущее, поэтому общество заинтересовано в высоком уровне оказываемых услуг, максимальной ответственности специалистов, надежном и отлаженном  функционировании соответствующих систем профессиональной деятельности. 

Человек в современном обществе может оказаться в сложной психологической ситуации, как в результате личных причин (болезней, психотравм, глубоких эмоциональных переживаний), так и в результате техногенных и природных катастроф. Потребность в психологической и социальной помощи неуклонно возрастает. Количество специалистов увеличивается. Появляются новые подходы и методы, школы и направления, новые специальности. В этих условиях актуализируется проблема профессиональной стандартизации, потребность в соответствии социального запроса и профессионального предложения услуги.

Следует отметить, что в динамично меняющемся гражданском обществе профессиональные стандарты должны регулярно пересматриваться, соответствовать актуальной социальной ситуации. Важные  процессы происходят в междисциплинарном научном профессиональном пространстве.

Сложно структурированное,  пространство сферы помогающих профессий имеет многоуровневую и разнонаправленную динамику развития. Появляются новые возможности для профессионального роста и обучения. В профессию приходят молодые специалисты, сформированные в иных социальных условиях. Научные открытия влияют на целые поколения, развивают теоретическую базу. Изменения законодательства, структуры и подходов в оказании помощи, предоставлении услуг в медицинской, социальной, психологической, педагогической сферах, влияют как на самих профессионалов и их занятость, так и на профессиональное сообщество в целом. Не следует забывать, что в процессе своего роста и развития специалист также подвержен влиянию травматических событий и нуждается в постоянном и глубоком контакте с другими профессионалами. В связи с этим возрастает потребность в контроле над профессиональным ростом и развитием специалистов сферы помогающих профессий со стороны самого профессионального сообщества.

Данный сборник посвящен актуальным проблемам профессионального роста и развития специалиста, классическим и новым возможностям совершенствования профессионального мастерства. Очень важной составляющей становления специалиста являются события, происходящие в междисциплинарном научном пространстве. В сборнике есть статьи, которые позволяют профессионалам разных направлений по-новому осмыслить опыт соответствующих научных дисциплин и практик.

Сборник материалов Международного форума специалистов помогающих профессий структурирован в соответствии с принятой в Европейской ассоциации психотерапии и Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге системе элементов профессиональной подготовки, использующейся для сертификации специалистов. В этой системе три элемента: теория и навыки, супервизия, личная терапия. Теория и навыки – наиболее разработанное направление в существующей литературе. Не так много внимания уделяется двум другим аспектам формирования профессионализма – супервизии и личной терапии. В этом присутствует некоторое упущение, поскольку, глубина личной проработанности специалиста, уровень его осознанности и наличие развитых рефлексивных и эмпатических способностей являются важнейшими условиями мастерства в сфере помогающих профессий.

В данном сборнике мы размещаем тематические блоки в следующем порядке: I Cупервизия; II Личная терапия; III Теория и навыки. Каждый из разделов открывается концептуальной статьей (д-ра Дж.Куриански, д-ра М.Фая,  д-ра Ц.П.Короленко).

Важным достижением Форума явились результаты работы супервизионной секции, участникам которой удалось построить настоящий междисциплинарный и кросс-культурный диалог. Можно утверждать, что Новосибирск является одним из ведущих центров разработки методологии супервизии в России, который ведет интенсивный обмен опытом с исследователями и практиками из других городов России и зарубежных стран. В разделе, посвященном супервизии, представлены тексты российских и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам теории и практики супервизии.

Особую ценность представляют статьи, посвященные лично-терапевтическим аспектам роста профессионализма специалистов помогающих профессий. Наличие статей данной направленности свидетельствует о некотором укреплении осознания необходимости регулярной личной терапии среди специалистов российского сообщества психологов и психотерапевтов. В сфере образования и социальной работы лично-терапевтическая составляющая профессиональной гигиены, как представляется, является пока зоной роста.

Раздел III «Теория и навыки» содержит статьи представителей различных психотерапевтических модальностей, педагогической и социальной сферы. В работе форума отчетливо обозначилась потребность в усилении междисциплинарного взаимодействия, росте числа и качества профессиональных связей между специалистами разных областей, и это нашло отражение в ряде статей.

 

Редакционная коллегия

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30