РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПРОЦЕССЕ ИНТЕРВИЗИИ,
ИЛИ ПУТЬ К СУПЕРВИЗОРСТВУ
Чеховская О.С.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники»
Республика Башкортостан, г. Уфа
Очень часто, когда у психолога интенсивная практика психологического консультирования и психотерапии, он сталкивается с разными проблемами, такими как: что-то неясно с клиентом или у него затруднения в выборе дальнейшей стратегии работы с клиентом. А порой самого профессионала захватывают сильные чувства и эмоции, например, постоянное чувство опасности в определённых ситуациях, с чувством провала, депрессии по причине отсутствия успеха в работе и т.п.
Как помочь себе найти ответы в подобных ситуациях? Возможно, в процессе работы с клиентом активизируются какие-то личные проблемы специалиста, и их можно решать на индивидуальной психотерапии, а во многих случаях необходимо проходить супервизию, групповую или индивидуальную. Кулаков С.А. в своей работе «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии» называет супервизией (от supervidere – обозревать сверху) «профессиональное консультирование и анализ как целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, так и терапевтических отношений, возникающих между клиентом и терапевтом»[5, С.7].
Что такое супервизия, интервизия, каковы этапы её прохождения, и как стать самому супервизором, если есть достаточно богатый опыт консультативной практики и желание помогать в профессиональном становлении молодым специалистам? Чтобы приобрести статус супервизора, необходимо пройти ряд мероприятий. Освоить теоретический и практический материал, сдать экзамен, пройти сертификацию, аккредитацию. А в промежутках между этими процессами необходимо нарабатывать опыт проведения подобных групп. Это возможно в обществе равных по статусу специалистов. Франс Граутманн в «Руководстве по проведению интервизии» пишет: «Данный вид деятельности получил название «интервизия» (англ. – intervision) – «интерколлегиальный» или «межколлегиальный» метод работы в группе равных по уровню специалистов, осуществляемый ведущим интервизии. Интервизия фокусируется на улучшении работы персонала, лечения и социальной работы. Интервизия – это обсуждение в группе специалистов, занимающихся лечением клиентов. Обычно группа состоит из профессионалов, но в нее также могут входить стажеры, практиканты и добровольцы. Интервизию можно определить как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами. Интервизионный подход используется в случаях, когда нужно прояснить общие вопросы, связанные с процессом лечения и социальной работой, или когда у персонала возникают проблемы с решением таких вопросов»[9].
Существует полимодальная интервизия, которая предполагает, что в группе могут быть представители не только одной школы, например, гештальт-терапевтов, символдраматистов, арт-терапевтов, но и представители всех перечисленных и других школ [8].
Вот высказывания коллег по вопросу важности полимодальной интервизии в жизни психотерапевта, психолога, специалиста помогающей профессии: «Я осознаю процесс, происходящий в интервизии, и я доверяю своим коллегам». «Я уверена, что это – отличный опыт, когда представители разных модальностей присутствуют и работают вместе над трудными случаями из нашей практики. Такой подход даёт возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения и обозначает широкий спектр инструментальных возможностей в моей работе». «В процессе интервизии я многое поняла о своей особенности ведения терапии с этим клиентом. И теперь могу найти новые пути в этом взаимодействии». «Интервизия заставила меня полностью изменить моё восприятие не только того случая, который рассматривался, но также и моей стратегии работы с психотерапевтической группой, установления сеттинга и т.п.». «Если я не буду проходить интервизию сегодня, то я, возможно, буду менее эффективна в своей работе завтра». «Благодаря интервизии, я сохраняю себя, свою целостность, психику, приобретаю ресурсное состояние для завтрашнего дня, для себя, своей семьи и своей работы». «Иногда в нашей работе в интервизорской группе ответы на наши запросы не появляются тотчас, но мы уверены, что они обязательно придут впоследствии, через неделю, возможно, через месяц, или в процессе работы с данным клиентом, или с подобными консультативными случаями. А может быть, придет ответ в наших снах, которые нам снятся после процесса интервизии. И поэтому важно пробовать и не отчаиваться, когда что-то не выходит, не получается сразу». «Я приучаю себя ждать»[11]. Таким образом, мы развиваем у себя и терпение. «Интересным является то, что процесс интервизии основан на том, что «все люди разные», и эта «разность» позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по-разному, а, следовательно, найти разные способы «решения» заданной ситуации» [12].
Иногда у специалистов разных школ, например, у участников обучающего курса «Психолог-травматолог», называется супервизией процесс, являющийся по своей сути балинтовской группой. В балинтовской группе обязателен «круг эмоций», чувств участников группы, или этот «круг» обозначается так: «Какой у вас контрперенос на предложенный трудный случай специалиста?», что в полимодальной интервизии не предусматривается. Это объясняется тем, что в процессе проговаривания чувств специалисты, участники группы могут «провалиться в чувства», «заразиться» эмоциями, чувствами, и это может помешать активному процессу работы и сосредоточения на процессе интервизии. Цель интервизии – не уход в психотерапию и не отреагирование чувств, а помощь специалисту в его профессиональном росте. Поэтому процесс протекания интервизии для специалиста может быть как интегрирующим, положительно заряженным, так и фрустрирующим. Фрустрация помогает специалисту в его профессиональном и личностном росте.
При проведении интервизионной группы важно озвучивание и принятие общепринятых принципов работы специалистов помогающих профессий: соблюдение этических норм, конфеденциальности, осознанности, ответственности, открытости. Также необходимо озвучивание правил работы, принятых в профессиональном сообществе: правило конфиденциальности, правило стоп, правило ведения, правило расшифровки термина, соблюдение заявки, задавание «открытых» вопросов» (правила изложены на сайтах: ppl.ru., supervis.ru). Всё это делается для того, чтобы та информация, что предоставляется о клиенте, и сам интервизируемый были защищены, и этот факт способствует чёткому структурированию процесса и более продуктивной работе группы. В процессе проведения полимодальной интервизии предполагаются следующие этапы.
Первое: выбирается ведущий группы. Второе: каждый представляется: имя, профессия, в какой модальности работает; и есть ли случай работы с клиентом для рассмотрения на группе. Наличие представляемого случая работы с клиентом предполагает устное или письменное согласие клиента на проведение интервизии. Третье: выбирается интервизируемый случай и ведущий озвучивает правила работы группы. Задается временной интервал работы группы (35–50 минут) и выбирается тот участник из группы, кто будет следить за временем. За временем может следить как сам ведущий, так и интервизируемый. Четвертое: представление интервизируемым случая из своей практики и определение им, на каком «уровне» будет проводиться работа. Пятое: ведущий начинает первый «круг вопросов» участников группы интервизируемому по представляемому им случаю работы с клиентом. Здесь немаловажным являются (за этим следит ведущий) вопросы, которые задают участники группы.
Исследуя разные уровни работы с клиентом, задаются «открытые» вопросы, начинающиеся примерно так: Как часто вы назначаете консультации…; Где клиент проявляет чаще всего свою агрессию…; В связи с чем….; Куда …; Зачем, на ваш взгляд…; Что повлияло на …, Что ты имел в виду, когда…? и т.д., то есть вопросы, начинающиеся так: что? где? когда? почему? зачем?, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет» (это будет «закрытый» вопрос).
Уровень работы – клиент. Здесь участники группы задают специалисту примерно, такие вопросы: опишите клиента, как он двигается и как держится, как он дышит, говорит, смотрит, жестикулирует и так далее; какая у него речь, метафоры и образы; какова история его жизни в его собственном изложении и т.д.
Уровень работы – коммуникация, что происходит на консультации, какие стратегии, интервенции используются психотерапевтом.
Здесь исследуется следующее:
- как вы встретились? как он пришел в первый раз?
- как и почему клиент выбрал вас?
- на что вы в первую очередь обратили внимание при своем контакте с клиентом?
- какова история ваших отношений?
- как начинается и заканчивается сессия?
- как изменяется звучание голоса и позы во время сессии и после?
- что происходит за границами терапевтического процесса?
- частота встреч, как оплачивается, за что оплачивается, кто оплачивает?
- какие стратегии использовались, какие для этого были основания? Куда привели эти интервенции? Как клиент реагировал на эти интервенции, как и когда они осуществлялись? Как собираетесь работать с клиентом дальше?
- что клиент говорит о вас,
- какие изменения происходят в клиенте,
- какие изменения происходят на сессии,
- меняет ли он запрос на сессиях.
Уровень – специалист на своей консультации. Например, «что-то со мной не то во время консультации». «Мне трудно понимать клиента».
Примерные вопросы для этого уровня:
- какие чувства вызывает клиент,
- какие впечатления производит клиент,
- какую трудность вы испытываете,
- как происходит консультация,
- как вы узнали, что испытываете трудность,
- как проходит консультация,
- как вы расположены к клиенту,
- всё, что касается поведения, статуса,
- что написано у вас на визитке,
- записываете ли вы консультацию, ведете ли вы аудиозаписи,
- на основании чего вы решили выбрать именно эту интервенцию.
Здесь можно использовать технику дистанцирования, предложенную Ховкинс П., Шохет Р. в книге «Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы». Авторы предлагают работу со «следующими аспектами:
- найти образ или метафору, олицетворяющую отношения;
- вообразить, какие отношения могли бы сложиться, если бы терапевт и клиент встретились в других обстоятельствах или оказались бы вдвоем на пустынном острове;
- представить себя букашкой на стене во время последней терапевтической сессии: что можно сказать об отношениях?» [10].
Шестое: После «круга вопросов», когда время заканчивается, ведущий задаёт свой последний в круге вопрос и определяет новый круг, с заданным направлением интервизируемым – «круг высказываний» всех членов группы. Но перед началом «круга высказываний» ведущий задаёт важный вопрос интервизируемому: «Как звучит сейчас ваш запрос?». Весьма вероятно, что в процессе задавания вопросов и осмысления ответов на них, у специалиста может поменяться запрос, он может уже по-другому, иначе звучать или может поменяться уровень запроса. Например, вначале специалист хотел узнать побольше о своем клиенте (1 уровень), но запрос поменялся на то, «Как бы вы работали с этим клиентом?», «Какие стратегии взаимодействия могли бы быть с данным клиентом?» (2 уровень), или «Что со мной происходит во время работы с данным клиентом?» (3 уровень) [8].
Далее каждый участник группы высказывается относительно того запроса, который прозвучал. Ведущий следит за тем, чтобы высказывания соответствовали заданному интервизируемым уровню работы и за процессами, происходящими в группе: как ведёт себя каждый участник группы, какие высказывания звучат, как изменяется атмосфера в группе, за отсутствием или наличием движений, скрытой или открытой агрессией. Всё это происходит, возможно, при привнесении в пространство круга работы «бессознательного» как самого клиента, так и «бессознательного» специалиста. По мнению специалистов Московской ассоциации аналитической психологии, «в процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает «зеркало» случая. Интервизорская группа начинает «разыгрывать» предъявляемую для интервизии ситуацию «здесь и сейчас», что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и «увидеть» «отзеркаливаемые» бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие…
Взаимодействие всех членов группы позволяет в процессе интервизии выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его» [6;12].
Седьмое. После того, как последним высказывается в «круге высказываний» ведущий группы, интервизируемый даёт «обратную связь» на все предложенные высказывания участников группы. На этом этапе могут происходить те же динамические процессы, запущенные принесенным трудным случаем с клиентом. Например, специалист начинает «обесценивать» работу всей группы, отрицая все предположения и отвергая предложения участников группы, или, наоборот, активно «принимать» всё происходящее. Ведущим эти феномены должны быть четко замечены и вербализированы на следующем этапе.
Восьмое. Озвучивание наблюдения ведущего за динамическими процессами, происходящими в работе группы с момента начала работы с данным интервизорским случаем. Например, «Во время проведения интервизии в группе наблюдалось следующее: у некоторых членов группы неуверенность, нестабильность, агрессивные тенденции и, возможно, бессознательное клиента и психотерапевта присутствовало и проявлялось, сказываясь на работе самой группы» и т.п.
Далее важно напоминание ведущим о том, чтобы группа не обсуждала этот интервизируемый случай вне круга. Это важное правило должно быть обозначено на этапе озвучивания правил работы группы и чётко соблюдаться вне рамок интервизионной группы. Всё это важно для конфиденциальности информации о клиенте, безопасности и сохранности личности самого специалиста, так как, если процесс интервизии был сильно эмоционально заряжен, специалисту, возможно, потребуется какое-то время для восстановления.
При прохождении супервизии или интервизии необходимо ведение дневника супервизии, где необходимо отмечать: дату, вид работы (супервизия или интервизия); кто представляет случай; если представляется случай из своей практики – краткое описание случая, фокус внимания в работе; кто был супервизором или интервизором; если группа большая, то отмечается присутствие во внутреннем или внешнем круге; количество часов интервизии или супервизии.
Участие в супервизионных группах и проведение интервизии, на наш взгляд, является одним из аспектов профилактики «эмоционального выгорания» специалистов, важным и неотъемлемым фактором повышения квалификации специалиста.
Литература
1. Булюбаш И. Д. Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии. http://gestalt-therapy.ru/biblio/theor/alhor_ochn_super/
2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 223 с.
3. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997. – 235 с.
4. Кулаков С.А. Супервизия в повышении квалификации детских психиатров. Журнал практического психолога, N 7–8, июль–август, 1999.
5. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб: Речь, 2002, – 236с.
6. МААП в LiveInternet: http://www.liveinternet.ru/users/2979717/profile
7. Материалы I Зимней школы РАТЭПП «Супервизорство в практике консультанта телефонной психологической помощи». – Ижевск, 2003.
8. Материалы семинара по супервизии. Ведущие Лях И.В., Жуков А.С., Уфа, 2014.
9. Франц Траутманн. Руководство по проведению интервизии. / Институт Тримбос – Институт психического здоровья и зависимостей, Голландиия. http://www.unodc.org/documents/balticstates//Library/PharmacologicalTrea...
10.Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. – 352 с.
11.ISO-TERRA Incognita – http://isoterra.livejournal.com/83813.html
12.LiveInternet – http://www.liveinternet.ru/users/heiler/post154186545/
13.Чеховская О.С. Супервизия в службе телефонной экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» /сборник РАТЭПП, 2008 г. (электронная версия на сайте РАТЭПП).
14.Чеховская О.С. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов-психологов средних профессиональных образовательных учреждений /сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика, коррекция» /под редакцией Б.В.Кайгородова и Н.В.Майсак (7–8 октября, 2011), г. Астрахань: Астраханский государственный университет, издательский дом «Астраханский университет, 2011. – С. 197.
15.Чеховская О.С. Работа психолога в режиме супервизии /сборник материалов сообщений и творческих работ участников семинара «Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения» 6-10 апреля 2011 г., Уфа: Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2011. – С. 92.
Чеховская О.С. Трудности в работе молодого педагога и пути его преодоления /сборник Восьмого ежегодного Поволжско-Уральского семинара «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт», (г. Оренбург, 20–23 ноября 2011г.) под ред. И.С.Якиманской. – Оренбург: НОУ ДО «Институт консультирования и тренинга «Статус», типография «Руссервис», 2011, С.45–52.