Перейти к основному содержанию

Лях И. В. Полимодальная супервизия

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ

Лях И. В.

Психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП), председатель комитета по супервизии ОППЛ, Действительный супервизор ОППЛ, официальный представитель ЦС ОППЛ в Западной Сибири, руководитель Новосибирского регионального отделения ОППЛ, г. Новосибирск

 

Буквально слово «супервизия» переводится как «надзор». Супервизия как форма деятельности существует не только в психологии: нам известен авторский надзор в архитектуре, медицине, в научных и творческих проектах, надзор осуществляется во многих общественно значимых сторонах человеческой деятельности, сопряженных с ответственностью исполнителя.

Супервайзер — специфическая профессия: любой супервизор — в мерчендайзинге, социальной работе, психологической консультации, — человек, который обязан следить за выполнением правил и надлежащим качеством профессиональной деятельности.

В сфере психологии супервизия давно и успешно развивается в большинстве признанных школ консультирования и психотерапии. Роль супервизора отличается как от роли наставника, так и от роли методиста. Супервизор может быть наставником, но его обязанность — не только и не столько обучать, сколько осуществлять систематический контроль качества работы, — отслеживать профессиональные процессы в их динамике. Методическая деятельность во многом аналогична супервизионной, особенно близка к ней школьная (мономодальная) супервизия. Но даже в ней не существует универсальных рекомендаций по работе с каждым клиентом до получения стандартизированного результата. Даже в самой строгой школьной супервизии осуществляются взаимодействия между супервизором и специалистом, далеко выходящие за рамки прямого следования методическим рекомендациям. Это во многом творческая и индивидуальная процедура. Одно из основных отличий от методической деятельности — иное разделение ответственности за результат работы специалиста.

Итак, супервизия — практическая деятельность для практиков.

 

Определения

Супервизия — это специфическая форма официального профессионального взаимодействия специалиста и супервизора, супервизора и супервизора, которая осуществляется в целях повышения эффективности работы специалиста, повышения качества оказания услуги, психологической и психотерапевтической помощи, развития профессии, науки психотерапии, и профессионального сообщества в целом. Супервизия неотделима от профессионального сообщества, в котором она осуществляется, и является важным условием профессионального роста специалиста. Следует подчеркнуть официальный и открытый характер этого взаимодействия.

Супервизия в общественной организации является базовым механизмом системного и систематического саморегулирования профессиональной деятельности.
Системное саморегулирование профессиональной деятельности означает, что супервизоры готовятся внутри самой общественной организации по её стандартам и подчиняются правилам и кодексам организации. Кроме того они постоянно обмениваются опытом, что служит основой для системного развития профессии.

Юридически реализация этих принципов возможна в форме СРО. Построение гражданского общества обеспечивает достаточное количество возможностей по урегулированию вопросов профессиональной деятельности. Супервизия внутри сообщества становится простым и самоочевидным механизмом социального контроля над профессиональным сообществом.

 

Потребность в супервизии

Потребность в супервизии существует как на уровне отдельного специалиста или работодателя, так и на уровне профессионального сообщества в целом.

Практикующий специалист обращается за супервизией, исходя из следующих потребностей:

- получение поддержки в начале профессиональной деятельности;

- получение помощи в сложных ситуациях;

- признание и статус в профессиональном сообществе (во многих школах действует ступенчатое получение статуса, для членства высокого уровня нужна супервизия);

- профилактика профессионального выгорания (в начале деятельности и при достижении наивысшего уровня профессиональной эффективности);

- профессиональный рост.

Основные потребности работодателей в наличии супервизии для специалистов организации таковы:

- контроль эффективности, гарантия качества;

- разрешение конфликтных ситуаций с клиентами, а также между специалистами (важно отметить, что супервизор не выполняет функцию третейского судьи, а отслеживает, насколько были выполнены стандарты в том или ином взаимодействии);

- организация условий для профессионального роста и развития специалиста (несмотря на инициативу работодателя, здесь необходима личная заинтересованность специалиста);

- повышение качества работы с клиентами, повышение экономической и социальной эффективности предприятия;

- экспертная оценка качества работы с целью сертификации.

Супервизия также является потребностью профессионального сообщества в целом, поскольку она даёт экспертную оценку уровня подготовки специалистов, а ведь именно качество работы специалистов формирует имидж и репутацию всего профессионального сообщества.

 

Основные направления организации современной супервизии

1. Школьная супервизия. В определенных школах супервизия имеет исключительно важное значение. Так, в ЕКПП (Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии) супервизор имеет уникальный статус. Он может рекомендовать или не рекомендовать признать практику соискателя достаточно качественной для получения статуса специалиста. Как правило, школьная супервизия охватывает всю деятельность специалиста в рамках школы. Супервизорами становятся по мере потребности школы в супервизии. Несомненным достоинством такой супервизии является её традиционность. Вступая на путь обучения в школе, молодой специалист сразу принимает это требование и соглашается с её необходимостью. Недостатком школьной супервизии, зачастую, является её виртуальность.

2. Супервизия в процессе обучения. Супервизор следит за освоением навыка, и после освоения навыка супервизия прекращается.

3. Супервизия практики. Осуществляется в рамках профессиональных организаций и структур, занимающихся профессиональной деятельностью, может быть индивидуальной и групповой, организуется в зависимости от целей и задач организации, например, в работе волонтёров в ЧС, с целью сохранения гарантии качества.

 

Виды супервизии

По форме супервизия бывает индивидуальной и групповой. По критерию содержания можно выделить следующие виды:

- наставническая (освоение и закрепление навыка в рамках школы);

- административная;

- профессиональная (рекомендации коллегам по улучшению качества работы).

Наибольшее методическое значение имеют наставническая и административная разновидности супервизии. По методу возможны следующие виды супервизии:

- очная;

- заочная;

- интерактивная;

- супервизия с использованием технических средств;

Наиболее распространенной формой является заочная супервизия — большинство индивидуальных супервизий — заочные. Очная супервизия проводится в присутствии клиента, в этом случае особенно важны этические правила. Данный вид супервизии требует особенно тонкой профессиональной работы и обязательной предварительной договорённости с клиентом. Чаще всего очная супервизия применяется в работе с детьми. Интерактивная супервизия проводится при помощи скайпа или комнаты со стеклом и позволяет супервизируемому получить совет во время самого процесса работы. Такая форма особенно актуальна для молодых специалистов. В России интерактивная супервизия проводится достаточно редко. Более распространена форма супервизии с использованием технических средств — видео-, аудиоматериалов, предоставленных супервизируемым. В некоторых случаях супервизор может потребовать от специалиста проведения супервизии с использованием технических средств.

 

Идеальная модель супервизии

Эффективность специалиста меняется со временем, в том числе, в зависимости от его опытности. Специалисты, добивающиеся 10% эффективности, обычно находятся в начале карьеры (в этой ситуации необходимость супервизии очевидна). Эффективность на уровне 20—30 % обеспечивает стабильный поток клиентов к специалисту. При уровне эффективности 30—50 % появляется возможность увеличивать и регулировать число клиентов. Специалист, работающий с эффективностью 50—90%, получает возможность отбора клиентов, часто функция отбора делегируется. При эффективности 100% появляется риск формирования грандиозности, специалист может начать брать в работу клиентов, с которыми невозможно работать (и в этой ситуации очевидна необходимость появления супервизора).

При 30—50 % эффективности у специалиста появляются ученики, к которым можно направить клиента и наблюдать за процессом работы, контролировать деятельность начинающего специалиста. В процессе передачи клиента ученику, специалист получает возможность не только разделять ответственность за качество работы с ним, но и полноправно контролировать качество его работы, всю полноту отношений, возникающих между учеником и клиентом.

Ответственность супервизора конституируется следующим образом: ответственность перед супервизируемым специалистом, перед клиентом, перед обществом в целом, перед специалистами (профессиональным сообществом), перед супервизорами. Индивидуальная супервизия всегда осуществляется на основе договорённости.

 

Полимодальность

Основным источником полимодальности является тип образовательной системы, в которой формируется российский специалист. Выпускник психологического факультета изначально полимодален. Помимо этого, существуют и другие источники полимодальности. Приведем основные из них:

- В случае эффективной работы с одним запросом клиента, у него часто появляется новый запрос, для удовлетворения которого более эффективной может оказаться работа в другой модальности;

- Любой клиентский запрос полиморфен, причины возникновения и способы формирования запроса разнообразны, поэтому знание методов разных модальностей может быть полезным;

- Изменения в общественном сознании могут способствовать появлению или усилению в обществе интереса к той или иной модальности;

- Желание специалиста развиваться, осваивать новое может способствовать появлению у него интереса к освоению новых модальностей.

Важно отметить, что в настоящее время большинство открытий осуществляется в междисциплинарных пространствах. Принцип полимодальности ориентирует супервизора не только на поиск универсальных факторов процесса терапии (или консультирования), но и на поиск аналитической (максимально нейтральной) позиции, предполагающей открытость восприятия феноменов процесса взаимодействия специалиста и клиента.

 

Использование шестифокусной модели в индивидуальном супервизионном процессе

В своей работе супервизор задействует шесть обязательных фокусов внимания. Шестифокусная модель применяется как диагностический инструмент: диагностируется качество осознавания специалиста, эффективность применения результатов осознавания в практике.

Первый фокус внимания — вся информация о клиенте и его процессах; второй — всё, связанное с коммуникацией клиента и специалиста, сам процесс консультирования; третий фокус внимания — специалист «там и тогда», в ситуации консультирования (его воспоминания о ходе процесса, мысли, чувства, ассоциации); четвертый фокус — специалист «здесь и сейчас», на консультации супервизора; пятый — коммуникация специалиста с супервизором; и, наконец, шестой — собственное состояние супервизора «здесь и сейчас» (часто, при идентифицировании супервизора со специалистом «там и тогда», специалист ведёт себя как клиент).

Существует два дополнительных фокуса внимания супервизора. Одним из них является модальность, в которой работает специалист, — теоретические, дидактические и прочие методологические особенности (этот фокус внимания важен, если речь идет о мономодальной супервизии: важно понимать, что специалист всегда сообщает только часть информации, в силу того, что ему необходимо вербализовать информацию, притом что степень осознавания может быть достаточно невысокой). Именно к этому фокусу внимания относится терапевтическая гипотеза специалиста, его представление о причинах страдания клиента и методах устранения страдания. Другой дополнительный фокус внимания — внешняя (объективная) реальность (законы, специфика социума, условия работы специалиста и т. п.).

Основной фокус внимания при супервизировании процесса терапии — коммуникация между специалистом и клиентом. Эффективность коммуникации во многом связана с особенностями клиента, поэтому для оценки качества коммуникации необходимо отслеживать первый фокус внимания. Второй фокус внимания также чрезвычайно важен: для анализа качества коммуникации необходимо прояснение контракта и способов коммуникации специалиста с клиентом.

 

Отличия супервизии и личной терапии

Практически каждый автор, достаточно обширно обозревающий проблемы супервизии, упоминает о её близости с психотерапией или личной терапией, указывая также на то, что супервизия личной терапией не является.

Вероятно, основание для таких ремарок исторически сложилось ещё в 1920-е годы вместе с зарождением супервизии, когда, с одной стороны, была признана необходимость прохождения психотерапевтами личной терапии, а с другой стороны на Берлинском конгрессе необходимость полугодовой стажировки психотерапевтов. Собственно говоря, согласно большинству источников, супервизорский контроль за стажировкой был впервые осуществлен в Берлине, в Институте психоанализа К. Абрахамом, М. Эйтингоном, К. Хорни и др. после того, как они «устали выслушивать в процессе психоанализа рассказы своих пациентов врачей об их собственных пациентах» [1].  В 20-е же годы возникла венгерская модель образования психоаналитиков, по которой психоанализ должен был служить продолжением психоанализа стажёра. «Чтобы подчеркнуть разницу между супервизией с присущим ей анализом терапии контрпереносов стажера на пациента и психоанализом самого стажера, первое назвали контрольным анализом, а второе аналитическим контролем». [5]

Дальнейшее же развитие супервизии укрепило необходимость отделения психотерапии психотерапевта от супервизии. Так, Бернард и Гудеар, авторы классических работ по супервизии, описывают три отличия отношений в клинической супервизии от других видов отношений в психотерапии и консультировании [2, 4]:

1. Эти отношения являются оценивающими — в отличие от консультирования.

2. Они долговременные в отличие от тренинга.

3. Они одновременно способствуют и улучшению профессионального функционирования супервизируемого, и oтслеживанию качества профессионального обслуживания, которое получает клиент.

С. А. Кулаков [3] также упоминает параллелизм и общее начало психотерапии и супервизии, систематическая связь которых «обеспечивается благодаря формированию в супервизии и психотерапии положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание». Так же, как и предыдущие авторы, он акцентирует внимание на отношениях супервизируемого и супервизирующего, отделяя их от взаимодействий психотерапевта и пациента, «при смешении этих двух функций возникает этическая проблема двойных отношений, которая может серьезно повредить и  нивелировать  все ценности предшествующего контакта». Отмечается и отличие целей супервизии от целей терапии: улучшение профессионального функционирования и передача профессионального опыта, «лечение лечения».

Представляется, что основное отличие супервизии и личной терапии состоит в их целях: целью личной терапии специалиста является его психологическое, физическое и социальное благополучие, в то время как цель супервизии — повышение эффективности работы специалиста. Психологическое консультирование предполагает личный контакт, взаимодействие супервизора со специалистом имеет официальный характер. Далеко не всегда эффективность работы специалиста прямо пропорциональна степени его оздоровления. Поэтому, несмотря на искушение заняться личной терапией специалиста, супервизор должен удерживать в фокусе внимания эффективность его работы с клиентом — он не имеет права лечить специалиста.

В отличие от личной терапии, которая конечна, супервизия — процесс практически бесконечный, в идеале она заканчивается вместе с практикой. Тема супервизии — всегда взаимодействие между специалистом и клиентом, поэтому критерий «присутствия третьего» — клиента, с которым производится работа — должен задействоваться супервизором для того, чтобы квалифицировать процесс взаимодействия между ним и специалистом: если клиент исчезает из поля консультации, скорее всего происходит процесс терапии, а не супервизии.

Принимая во внимание оценочный характер супервизии в отличие от психотерапии, следует обозначить критерии эффективности и неэффективности работы специалиста.

Наиболее существенными представляются следующие критерии эффективности психотерапии: субъективное мнение клиента (он позитивно оценивает работу специалиста), однако при фрустрирующей терапии этот критерий не является самым надежным; изменение качества жизни клиента; изменение поведения; удовлетворённость специалиста работой с клиентом; мнение родственников; мнение коллег и специалистов смежных отраслей (они оценивают работу специалиста как эффективную). В качестве косвенных критериев можно отметить исчезновение симптома у клиента; «сарафанное радио» (клиент рекомендует специалиста своим знакомым); выполнение условий контракта; выступления специалиста в СМИ, публикация печатных работ (способность осознать и вербализовать процесс и результаты работы); активность специалиста в профессиональном сообществе; качество жизни специалиста; желание специалиста совершенствоваться; социальная адаптивность специалиста.

Признаки неэффективности работы специалиста не столь многочисленны. К их числу можно отнести ярко выраженный и продолжительный конфликт клиента и специалиста; аргументированное мнение родственников о том, что клиенту причиняется вред; аргументированное мнение коллег о том, что клиенту причиняется вред; объективизируемое ухудшение качества жизни клиента. Лишь объективное присутствие указанных признаков может являться основанием для негативной оценки деятельности специалиста.

В заключение приведем основные принципы полимодальной супервизии. Главным принципом является соблюдение этики профессиональной супервизии. Другие важные принципы: следование цели супервизии (повышение эффективности работы специалиста); открытость; ответственность (рекомендуется заключение контракта); добровольность; разделение супервизии и личной терапии на два взаимодополняющих, но различных процесса.

 

Библиографический список:

1. Bernard, J., & Goodyear, R. (1998). Fundamentals of Clinical Supervision (2nd ed.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. — 456 p.

2. Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт Психотерапии, 2003. — 223с.

3. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. «Cупервизия супервизора. Практика в поиске теории». — М.: Когито-центр, 2006. — 352 с.

4. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7—13.

5. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии. — СПб: «Вита», 2004. — 128 с.