Перейти к основному содержанию

Макарова Е. В. Роль ведущего групповой полимодальной супервизии в сравнении с ролью ведущего психоаналитической группы

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО ГРУППОВОЙ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ В СРАВНЕНИИ С РОЛЬЮ ВЕДУЩЕГО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

 

Макарова Е. В.

 

В данной статье представлены различные понимания роли ведущего группы, на основе анализа сходства и различия образа и функций ведущего психоаналитической группы и ведущего полимодальной супервизорной группы. Самым главным различием этих двух форматов, является, конечно, в первую очередь сама функция группы — в полимодальной супервизии функцией является супевризия, в психоаналитической группе — анализ и лечение пациентов.

Для начала предлагаю обратиться к истории. Два человека в одно и то же время, параллельно, но с разными подходами занимались созданием группанализа или группового психоанализа. Это С. Х. Фоулкс (он же Зигмунд Хайнрих Фукс), чьи традиции продолжает Group Analytic Society London, и Вильфред Рупрехт Бион, который сильно повлиял на развитие Тавистокского института. Несмотря на то, что они занимались развитием групповой аналитической терапии практически в одно и то же время, оба проводили групповые эксперименты с травматизированными военнослужищими, оба жили и работали в Лондоне, — основные теории и представление о роли ведущего группы достаточно сильно различаются.

Фоулкс называет ведущего группы словом «conductor». Это слово обозначает как дирижера оркестра, так и проводник тока. Роль «кондактора» заключается в стимуляции общения внутри группы и в усилении развития коммуникации между членами группы, чтобы, как в оркестре, группа могла создавать вместе «музыку». Некоторые последователи Фоулкса также используют слово «facilitator» для обозначения ведущего группы. То есть координатор или посредник, который чему-то содействует, делает что-то возможным.

Бион называет ведущего группы «group leader» то есть лидер или руководитель группы. Хотя в своих текстах он упоминает, что сама позиция этого лидера подчеркивает отсутствие лидерства в группе. Эта незаполненная роль наполняется фантазиями и переносами участников группы, а задачей ведущего является трактование и обратная связь на базовые фантазии клиентов-участников группы. (Felix de Mendelssohn, стр.120)

Видение Фоулкса больше соответстует представлению о роли ведущего в полимодальной групповой супервизии. Это также объяснимо интегративным подходом Фоулкса, ведь он два года после окончания медицинского университета ассистировал неврологу Курту Гольдштайну, который познакомил его с гештальттерапией, позже Фоулкс получил психоаналитическое образование.

В своих напутствиях ведущему группы Фоуклс особенно подчеркивал важность технической компетентности ведущего и его личных этических представлений как терапевта. Для полимодального супервизора эти два качества также играют большую роль. В своей роли он, с одной стороны должен поддерживать демократический порядок в супервизорной группе, а с другой стороны — быть в состоянии устоять перед соблазном нарциссической «игры в Бога». Также, если ведущие некоторых направлений психотерапевтических групп осознанно способствуют регрессу членов группы, в групповой полимодальной супервизии (ГПС) работа идет на уровне взрослого состояния и осознаности поведения. Супервизорная группа сохраняет функцию контейнера для переживаний профессионалов, не являясь при этом терапевтической. Потребность в группе как принимающем контейнере особенно проявляется при работе с запросом третьего уровня (личностного).

Роль ведущего ГПС отличается от роли ведущего терапевтической группы. Роль ведущего ГПС является наиболее сложной, поскольку ведущему нужно продемонстрировать не только свою компетентность в роли ведущего и направляющего группы, но и профессиональный опыт и компетенцию.

Ирвин Ялом (1995) определил 4 основных проблемы начинающих ведущих групп:

  • Дезориентация в связи с оказываемым со стороны группы давлением. Эта проблема сильно выраженна в супервизии, где в любом случае присутствуют элементы профессиональной конкуренции и соревновательности.
  • Страх, что участники покинут группу, объединятся против ведущего, страх, что существование группы внезапно прервется. Этот страх также актуален для ведущего ГПС. Поскольку объединение в группы представителей одной модальности является типичным для нашего профессионального сообщества, участники группы могут объединиться и обесценивающим поведением саботировать групповой процесс. На такую ситуацию ведущий группы может повлиять, высказав достаточно рано свою интерпритацию динамики группы. В культуре отечественной психотерапии профессиональная супервизия стремительно, но еще только набирает обороты, поэтому опасения о существовании и жизнеспособности группы также присутствуют и являются реальными.
  • Страх ошибиться или опозориться перед группой. Поскольку ведущий группы участвует в супервизии, в том числе, и на правах участника группы и делится своим профессиональным мнением, страх быть недостаточно хорошим профессионалом может повлиять на предоставление обратной связи со стороны ведущего в группе.
  • Обладание недостаточными знаниями о фазах развития и взросления группы. В этом смысле ведущий ГПС может тревожиться о недостаточных навыках трактования групповой психодинамики. Поскольку ведущим ГПС может стать опытный и образованный представитель любой признанной психотерапевтической школы, у представителей не глубинно-психологических методов могут по началу возникнуть проблемы с осознаванием и пониманием групповой динамики.

В классической форме групповой полимодальной супервизии наполнение роли ведущего группы меняется в зависимости от стадии процесса супервизии.

Сначала ведущий приносит в группу закон, оглашая правила группы, потом ведущий создает благоприятное продуктивное пространство и дает участникам ориентир, объясняя принципы работы супервизионной группы, далее защищает пространство вовлечением членов группы в контрактные отношения о неразглашении и конфиденциальности. В следующей фазе групповой полимодальной супервизии ведущий инициирует выбор заявки. В этой фазе ведущий предоставляет право выбора участникам группы, в случае возникновения конфликтной ситуации или дискуссии, негативно влияющей на эффективность работы группы, ведущий вмешивается, исполняя роль медиатора или напоминая о рамках сеттинга. Такая позиция схожа с большинством позициий в групповом психоанализе. После выбора заявки ведущий передает часть своих функций супервизанту. С этого момента ведущий, с одной стороны выполняет роль отстраненного наблюдателя, роль похожую на роль ведущего в теории Биона. С другой стороны становится полноценным участником группы, задавая вопросы и давая обратную связь на запрос супервизанта. И с третьей стороны, выполняет роль Супер-эго группы и роль защитника сеттинга. После оглашения обратной связи со стороны супервизанта к ведущему возвращаюся его обязанности в полной мере, как в первой фазе групповой супервизии.

Последнее слово остается за супервизором. Его высказывание в конце группы может как поддержать, так и фрустрировать специалиста и несет в себе функцию предоставления материала для самостоятельной проработки, а также вынос в осознанность динамики группы, то есть зазеркального отражения того, что происходило в группе на вербальном уровне. В этой функции стратегия работы полимодального группового супервизора также напоминает стратегию работы групповых аналитиков по Мелани Кляйн.

Важным и не однозначным аспектом роли ведущего групповой полимодальной супервизии является его обучающая функция. С одной стороны, полимодальная супервизия представляет собой процесс совместной работы специалиста с супервизором или с супервизионной группой с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике, повышения профессионального уровня проходящих супервизию,с другой стороны супервизия не имеет директивного обучающего характера. В кодексе также написано,чтосупервизоры обязаны соблюдать границы между супервизией и другими профессиональными отношениями, в том числе обучением, личной или групповой психотерапией, консультированием, руководством.

Конечно, ведущий супервизионной группы не будет читать лекции во время супервизии, просвещая супервизантов о методах консультирования. Обучающая роль супервизора-ведущего состоит в его личном примере отношения к профессии и практической работе, а также в той обратной связи, которую участники группы получают от группы и от ведущего.

Групповая полимодальная супервизия является молодой формой супервизии и, как в любом здоровом развитии, она будет развиваться и модифицироваться со временем. У каждого опытного профессионала вырабатывается свой стиль работы с клиентами и пациентами, а также свой индивидуальный стиль ведения супервизии в классических рамках ГПС.

Феликс де Мендельссон считает, что персональный стиль ведения группы складывается из двух факторов: из тщательного наблюдения за происходящими процессами в группе, и рефлексии личных эмоциональных реакций на происходящее. Это видение, также соответствует философии групповой полимодальной супервизии.

Литература

  1. De Mendelssohn Felix(2003): Zur Funktion der Gruppenleitung в
  2. Pritz Alfred, Vykoukal Elisabeth (HG.), Bibliothek Psychotherapie Band 10, Gruppenanalyse Theorie-Technik-Anwendung; Facultas, Wien.
  3. Neri Claudio (2004): Gruppenprozesse, Theorie und Praxis der psychoanalytischen Gruppentherapie; Bibliothek der Psychoanalyse; Psychosozial-Verlag.
  4. Yalom Irvin (1995): The Theory and Practice of Group Psychotherapy; Basic Books; New York.
  5. Макарова Е. В. (2012): happiness of a young psychoanalyst, счастье молодого психоаналитика, Всемирный Психоаналитический Конгресс «Политика счастья», материалы I, Киев, Украина.
  6. В этой статье были использованны данные, с том числе «Этический Кодекс Супервизора» с сайта профессиональной Психотерапевтической Лиги, раздела комитета по супервизии. (http://www.oppl.ru/komitetyi/komitet-po-supervizii.html)