Перейти к основному содержанию

Садыкова А.Ж. Специфика динамических процессов в работе супервизионной группы

СПЕЦИФИКА ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 В РАБОТЕ СУПЕРВИЗИОННОЙ ГРУППЫ

Садыкова А.Ж.

Аналитический психолог, Член Экспертного Совета Ассоциации психологов Республики Казахстан, к. пед. н., г. Алматы, Казахстан

 

Постоянно действующая супервизионная полимодальная группа представляет собой малую группу, в которой так или иначе будут действовать  законы, относящие к групповым процессам. Задача супервизора, как ведущего группы, отслеживать динамические процессы, осознавать и интерпретировать их во благо работы группы и, в первую очередь, специалиста, предоставляющего свою работу на супервизию или презентацию успешного случая. При коммуникациях между двумя людьми, а тем более в групповом процессе, неизбежно будет включаться чувственно-эмоциональная составляющая, т.к. «самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих» [1].

Динамический групповой процесс (групповая динамика) – это взаимодействие членов социальных групп между собой, т.е. это «учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом» [2].

Термин «групповая динамика» используется [2]:

-       для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии;

-       для характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;

-       для описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;

-       для обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.

Виды взаимоотношений и взаимодействий в группах можно охарактеризовать следующим образом: «К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы… Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы» [3].

Супервизионная группа относится к типу неформальной организации, т.к. это «спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели… Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда… Неформальная организация… является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности» [4].

Процессы групповой динамики в супервизионной группе имеют свои особенности. На сознательном уровне у членов такой группы имеется высокая мотивация, т.к. все члены группы заинтересованы в качественной супервизии, и, в первую очередь, в поддержании профессиональной идентичности специалиста, обратившегося за супервизией. На месте такого специалиста в определенное время оказывается каждый из участников супервизионной группы. «Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность» [4].

Однако на бессознательном уровне динамические процессы намного сложнее, т.к. там, где коммуницируют хотя бы два человека, вероятно включение защитных психических механизмов, таких, как проекция, проективная идентификация, сопротивление, вытеснение и др. «Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация – это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается, прежде всего, как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения информации и ее распределение между индивидами могут приводить к эффективной работе группы» [3].

Супервизор в супервизионной группе, с одной стороны, является формальным лидером, т.к. он имеет официальный статус и на время работы группы управляет ею и жестко следит за соблюдением этически норм, правил и принципов супервизии. С другой стороны, он также является неформальным лидером, т.к. сама супервизионная группа относится к неформальной группе, которая собирается «по интересам». И как неформальный лидер, супервизор «имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование» [4].

Исходя из задач полимодальной групповой супервизии, наиболее актуальными вопросами групповой динамики являются те, что относятся к описанию характеристик процессов, происходящих в группе, и интерпретаций причинно-следственных связей. Все перечисленные явления целесообразно рассматривать в контексте шестифокусной модели супервизии [5, 6]. Первый фокус внимания супервизора и членов группы сосредоточен на информации о клиенте и его процессах. Второй фокус – на явлениях, связанных с отношениями между специалистом и клиентом непосредственно в процессе консультирования/терапии. Третий фокус касается самого специалиста  «там и тогда», т.е. всего, что относится к его мыслям, чувствам, контрпереносу и другим аспектам во время работы с клиентом/пациентом. Четвертый фокус – это специалист «здесь и сейчас», непосредственно на супервизии.  Пятый – все, что связано с коммуникацией между супервизором и специалистом. Шестой фокус относится к состоянию супервизора на супервизии, т.е. «здесь и сейчас». На каждом фокусе могут возникать динамические процессы, осознавание и интерпретация которых зависит от профессионализма и проработанности супервизора.

«Исходя из основной цели супервизии, ведущий должен создать условия для осознавания участниками группы процессов, происходящих в терапии (в рассматриваемом случае). Также важно создать возможность для осознавания этих процессов самим специалистом, предоставляющим случай» [6]. Это первый, второй и третий фокусы.

Остановимся на негативных аспектах групповой динамики, мешающих достижению цели супервизионной работы. Одним из таких аспектов является бессознательное сопротивление специалиста, предоставившего свою работу на супервизию. Оно может быть вызвано страхом осуждения супервизором и/или участниками группы. Также источником может быть проективная идентификация с клиентом, которого привели на терапию родственники или обстоятельства, а не собственная мотивация. Соответственно, супервизор должен создавать условия для стимуляции проективной идентификации участников группы со специалистом, чтобы препятствовать «заражению» материалом клиента [6].

Другим негативным процессом в групповой динамике могут быть конкурентные тенденции между участниками группы. Для нейтрализации этих тенденций существуют правила супервизионной группы, за соблюдением которых следит супервизор [6, 7].

Еще одним аспектом, мешающим успешной работе группы может быть снижение доверия группе или ее обесценивание, которое будет выражаться в отсутствии заявок на супервизию. В таких случаях возможны следующие варианты решения этого вопроса: «1) презентация успешных случаев терапии участниками группы, 2) если сопротивление очень сильное, ведущий может предоставить случай из своей практики… или обозначить тему для круглого стола, предложив для обсуждения любое значимое для профессионалов событие в жизни сообщества» [6].

Интерпретация групповой динамики является обязательной частью групповой супервизии и озвучивается в самом конце работы группы по представленному случаю. Также обязательным условием является привязка к психическому содержанию клиента. Исходя из того, что в групповой работе присутствует «общий психический процесс,… надо обозначить объединяющее группу желание/чувство/реакцию. Важна дифференциация – ведущий должен понять, на что отреагировала группа – на психическое содержание клиента или специалиста» [6].

Основной целью супервизии является улучшение качества работы специалиста с клиентом/пациентом. Соответственно, полимодальный  супервизор, как ведущий группы, должен контролировать динамические процессы в группе, осознавать их природу, уметь интерпретировать, а также нейтрализовать/утилизировать их в случае негативных процессов. Эти навыки являются основным инструментом супервизора, что, в первую очередь, способствуют улучшению качества работы супервизионной группы.

 Литература

1.      Платонов Ю.П. Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы. [Электронный ресурс]/ http://www.elitarium.ru/2008/05/23/gruppovye_jeffekty.html

2.      Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия. [Электронный ресурс]/ http://vocabulary.ru/dictionary/6/word/grupovaja-dinamika

3.      Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 – 256 с.

4.      Романин А.Н. Основы психотерапии. [Электронный ресурс]/ http://labex.ru/page/m_book_18.html

5.      Уильмс Э. Вы – супервизор… Шестифокусная модель, роли и техники супервизии. М: Независимая фирма «Класс», 2001.

6.      Лях И.В. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов. Сборник материалов ΙΙΙ Съезда психологов, консультантов, психотерапевтов и психиатров Сибирского Федерального Округа. 3–8 апреля 2013 г. С.90–98.

7.      Правила работы полимодальной супервизионной группы.  [Электронный ресурс]/Сайт Профессиональной Психотерапевтической Лиги. – http://www.oppl.ru/superviziya/komitet-po-supervizii.html