ПОЛИМОДАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА
Самарин Г. В.
Трансактный анализ, разработанный Э. Берном, является реконструкцией личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, формирования новой системы ценностей и достижения автономной гармоничной личности.
Инструменты трансактного анализа в интерпретации динамических процессов, происходящих на супервизии, существенно обогащают и расширяют возможности полимодальной супервизионной группы.
Работа супервизионной группы с точки зрения трансактного анализа сопровождается сериями трансакций, критерием которых является целесообразность и эффективность. Серии простых дополняющих «взрослых» трансакций называются процедурой.
Супервизия — это процедура, которая происходит под руководством Взрослого эго-состояния специалистов и ведущего группы. Однако в структуре супервизии можно отметить и ритуалы.
Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность способ структурирования времени, согласно Э. Берну. Ритуал — это стереотипная серия простых дополняющих трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Супервизор в супервизионной группе имеет официальный статус и на время работы группы управляет ею и жестко следит за соблюдением этических норм, правил и принципов супервизии.
С точки зрения трансактного анализа, на супервизора возлагается задача соблюдения процедуры и структурирование времени. Трансакции в процедурах направлены на достижение определённых целей — структурирование времени и получение воздействий от окружающих.
В работе супервизионной группы есть определенные ритуалы, функцией которых является утилизация конкурентной динамики. Этой цели служит проговаривание ведущим принципов и правил, напоминание целей супервизии, отбор заявок, в ходе которого конкурирующие участники договариваются об очередности рассмотрения их случаев. Серии трансакций, которые возникают в процессе работы супервизионной группы можно рассмотреть в контексте шестифокусной модели супервизии.
В каждом фокусе могут возникать динамические процессы, осознание и интерпретация которых зависит от профессионализма и проработанности супервизора [2]. Каждый фокус внимания возможно интерпретировать с точки зрения трансактного анализа. Благодаря такому подходу:
- осознается роль эго-состояний клиента на всех этапах консультирования и динамика эго-граммы в процессе работы (1 фокус);
- осознается роль специалиста в коммуникации с клиентом на всех этапах работы через идентификацию эго-сотояний «там и тогда» (родитель — взрослый — ребенок) (2 фокус);
- появляется возможность анализа динамики межличностных отношений с точки зрения драматического треугольника Карпмана;
- есть возможность диагностики переносов и контрпереносов в работе специалиста с клиентом с точки зрения дополняющих стимулов и перекрестных реакций (2 фокус).
- осознается роль эго-состояний и динамика эго-граммы специалиста в процессе консультирования «там и тогда» (3 фокус) и на супевизии «здесь и сейчас» (4 фокус).
- появляется возможность, что особенно важно, идентификации скрытых мотивов и наличие выигрыша в играх в кабинете специалиста (там и тогда) — 2 фокус, и на супервизии (здесь и сейчас) — 5 фокус.
- супервизор, как ведущий группы, (6 фокус) отслеживает динамические процессы в группе, осознает их природу, интерпретирует, а также утилизирует возникновение негативной динамики. Эти навыки являются основным инструментом супервизора, и это, безусловно, способствуют улучшению качества работы супервизионной группы.
Ведущий создает условия для осознавания участниками группы процессов, происходящих в терапии в каждом рассматриваемом случае. Важно создать возможность для осознавания этих процессов самим специалистом, предоставляющим случай, интерпетировать групповую динамику [2].
Роль супервизора — отслеживать и обращать внимание участников супервизионной группы на скрытые и перекрестные трансакции и интерпретировать их. Ведущий группы — супервизор, находясь во Взрослом эго-состоянии должен создавать условия для проективной идентификации участников группы со специалистом, чтобы препятствовать «заражению» материалом клиента. Супервизор обращается ко Взрослому эго-состоянию участников супервизионной группы.
Негативным аспектом групповой динамики, мешающим достижению цели супервизионной работы, является бессознательное сопротивление специалиста, предоставившего свой случай на супервизию. Оно может быть вызвано страхом адаптивного Ребенка или ригидного Родителя, боящегося осуждения супервизором или участниками группы. Другим негативным процессом в групповой динамике могут быть конкурентные тенденции между участниками группы, когда конкурирует ментор–Родитель и бунтующий Ребенок. Для нейтрализации этих тенденций существуют ритуалы — оглашение правил супервизионной группы и контроль их исполнения со стороны супервизора.
В интерпретации групповой динамики также гармонично и эффективно можно использовать методологию трансактного анализа. Интерпретируя психический процесс, объединяющий группу, можно воспользоваться характеристикой пинков и поглаживаний, интерпретацией трансакций и анализом переносов и контрпереносов, сценарных посланий.
Рассмотрим уровни работы супервизионной группы с точки зрения трансактного анализа.
1 уровень — клиентский.
Внимание группы сосредоточено на клиенте и процессах с ним происходящих. На этом уровне группа может прояснять структуру личности клиента и проследить ее динамику в процессе терапии.
Вопросы группы относительно первого фокуса могут быть направлены и на прояснение жизненной позиции и сценария клиента (скрипта).
2 уровень — супервизионный.
Внимание группы сосредоточено на процессе консультирования, взаимодействии между клиентом и специалистом, способах и результатах работы.
Взаимодействие специалиста с клиентом можно представить в виде общей системы ценностей (Родителя), понятными рабочими инструментами (Взрослого) и взаимной симпатией (Ребенка).
Вопросы группы с точки зрения трансактного анализа проясняют процессы трансакций, переноса и контрпереноса. Эрик Берн определил «классическую реакцию переноса» в виде пересечения трансакций, где стимул идет от Взрослого эго-состояния терапевта к Взрослому эго-состоянию пациента, а ответ из эго-состояния Ребенка пациента направлен к Родителю терапевта (перенос). А когда на исходящий стимул от Взрослого пациента к Взрослому терапевта даётся реакция Родителя в состояние Ребенка пациента — это контрперенос. Обсуждение группой данных трансакций, их интерпретация могут пролить свет на затруднения специалиста в коммуникации с клиентом.
Ценным инструментом для интерпретации профессиональной коммуникации специалиста является анализ затруднений с точки зрения треугольника Карпмана.
При рассмотрении случаев на супервизионной группе, в процессе работы которой участники могут присоединиться как к клиенту, так и к специалисту. Динамика группы отзеркаливает в данном случае роли драматического треугольника Карпмана, который сложился в работе специалиста с семьей. Высказывания участников группы и интерпретация динамики супервизором из состояния Взрослого позволит сделать очевидным процесс формирования профессионального затруднения специалиста.
На 3-м, личностном уровне, в поле внимания группы попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста связанные с его чувствами, состоянием. В результате работы группы на третьем уровне с точки зрения трансактного анализа возможна идентификация эго-состояния и динамика эго-граммы специалиста в процессе консультирования «там и тогда».
Специалист на приеме стремится к своему Взрослому. Он чувствует границы собственных возможностей в отношениях с различными типами клиентов. Обычно перед супервизией специалист испытывает тревогу, которая является мощным ресурсом супервизионного процесса. Это делает супервизионный процесс глубже, интереснее, эффективнее.
Особенно интересным, творческим и эффективным нам представляется анализ игр. Осознание скрытых мотивов и наличие выигрыша дают возможность найти причины затруднения специалиста, предоставляющего случай на супервизию.
Игры — неотъемлемый и динамический компонент бессознательного жизненного плана или сценария каждого человека. Человеческая психика не выдерживает огромного напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому по большей части, жить в обществе — значит играть в игры [1]. Игры характеризуются скрытыми мотивами и наличием выигрыша от социальных контактов для поддержания физического и психического равновесия. Э. Берн предлагает определенную структуру анализа игр, которая включает название, тезис, антитезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и вознаграждения. Игра, как серия следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, имеет скрытую мотивацию. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Игры, которые постоянно разыгрываются в кабинете психотерапевта, наиболее важны для профессионального анализа. Их можно изучать, непосредственно наблюдая на приеме, или при рассмотрении случая на супервизионной группе. Во время рассмотрения случая на супервизионной группе игру клиента можно распознать с помощью динамических процессов, а также интерпретировать игры, происходящие в кабинете специалиста, определив тезис и антитезис. Психодинамические процессы в группе могут отражать психодинамические силы, стоящие за игрой, а интерпретация эмоционального состояния участников группы может дать информацию о выигрыше «Водящего».
Таким образом, трансактный анализ, являясь одним из эффективных психоаналитических подходов, позволяет существенно расширить палитру возможностей полимодальной супервизии.